Интервью ИА REGNUM Новости с главным редактором азербайджанского агентства 3rd view, политическим аналитиком Рауфом Раджабовым.

ИА REGNUM Новости: На днях в ливийском городе Сирт прошло заседание Комитета арабской мирной инициативы, на котором лидеры этих стран признали, что палестино-израильские переговоры, возобновившиеся 2 сентября по инициативе США после двухлетнего перерыва, зашли в тупик. Более того, эти переговоры оказались на грани срыва после возобновления израильского строительства на Западном берегу реки Иордан. Что, по-вашему, мешает успеху палестино-израильского диалога?

Ключевым вопросом арабо-израильского конфликта является палестинская проблема, которая имеет целый ряд аспектов: границы будущего палестинского государства, статус города Иерусалима, возвращение палестинских беженцев. Напомню, создание палестинского государства инициировалось еще резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года, которая предусматривала образование на территории Палестины двух государств - израильского и арабского. Однако Израиль не только не выполнил ее до сих пор, но и продолжает активно застраивать оккупированные палестинские территории.

В настоящее время экономика Палестинской Национальной Автономии (ПНА), представленная в основном сельским хозяйством, предприятиями легкой промышленности и переработки сельхозпродуктов, сильно зависит от более развитой и современной экономики Израиля. Оттуда идет снабжение электроэнергией, горюче-смазочными материалами, медикаментами, некоторыми видами продовольствия. Немало граждан ПНА работают в различных секторах израильской экономики. В то же время определенную помощь ПНА получает по линии ООН и от палестинской диаспоры. Ее стагнационная экономика не может и не сможет обеспечить работой ее быстрорастущее население. ПНА в ее нынешнем состоянии - это иждивенец международного сообщества, и нет оснований полагать, что в среднесрочной перспективе такое положение изменится.

ИА REGNUM Новости: Наверное, положение осложняется противостоянием между самими палестинцами, часть которых поддерживает проиранский ХАМАС, а другая - достаточно прозападный ФАТХ...

Безусловно. Эти две организации даже воевали между собой в июне 2007 года. Та война продолжалась шесть дней и закончилась 14 июня полной победой ХАМАС. И ПНА в результате гражданской войны распалась на два образования: сектор Газа, подконтрольный исламскому движению ХАМАС, и Западный берег реки Иордан, подконтрольный ФАТХ. В результате возникло новое палестинское административное образование, которую в прессе окрестили по партийной принадлежности - Хамастан. Как видим, еще до провозглашения Палестинского государства оно уже разделилось на два.

На внешнем фронте суннитский ХАМАС оказался в самом центре геополитического противостояния между ваххабистской Саудовской Аравией и шиитским Ираном, под влиянием которого он оказался. Военная победа ХАМАС над ФАТХ в секторе Газа летом 2007 года значительно усилила страхи королевской семьи и активизировала её усилия по сдерживанию влияния Ирана и ХАМАС. В своей контригре с Тегераном Эр-Рияд, так же, как и США и ЕС, значительно увеличили финансовую помощь организации Аббаса и заняли фактически произраильскую позицию во время израильской операции "Литой свинец" против группировки ХАМАС в секторе Газа. Несмотря на то, что ХАМАС не удалось трансформироваться в главную силу сопротивления внутри палестинского общества, тем не менее, у него оставался весомый аргумент - военные возможности.

Вместе с тем сегодня в секторе Газа у ХАМАС объявились конкуренты в борьбе за власть. Произошедшая недавно попытка переворота, предпринятая местным "филиалом" "Аль-Каиды" - группировкой "Джунуд Ансар Аллах" ("Воины сторонников Аллаха") с целью установления шариатского государства в городе Рафах, хоть и была быстро подавлена, тем не менее, высветила перед лидером ХАМАС Халедом Машалем нерадостные перспективы. При всей своей ярко выраженной исламистской окраске, ХАМАС всегда был движением национального сопротивления, но никогда не рассматривал себя частью всемирного джихадистского проекта Усамы бен Ладена. Теперь, после неудавшегося мятежа "Джунуд Ансар Аллах", "Аль-Каида" представляет для ХАМАС смертельную угрозу. В свою очередь Саудовская Аравия всё же желает вернуть ХАМАС под свое влияние, так сразу после вышеупомянутой операции Израиля, Эр-Рияд выделил на восстановление инфраструктуры сектора Газа один миллиард долларов.

ИА REGNUM Новости: Могут ли существенно изменить положение вещей новые парламентские выборы в Палестинской автономии?

После того, как глава ПНА Махмуд Аббас объявил о намерении провести досрочные выборы, группировка ХАМАС развернула против него мощную пропагандистскую кампанию. Что касается новых выборов, то здесь возникает вопрос: сможет ли Аббас добиться желаемых результатов? Опросы общественного мнения показывают, что разрыв между двумя группировками невелик. ФАТХ может получить до 40% голосов, а ХАМАС - до 36%. Разочарование, вызванное у части населения деятельностью нынешнего кабинета, не привело к росту популярности движения ФАТХ, его лидеры не смогли избавиться от имиджа коррупционеров. Между тем арабские эксперты обращают внимание на негативное отношение многих палестинцев к обеим группировкам, полагая, что пришло время подумать о формировании третьей силы.

И глава ПНА Аббас ожидаемо отложил назначенные на 24 января 2010 года президентские и парламентские выборы на неопределённый срок. Он заявил, что готов формально остаться у власти до проведения голосования, но сам баллотироваться не будет. Аббас, по мнению арабских и израильских политологов, совершил хитрый, но в то же время опасный политический манёвр. Его президентский срок истёк 9 января текущего года. Де-юре конституция ПНА позволяет ему оставаться у власти до проведения следующих выборов. Де-факто эта власть теряет степень своей легитимности с каждым днём её вынужденного продления. Отказавшись выставлять свою кандидатуру, Аббас дал понять, что не собирается узурпировать президентский пост, таким образом, заморозив законность своего пребывания на нём. При этом всю вину за отмену выборов и сдвиг сроков их проведения палестинский лидер возложил на ХАМАС, чем вовсе снял с себя ответственность за пролонгацию своих полномочий. Но решение Аббаса покинуть политическую арену имело и другой, более важный эффект. Уход единственного палестинского деятеля, который помимо относительного доверия у собственного народа пользуется неплохой репутацией у США, ЕС, арабского мира и Израиля, ставит под вопрос судьбу мирного процесса на Ближнем Востоке. Дело в том, что президент ПНА, кто бы ни занимал данный пост, единственная фигура, уполномоченная вести переговоры и заключать соглашения от имени палестинцев. Израиль, к примеру, не видит альтернативы Аббасу.

ИА REGNUM Новости: Но и при Аббасе не работала принятая в апреле 2003 года ООН, ЕС, Россией и США "дорожная карта"...

Тот план урегулирования исходил из "сосуществования двух государств - Израиля и будущего палестинского государства", которое должно быть создано в результате двусторонних переговоров при участии "квартета" международных посредников на основе ранее принятых решений ООН и формулы "земля в обмен на мир" (уход Израиля с оккупированных им территорий в обмен на мирный договор с арабскими странами). В плане нашла отражение одобренная Лигой арабских государств (ЛАГ) инициатива Саудовской Аравии, призвавшей к признанию Израиля "в контексте всеобъемлющего арабо-израильского урегулирования". В "дорожную карту" были включены такие пункты, как "отказ от насильственных действий с обеих сторон, создание палестинских государственных институтов (в том числе переформирование существующих силовых структур и военизированных группировок), прекращение создания Израилем новых поселений на территории, предназначенной для палестинского государства". План предполагалось выполнить в три этапа к 2005 году, когда должно было завершиться формирование Палестинского государства. В настоящее время на Западном берегу реки Иордан существуют 164 израильских поселения, которые поглотили более 40% оккупированных территорий.

Тем не менее, разрешить палестино-израильский конфликт так и не получилось, в основном из-за несоблюдения сторонами взятых на себя обязательств и отсутствия консенсуса по ключевым вопросам. В первую очередь это касается освобождения Израилем оккупированных во время войны 1967 году территорий и права палестинских беженцев на возвращение. Общее число изгнанных или вынужденных в результате израильской оккупации покинуть Палестину беженцев с их потомками составляет примерно 5 млн. человек. Основная их часть проживает в соседних арабских странах (в том числе в "лагерях для палестинских беженцев", созданных после первой арабо-израильской войны), а также в США (более 100 тыс.) и Южной Америке (более 450 тысяч).

Население же Израиля насчитывает 6 миллионов 750 тысяч человек (на 2003 года), включая 800 тысяч палестинских арабов. Если же предположить возможность возвращения всех палестинских беженцев, то это резко изменит демографическую ситуацию в Палестине и поставит под вопрос статус Израиля как "еврейского государства" и "очага иудаизма", который не раз подтверждало израильское руководство. Поэтому возвращение палестинских беженцев, на котором настаивают большая часть палестинских лидеров и большинство арабских стран, является одним из самых сложных и труднорешаемых вопросов ближневосточного конфликта.

ИА REGNUM Новости: Какие еще рецепты могут прописать израильской и палестинской сторонам международные посредники и эксперты?

К этому мы несколько позже придем. Но нужно начать с того, что, по мнению израильских военных аналитиков, все стандартные решения, предлагаемые сегодня, ошибочны. Кстати, президент США Барак Обама недавно признал, что недооценивал сложность палестино-израильского конфликта, ожидая больших результатов. Упомянутые аналитики считают, что необходим принципиально новый подход, так как события в Палестине доказали несостоятельность формулы "два государства для двух народов". Поскольку нет серьезных оснований сомневаться, что план "одностороннего размежевания" будет полностью реализован, то в настоящее время складывается принципиально новая ситуация. Одностороннее установление границ - дело ненадежное, так как всегда может быть оспорено соседями, а в данном случае это ПНА. Согласно плану "одностороннего размежевания" у Израиля окажется более 75%, а у ПНА - менее 25% территории Палестины. Такой раздел Палестины не соответствует резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 181, а, следовательно, с международно-правовой точки зрения он не легитимен. Палестинцы имеют основания для продолжения борьбы за возврат незаконно захваченных земель.

Первый вариант заключается в создании Соединенных Штатов Иордании, которые являются модернизированной версией прежнего плана палестино-иорданской конфедерации. Второй - предусматривает создание самостоятельного палестинского государства, часть территории которого будет располагаться в границах нынешнего Египта. В обмен Египет получит равную по площади часть территории Негева. Они подчеркивают осуществимость этих проектов, напоминая, что попытки создать палестинское государство на территории Западного берега и сектора Газы полностью провалились. Среди многочисленных препятствий на пути достижения мира между Израилем и палестинцами аналитики указывают усиление ХАМАС и захват им власти в Газе; отсутствие общепризнанного авторитетного национального палестинского лидера, коим был в свое время Ясир Арафат; отсутствие также и израильского лидера, верящего в реальную возможность достижения постоянного урегулирования с палестинцами; существенное изменение демографической ситуации, при которой 290 тысяч израильтян живут за пределами "зеленой черты" (по сравнению со 190 тысячами в преддверии переговоров в Кемп-Дэвиде).

ИА REGNUM Новости: И всё же, где аналитический "хэппи энд"? Где положенный дежурный свет в конце тоннеля?

Выходом из создавшейся ситуации является создание иордано-палестинской федерации со столицей в Аммане. В рамках этой федерации Западный берег реки Иордан и сектор Газа будут обладать полной независимостью во всех внутренних вопросах, таких как бюджет, государственные учреждения, юридические институты, полиция. Им будут предоставлены символы независимости. Но, подобно американским штатам, они не смогут принимать решения по двум вопросам: внешняя и оборонная политика. Решения по этим вопросам, как и в США, будут приниматься исключительно федеральным правительством в Аммане. По мнению израильских военных экспертов, вхождение в федерацию с Иорданией является гарантией того, что палестинское государство не окажется под властью ХАМАС. Во-вторых, "палестинцы прекрасно отдают себе отчет, что в рамках формулы "два государства для двух народов" они будут гражданами крохотного и нежизнеспособного государства, связанного бесчисленными ограничениями (в частности, отсутствием суверенитета над собственным воздушным пространством). Для палестинцев предпочтительно стать равноправными гражданами большого, пользующегося международным авторитетом государства, в котором они являются большинством. В свою очередь, Иордания получит в результате создания федерации существенные политические дивиденды. Прежде всего, Иордания обеспечит внутриполитическую стабильность, которая оказалась под угрозой из-за опасности установления режима ХАМАС не только в Газе, но и на Западном берегу реки Иордан. Таким образом, Иордания сможет установить военный контроль над территорией, в настоящее время являющейся источником нестабильности.

Выиграет при таком сценарии и Израиль, получив столь желанную безопасность. Палестинские территории будут включены в состав сильного и устойчивого иорданского государства, что будет значительно лучше, нежели появление на восточных израильских границах нежизнеспособного мини-государства, которое, скорее всего, превратится в очаг нестабильности и насилия.

Другой вариант, предлагаемый израильскими военными аналитиками, заключается в создании палестинского государства на территории Египта с соответствующим обменом территорий. Такое государство будет располагаться на территории площадью в 720 кв. км, включая 24 кв. км вдоль средиземноморского побережья в направлении Эль-Ариша. На этой территории можно создать миллионный мегаполис с крупным морским портом и аэропортом. Египет в таком случае получит компенсацию в виде большого участка земли в Негеве и 10-километрового туннеля в Иорданию, который пройдет по южной границе Израиля и свяжет эту страну с арабскими государствами Персидского залива. Территория площадью в 720 кв. километров будет эквивалентна 12% территории Западного берега, которые останутся в руках Израиля.

В этом случае станет неизбежным и расширение сектора Газа. Это позволит превратить ее в международный торговый центр, что в настоящий момент выглядит нереальным.

Такого рода неординарные решения будут выгодны всем заинтересованным сторонам, а вовлечение в окончательное урегулирование Египта и Иордании станет "надежной гарантией жизнеспособности соглашений". Как видим, рецепт урегулирования арабо-израильского конфликта есть, притом не один...

Подготовил Рафаэль Мустафаев