Бесследное исчезновение в середине октября гражданина Абхазии Гарри Джопуа вынудило власти этой республики в очередной раз обратить внимание международного сообщества на политику грузинской стороны в регионе. После августовских событий на Кавказе переговоры между Сухумом и Тбилиси фактически не проводятся. Впрочем, международные посредники всячески пытаются реанимировать зашедший в тупик процесс мирного урегулирования. Как справедливо отмечают абхазские политики, без признания современных реалий будет невозможно добиться полноценного и полномасштабного разрешения существующих противоречий. Но главная проблема в том, что Грузия на словах не отказываясь от политического диалога, на практике продолжает политику силового давления на абхазскую сторону.

Одним из проявлений такой политики являются террористические акты, перманентно совершаемые грузинскими спецслужбами. В этом контексте следует рассматривать факты похищений абхазских граждан. В качестве примера можно привести инцидент 2007 года, когда "неизвестными" из собственного дома был украден Давид Сигуа, этнический грузин, активно поддерживавший идею строительства независимой Абхазии. Нет сомнений, что именно позиция Сигуа стоила ему свободы. Слово "неизвестные" мы сознательно взяли в кавычки, так как абхазские правоохранительные органы доподлинно установили, что за похищением Сигуа стоят спецслужбы Грузии. Отметим, что они периодически засылаются с сопредельной территории для совершения подобных и других диверсионных и террористических актов.

Уже 3 года абхазская сторона, используя возможности как официальной, так и народной дипломатии, ставит вопрос об освобождении своего гражданина. Сухум не раз писал в высокие международные инстанции ноты с просьбой проявить заинтересованность в установлении местонахождения Давида Сигуа. Но его судьба до сих пор остается неизвестной. Грузия на требования вернуть Сигуа, банально отвечает, что они не знают о Сигуа ничего, а международные представители в Грузии, доверительно подтверждают слова представителей Грузии. Таким образом, создался замкнутый круг, который, похоже, будет очень трудно раскрыть, так как западные покровители не заинтересованы в том, чтобы и на так подмоченную репутацию Саакашвили пало еще одно пятно.

На днях пресс-служба министерства иностранных дел Абхазии распространила сообщение, которое иначе, как сенсационным расценивать нельзя. Речь идет о письме главы внешнеполитического ведомства г-на Максима Гвинджия к исполнительному секретарю Европейской комиссии по предупреждению пыток Тревору Стивенсу. Поводом для обращения абхазского политика стало новое преступление против человечности. На этот раз своей жертвой грузинские спецслужбы выбрали Гарри Джопуа. Он был похищен 9 октября в приграничном Гальском районе. Министр Гвинджия просит г-на Стивенса оказать содействие в проведении объективного расследования по выяснению местонахождения гражданина Абхазии. Такой адресат выбран неслучайно. При желании европейского чиновника объективное расследование можно провести. На территории Грузии находятся офисы многочисленных международных организаций. А непосредственно на границе с Абхазией несут дежурство наблюдатели Евросоюза. Но вряд ли они подключатся к расследованию фактов бесследного исчезновения абхазских граждан трехлетней и месячной давности. И дело тут не только в безоговорочной поддержке грузинских властей.

В упомянутом письме министра иностранных дел Абхазии содержится предположение, что подданные Абхазии могут быть заключены в грузинские тайные тюрьмы. На фоне скудных информационных сообщений о последнем раунде международных дискуссий в Женеве, эта новость стала громом среди ясного неба. Впрочем, эффекта разорвавшейся бомбы она не произвела. Хотя сообщение осталось незамеченным многими СМИ, ряд обстоятельств заставляют нас серьезно задуматься над возможностью существования секретных казематов на территории Грузии. Несмотря на то, что стопроцентных доказательств нет, некоторые размышления наводят на мысль о том, что гипотеза абхазского МИДа имеет под собой основания.

Хорошо известно, что Грузия единственная страна на постсоветском пространстве, которая слепо выполняет политику своих западных покровителей, и, прежде всего, США. Эта заокеанская страна пару лет назад уже оказалась замешанной в громком скандале, когда в прессу просочились сведения о существовании тайных тюрем в восточной Европе. Тогда Вашингтон пытался всячески откреститься от этих сообщений, но вот сохранить хорошую мину при плохой игре не удалось. Поднятый журналистами шум вокруг секретных казематов в Европе, куда доставляются, а затем подвергаются пыткам плененные в Ираке и Афганистане лица, сыграла злую шутку с тогдашним президентом США Дж. Бушем. По мнению ряда политологов, попавшие в СМИ сведения о бесчеловечном отношении военных к пленным привели в бешенство американских избирателей, и они отдали свои голоса Бараку Обаме, а не Маккейну, которого поддерживал Буш.

Новость о тайных тюрьмах на территории Грузии тоже может вызвать гнев рядовых грузин. И, скорее всего, вызовет. Именно, потому, что они хорошо знают, как активно действующий режим борется со своими политическими оппонентами. При помощи своего карательного аппарата тбилисское руководство умело расправляется со всеми, кто думает иначе. Многие эксперты признают, по численности политзаключенных, Грузии принадлежит одно из первых мест в мире. Существование секретных казематов грузинским властям выгодно не только с точки зрения солидарности с американцами, застрявшими в Афганистане, но так же, как эффективный способ сведения счетов с ярыми критиками.

Смысл появления секретных тюрем в Грузии прост - в них должны бесследно исчезать неугодные режиму люди. Давид Сигуа тоже не устраивал тбилисских руководителей. Он активно поддерживали официальный курс Сухума, пользовались авторитетом жителей Галского района, к нему прислушивались. Спрашивается, не лучше ли запрятать его в тайную тюрьму, которая в системе Минюста нигде не числится, которую сложно обнаружить в труднодоступной горной местности. По непроверенным данным, тайные казематы могут существовать на окраинах Тбилиси и Рустави. Причем, это не только собственно грузинские тюрьмы. Не исключено, что на территории этой страны действуют тайные тюрьмы ЦРУ. Участвуя в международной антитеррористической операции в Афганистане, можно предположить, что попавшие в плен талибы затем переправляются в Грузию для дальнейшего заключения.

Одним словом, в адрес Грузии прозвучали серьезные обвинения в создании сети секретных тюрем. Пока у абхазской стороны нет достаточных улик, но есть предположения. Значит, действует принцип - дыма без огня не бывает. Тем более, что дыма в последнее время становится больше: уже двое граждан Абхазии находятся в грузинских застенках. Кто следующая жертва грузинских спецслужб? Не хотелось, чтобы к Гарри Джопуа и Давиду Сигуа присоединились другие.

В день написания этой статьи, 26 октября, был похищен еще один гражданин республики Абхазия Парпалия Нугзар 1945 года рождения. Инцидент произошел на грузинской стороне границы, в районе села Хурча. Парпалия Н. М. был захвачен грузинскими спецслужбами, когда возвращался в Абхазию с территории Грузии. Его осуждают в перевозке наркотиков, однако, достоверно известно, что при аресте 65-ти летнему мужчине подбросили улики.

Лев Сонников, Абхазия