Выборы: "Такого "золотого дождя" не видела еще ни одна предвыборная кампания". Молдавия - Румыния: "Пусть никого не вводит в заблуждение дипломатический политес: интервенция произойдет с одобрения и по просьбе местных властей". Приднестровское урегулирование: "О Молдавии и Приднестровье, вдруг объединившихся на каких-то условиях, будут помнить три дня". Молдавия - Россия: "В случае если ПКРМ вернется к власти, страной будет править не "свадебный генерал" Воронин, а настоящие генералы Патрушев и Лебедев".

Выборы: "Такого "золотого дождя" не видела еще ни одна предвыборная кампания"

Нынешняя предвыборная кампания - что пир во время чумы, пишет "Кишиневский обозреватель". Парадокс: практически все электоральные конкуренты-2010 в своих предвыборных программах говорят о тотальной бедности и обещают вылечить страну от этого недуга. ЛДПМ даже возвела борьбу с бедностью в ранг "путеводной звезды" и идет на выборы под лозунгом "Молдавия без бедности!" Движение "Европейское действие" (ДЕД) вступило в избирательную кампанию на территории заброшенного завода, который, по мнению "дедовцев" лучше всего символизирует бедность РМ. В предвыборной программе демократов говорится, что Молдавия все еще находится в кризисе: экономика в упадке, число безработных растет. А коммунисты обвиняют Альянс за евроинтеграцию в том, что всего за год своего правления тот довел страну до ручки. Но, несмотря на декларируемое тяжелое экономическое положение, "борцы с бедностью" не только не затягивают пояса, а тратят просто колоссальные средства на свою предвыборную агитацию. Такого размаха и "золотого дождя" не видела еще ни одна предвыборная кампания.

Тенденции последних лет показывают, что благосостояние молдавских партий от выборов к выборам растет и укрепляется, продолжает "Кишиневский обозреватель". О том, что при недостатке финансовых средств на самоагитацию электоральные конкуренты могут взять у государства беспроцентный кредит, уже никто и не вспоминает. С одной стороны, дело это не совсем выгодное - суммы небольшие, а бюрократии для их получения много. Но ведь одалживались электоральные конкуренты когда-то - из-за безвыходности. Например, на выборах-98 деньги на саморекламу у государства заняли 26 конкурентов (пять партий и блоков и 21 независимый кандидат), в 2001 году - трое (Движение "Плай натал", блок "Вера и справедливость" и независимый кандидат Василий Северин), в 2005 году услугами Минфина не воспользовался никто. С тех пор государственные средства остаются в неприкосновенности. Политформирования самой бедной страны в Европе больше не нуждаются в финансовой поддержке государства.

В соответствии с Законом о политических партиях, помимо членских взносов политформирования имеют право на получение пожертвований со стороны физических и юридических лиц, если они осуществляются в пределах РМ и в условиях максимальной прозрачности, пишет "Кишиневский обозреватель". Финансирование партий извне категорически запрещено. Но ведь законы для того и пишутся, чтобы их обходить. В 2008 году тогдашний директор Службы информации и безопасности Артур Решетников заявил, что его ведомство "активизирует усилия для обеспечения безопасности суверенитета и независимости Республики Молдова". Сделано это было по распоряжению президента Воронина, который поручил СИБ выявить случаи финансирования из-за рубежа политических партий и целого ряда СМИ.

Перед апрельскими выборами-2009 прокоммунистические СМИ утверждали, что официальный Бухарест и отдельные румынские миллиардеры борются за сферы влияния в РМ, щедро спонсируя некоторые оппозиционные политформирования, продолжает "Кишиневский обозреватель". Якобы в 2008 г. на счета Либеральной партии, ЛДПМ и движения "Европейское действие" активно поступали средства со счетов Департамента по связям с румынами, проживающими за рубежом румынского МИДа. Однако в 2009 году предвыборная кампания ЛПМ и ДЕД неожиданно повисла в воздухе, "поскольку румынские денежные вливания сократились существенным образом". Зато ЛДПМ Владимира Филата, как утверждали коммунисты, процветала - на либеральных демократов сделали ставку румынские миллиардеры. И, в частности, Дину Патричиу, "который действовал по указанию бывшего румынского премьера Кэлина Попеску-Тэричану". Тем более что с Дину Патричиу и его бизнесом был очень тесно связан бывший премьер-министр РМ Ион Стурза - еще недавно близкий друг Владимира Филата. В качестве спонсора ЛДПМ тогда выступил и владелец группы компаний ASCOM group Анатолий Стати - союзник Дину Патричиу. Говорят, что именно при его посредничестве в предвыборные списки ЛДПМ был включен заместитель директора ASCOM Юрий Лянкэ, который потом стал министром иностранных дел. Юрий Лянкэ и сейчас в предвыборных списках либеральных демократов - под номером 5. А под номером 19 на досрочные выборы идет Кирилл Лучинский - тоже отнюдь не бедный человек, отцу которого Петру Лучинскому, Анатолий Стати очень многим обязан. Что касается либералов, то на днях мэр Кишинева Дорин Киртоакэ съездил в Тбилиси - на конференцию европейских мэров, где, среди прочего, обсудил с президентом Саакашвили "предстоящие досрочные парламентские выборы в Молдавии". Интересно к чему бы это?

Кроме румынского капитала, в молдавской политике довольно-таки активную роль играет и российский капитал - но его участие напоминает приливы и отливы, пишет "Кишиневский обозреватель". Условно российский капитал можно поделить на две части - собственно российские деньги и средства, вкладываемые в избирательную кампанию некоторыми проживающими в Москве выходцами из РМ. Активную роль российский капитал играл на выборах-2005. В феврале 2005 года в Москве был организован первый съезд молдавских гастарбайтеров и создана московская организация молдавских трудовых мигрантов "Патрия-Молдова", которая проводила четкую антиворонинскую линию и даже призвала парламент объявить президенту импичмент. Как говорили тогда, за спиной "молдавских гастарбайтеров" стояли Валерий Пасат (что потом привело к его задержанию по подозрению в отмывании денег в связи с продажей МИГов) и Григорий Карамалак, спонсировавшие одно из оппозиционных политформирований. А вот на выборах-2009 присутствия российского капитала в избирательной кампании практически не наблюдалось. И вот - очередной "прилив". Как недавно писали румынские СМИ, Кремль, недовольный политикой Альянса за евроинтеграцию и, в частности, антироссийскими выходками Михая Гимпу, жаждет реванша. Официальная Москва и не скрывает, что на этих выборах делает ставку на демократов и их лидера Мариана Лупу, о чем свидетельствует договор о сотрудничестве, заключенный ДПМ с "Единой Россией". И вряд ли единороссы ограничатся только моральной поддержкой Демпартии. Не исключено, что российскую подпитку получают гуманисты Валерия Пасата, республиканцы Андрея Стратана и эсдэки Виктора Шелина. Во всяком случае, в своих предвыборных программах данные политформирования настойчиво предлагают РМ войти в Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии, а гуманисты еще и создать в рамках СНГ политический союз по примеру и принципам Евросоюза.

ПКРМ в финансовой подпитке из-за рубежа пока замечена не была, продолжает "Кишиневский обозреватель". Зато коммунисты активно пользовались услугами местного бизнеса. Особенно, когда были во власти. В принципе, для крупного бизнеса выгодно спонсировать "проходные" политформирования, чтобы потом извлечь из этого определенные дивиденды. Но, как говорят знающие люди, кроме добровольных пожертвований от бизнеса партии власти довольно-таки часто прибегают и к добровольно-принудительному выбиванию денег у предпринимателей. В противном случае тем грозят большие неприятности в виде непрекращающихся проверок со стороны контролирующих органов. Так было при коммунистах, такая же практика продолжается и сейчас. Плюс у партий власти есть такой существенный источник безбедного предвыборного существования, как административный ресурс - начиная от бесплатного горючего для встреч с избирателями (надо же, например, премьер-министру посмотреть, что творится в районах) до манипулирования публичными средствами во время избирательной кампании. Накануне выборов всегда находятся деньги для увеличения пенсий и зарплат, выплаты компенсаций пенсионерам или пострадавшим, выделения угля и дров нуждающимся и т.д.

Еще один источник получения средств на предвыборную кампанию - торговля местами в избирательных списках, пишет "Кишиневский обозреватель". Больше заплатишь - больше вероятность, что окажешься в т.н. зоне попадания. На прошлогодних выборах "зона попадания" оценивалась в полмиллиона леев (1 рубль = 0,4 лея - прим. ИА REGNUM Новости). Принцип "с мира по нитке", конечно же, хорош, но зачастую лидерам или членам партий, стремящихся пройти в парламент, тоже приходится раскошеливаться, отмечает издание.

Вот оно, совсем рядышком - 28 ноября, пишут "Молдавские ведомости". Скоро призывы отдать свой голос за ту или иную партию будут не только в виде наглядной агитации. Может, и с церковного амвона будет проповедоваться чья-то программа. Может, и в пенитенциарных учреждениях начнут продвигать устремления и взгляды, в больницах вместе с лекарствами, нет-нет и дадут возможность политически просветиться. Но на всю эту агитацию, на весь этот бал-маскарад нужны средства. Молдавский политический Сталинград, который предстоит в ноябре, требует "всё для фронта". И где же взять "всё для победы"?

"В Москву, в Москву, в Москву"... Молдавские "политические ходоки" в Первопрестольной напоминают просителей в банке, продолжают "Молдавские ведомости". Чаще всего - просят позабыть о непогашенном кредите. Мол, форс-мажор, разные обстоятельства, местная специфика. Да это всё в прошлом! А кто старое помянет, как это у вас, у русских говорится... А сейчас, давайте придумаем что-то для реализации нашего совместного проекта по улучшению конкурентоспособности. Мы же ваши партнёры, ёлки-палки! Ну, выделяется же какое-то финансирование на бывшую Молдавскую ССР?! Ну, так давайте, "порешаем вопрос". Сделаем дополнительное финансирование?! Безусловно, мы утрируем. Но, по большому счёту, мы не далеки от истины. Просят, конечно, не только денег. Просят поддержки в виде совместных политических деклараций, в виде негласного продвижения через кого-то своих интересов. Выборы - давно бизнес. Кто хитрее, кто сможет убедить предполагаемого партнёра в том, что потратиться в Молдавии, необязательно деньгами, - выгодно, что не будет "молдавских вариантов", что возможно получить прибыль - тот и молодец.

Забавно было наблюдать, как некоторые представители от кишиневских партий в Москве, совершенно забыли о том, как неохотно они в молдавской столице переходят с госязыка, пишут "Молдавские ведомости". Горячая пора, что поделаешь. Ну не будешь же включать принципиальность в московских кабинетах. Однако, не все так просто. Большинство больших людей, в больших и высоких московских кабинетах, никогда не были в Молдавии и в ближайшем обозримом будущем туда не собираются. Естественно, не с парадного подъезда, через "своих" к ним не зайти. И, ей Богу, очень потешно наблюдать, когда большой человек смотрит на с большим трудом пробившегося к нему молдавского ходока с такой тоской об утраченном времени и досадой от набившего оскомину алгоритма просьб, которые не меняются уже второе десятилетие. Суть-то просьб - одинакова. Помогите сейчас. И будет Молдавия пророссийская. Самая пророссийская! Западнее её в своей пророссийскости - будет только Калининградская область. Заявления в Кишиневе, Брюсселе, Вашингтоне? А - ну это... Ну, вы же понимаете, мы маленькая страна, приходится с западными партнерами договариваться. Они же на нас давят. А не будет нас, представьте себе - что будет! Вашим же русским. Ну да, не введем мы русский государственным. Да и зачем? А вот, может быть, российский бизнес захочет войти покрепче к нам в гости? Мы посодействуем! Только сейчас помогите дойти до финишной ленточки в выборном беге. Подарите хорошие кроссовки.

Иной раз, такое настырное просительство раздражает, продолжают "Молдавские ведомости". Иной раз, этого и не скрывают. Слышно иногда, как в разговорах представителей молдавских политических партий с московскими чиновниками, у последних возникает вопрос - ну и куда же вы идёте? Вы же кричите об евроинтеграции?! Так вперед! Кто вас держит-то! Ну, невыгодно увеличивать на вас бюджет, как вы не понимаете? Что за чушь вы несёте об особой геополитической нагрузке вашего региона!? Запад? Так мы с ним прекрасно работаем! Он в России достаточно много инвестирует.

Конечно, кто-то всё-таки "вырулит" что-то в Москве, пишут "Молдавские ведомости". Но, надо признать, что все чаще молдавским ходокам там дают от ворот поворот. Пользоваться тем, что "Москва большая, не дадут здесь, дадут в другом месте", все сложнее. Заработать на Молдавии - много не получится. Денег - толком не распилишь, а заморочек, форс-мажоров - хватает. Потом объясняй начальству, почему поддерживаемый/проталкиваемый политический деятель/партия вдруг всё позабыл после того, как становится государственным деятелем. Или кто старое помянет - тому глаз вон? Так ведь есть продолжение у этой пословицы: а кто забудет - тому оба.

Нынешняя предвыборная кампания - как безвкусная чорба, в которую не добавили ни соли, ни перца, пишет Jurnal de Chisinau. Вначале она еще привлекала внимание медлительностью и растерянностью, с которой расставляли предвыборные войска правящие партии, встречающие выборы как в полусне, потеряв около полумесяца на завязывание разноцветных галстуков и разворачивание знамен. Сегодня выборы больше никого не интересуют. Даже конкурентов. Иначе давно бы занялись заказом соцопросов, дабы узнать предпочтения избирателя и попытаться изменить их. Напрасно готовились институты общественного мнения, наши лидеры не горят от нетерпения узнать, на каком свете они находятся, чтобы жизнь их стала более интересной и захватывающей. Чтобы не переживать больше положенного, они обращаются время от времени к темным "экспертам", которые выдают данные, приятные их слуху.

Вначале складывалось ощущение, что у партий альянса нет мотивации, ставок, продолжает Jurnal de Chisinau. Будто их победа уже в кармане, прямо как на референдуме. Они вели себя так, будто ПКРМ была фантомом и не существовала вовсе. Возможно, "отсутствие" коммунистов оставило след и в предвыборных посылах АЕИ. Одни кажутся импровизированными, абстрактными, как, например "благосостояние, уважение и прогресс" (слоган Демократической партии - прим. ИА REGNUM Новости). Другие соприкасаются с действительностью лишь случайно. Все они не отражают видения в целом государства и граждан РМ, так как не отвечают на фундаментальные вопросы, почему мы дошли до того состояния, в котором оказались. Они не могут никого вдохновить и мобилизовать. Выборы еще раз демонстрируют, что политические лидеры видят себя отцами, спасителями нации или в лучшем случае организаторами и технократами. Отсюда склонность к решениями чисто техническим, к "прагматизму" и неприятие, игнорирование идеализма. Они не считают необходимым понять порывы, пробудить энтузиазм, воображение наших соотечественников, сводя проблемы к техническим, экономическим и организационным вопросам. Все же бедность зависит не только от цвета руководства. Некоторые причины мы не можем решить иначе, как всеобщими усилиями осознав их, глядя при этом в будущее, а не в прошлое. Граждане не являются пассажирами автобуса, которым управляют наши политики, они тоже способны рулить, как сказал недавно британский премьер Дэвид Кэмерон.

Как и на референдуме, от явки народа к урнам будет зависеть доля электорального ядра ПКРМ, пишет Jurnal de Chisinau. Однако сегодня мобилизация электората намного важнее, чем на референдуме. Можно даже сказать, что явка - это всё, в условиях, когда общество продолжает делиться на коммунистов и антикоммунистов. Победит тот лагерь, который будет лучше мобилизован. С этой точки зрения, у коммунистов есть преимущество. Несмотря на то, что не все молдаване понимают их лозунг ("Молдавия выбирает победу" - прим. ИА REGNUM Новости) без дополнительных объяснений, ПКРМ может мобилизовать пророссийский электорат, который рассматривает Вторую мировую войну сквозь призму советской пропаганды.

К сожалению, партии АЕИ не сильно постарались найти слова, которые запали бы в душу молодежи и всех граждан РМ, пробудили бы их от безразличия и онемения, продолжает Jurnal de Chisinau. Несправедливо отсутствуют посылы, побудившие молодежь выйти к урнам 5 апреля и 29 июля 2009 года. Правда, и тогда это не было заслугой партий, инициатива исходила от самих молодых людей, но лидеры, по меньшей мере, присоединились к ним и смогли их поддержать. Интернет-форумы демонстрируют активность сторонников ПКРМ и пассивность приверженцев других партий. В прошлом году ситуация была несколько иной. Несмотря на то, что политическая война не завершилась, а наоборот, набирает обороты, ДПМ по непонятным мотивам отказалась от лозунга своей предыдущей кампании, который принес хороший результат на прошлых выборах. Вместе с этим образ ДПМ потерял экспрессивность, стал общим, неинтересным. Откуда надеется взять голоса ДПМ, как не в борьбе с ПКРМ?

Лидеры АЕИ провозгласили курс на обещания, но не обещания мобилизуют, а осознание того, что каждый голос имеет значение, что без участия каждого из нас дела не изменятся или даже будут развиваться в ошибочном, катастрофическом направлении, пишет Jurnal de Chisinau. Чувство того, что коммунистическое руководство ограничивает для молодежи будущее, ведет РМ в тупик, заставило молодых людей выйти на улицы 7 апреля 2009. До тех пор, пока будет оставаться опасность возвращения и реванша ПКРМ, старые лозунги по-прежнему будут актуальными. Нужно убедить молдаван, что ПКРМ представляет собой прошлое, что, голосуя за коммунистов, они голосуют против будущего собственных детей. Даже европейские чиновники посоветовали лидерам Альянса разработать общий слоган: "Сделай выбор между прошлым и будущим". Это касается как молодежи, так и граждан в возрасте: продолжительная миграция молодежи ставит РМ в ситуацию, не позволяющую пенсионеров обеспечить мизерным минимумом. Подобная мрачная, зловещая перспектива будет все ближе, если лидеры АЕИ будут рассматривать выборы как игру-судоку или кроссворд, подводит итог издание.

Молдавия - Румыния: "Пусть никого не вводит в заблуждение дипломатический политес: интервенция произойдет с одобрения и по просьбе местных властей"

К концу правления Альянса за евроинтеграцию в Молдавии окончательно оформился марионеточный режим, управляемый извне, пишут "Кишиневские новости". Неудивительно, что за его сохранение и после досрочных выборов 28 ноября больше всех переживает Бухарест. Граждане Румынии в молдавской власти проводят в жизнь интересы своего государства. И это вполне устраивает саму молдавскую власть. Михай Гимпу, собственно, не скрывает того, что цель его политической деятельности - "униря" (от рум. "unirea" - "объединение"; в молдавском политическом дискурсе употребляется в контексте объединения Бессарабии с Румынией - прим. ИА REGNUM Новости).

Многое из двусторонних контактов Кишинёва и Бухареста строго засекречено, продолжают "Кишиневские новости". Вот уже несколько месяцев прошло с момента подписания Бэсеску и Гимпу некоего "соглашения о сотрудничестве во имя евроинтеграции". И до сих пор никому не известно содержание данного документа. И есть все основания полагать, что в этом документе содержится нечто такое, что не подпадает под понятие "сотрудничества между двумя независимыми государствами", а значит, перед выборами обнародованным быть не может. Избегает отвечать на уточняющие вопросы о соглашении, подписанном между МВД Республики Молдова и жандармерией Румынии, и министр внутренних дел Виктор Катан. Он изо всех сил делает вид, что не помнит подробностей, советует обратиться к своему заместителю и т. д. Весьма и весьма подозрительное поведение. Здесь, впрочем, секретности чуть меньше. Известно, в частности, что пункт 5-й данного соглашения предусматривает "Организацию совместного реагирования подразделений полиции и жандармерии с карабинерами во время обеспечения общественного порядка". Выражаясь проще: если нынешняя власть сочтет это необходимым, румынские жандармы будут переброшены в Молдавию, чтобы со своими коллегами-карабинерами участвовать, в частности, в подавлении протестных акций. И пусть никого не вводит в заблуждение дипломатический политес официальных формулировок. По сути это будет означать иностранную интервенцию с одобрения и по просьбе местных властей.

Никому не известно содержание переговоров и договорённостей между главами Национальных банков Румынии и Молдавии, пишут "Кишиневские новости". И как знать - не готовы ли власти двух стран организовать единый центр денежной эмиссии? Ведь когда-то в начале 90-х планировалось, что молдавские леи будут печататься в Румынии. Но к тому моменту унионисты в кишинёвской власти сильно ослабли, а неунионистам было совершенно очевидно, что, если денежный станок будет находиться в Бухаресте, никто не помешает румынам уничтожить независимость Молдавии неконтролируемыми эмиссиями. В любом случае эта крайняя нетранспарентность нынешних властей в вопросах взаимоотношений с соседним государством представляется весьма и весьма подозрительной.

Как известно, Бухарест всегда претендовал на важную роль в решении приднестровской проблемы, продолжают "Кишиневские новости". Есть все основания полагать: это стремление Румынии влезть всеми правдами и неправдами в переговорный формат явно не для того, чтобы территориальная целостность Молдавии была восстановлена. Скорее, наоборот. Общеизвестно, что одной из причин приднестровского конфликта стала активная румынизация Молдавии, предпринимавшаяся в начале 90-х тогдашним руководством страны. С тех пор любая активность Бухареста на приднестровском направлении неизменно приводит к обратному результату. А именно: к ужесточению позиции Тирасполя. Собственно, вся деятельность нынешних властей, их фактическая подчинённость Бухаресту, широкое празднование дат, связанных с "унирей", признания Гимпу: "Я румын, я унионист", молчаливое согласие с реваншистскими заявлениями из Бухареста, имеет только один эффект: у Тирасполя появляются дополнительные аргументы в пользу приднестровской государственности. По всей видимости, этого и добивается Бухарест, опираясь на своих нынешних кишиневских сателлитов. На Приднестровье Румыния не претендует. Её мечта - узаконенная граница по Днестру, которая впоследствии может стать государственной границей Румынии.

И это вполне устраивает нынешний тираспольский режим, пишут "Кишиневские новости". В сущности, так называемые "футбольные договорённости" Филата со Смирновым разрушают единое экономическое и таможенное пространство Республики Молдова, которое ценой огромных усилий практически удалось восстановить предыдущей власти (результатом введенных 3 марта 2006 года Кишиневом и Киевом при поддержке ЕС и действующих до сих пор правил прохождения грузов через молдавско-украинскую границу стала экономическая и железнодорожная блокада Приднестровья, в результате которой ущерб понесли как экономические агенты, так и жители не только ПМР, но и Молдавии и Украины - прим. ИА REGNUM Новости). То, о чём договорились Филат со Смирновым (по итогам встречи Филата и Смирнова на стадионе "Шериф" в Тирасполе, было частично возобновлено железнодорожное сообщение через территорию Приднестровья; также было объявлено об упрощении процедуры экспорта для экономических агентов из Приднестровья, однако принятый на этот счет молдавским правительством документ до сих пор не обнародован и не вступил в силу - прим. ИА REGNUM Новости), равноценно выдаче Приднестровью таможенных печатей. Если это будет осуществлено, два берега Днестра формально больше ничего не будет объединять. Наверняка в Бухаресте похвалят.

Накануне июльских выборов Владимир Воронин подписал с Игорем Смирновым в присутствии президента России Дмитрия Медведева меморандум, поэтапная реализация которого могла создать новые предпосылки для реинтеграции (в подписанном 18 марта 2009 года в Москве совместном заявлении президентов Молдавии Владимира Воронина, Приднестровья Игоря Смирнова и России Дмитрия Медведева отмечается стабилизирующая роль действующей в регионе российской миротворческой миссии и целесообразность ее трансформации в мирогарантийную операцию под эгидой ОБСЕ только после приднестровского урегулирования - прим. ИА REGNUM Новости), продолжают "Кишиневские новости". Тогдашняя оппозиция, то есть нынешняя власть, резко критиковала эти договорённости и, разумеется, за весь этот год ни разу к ним не вернулась. Приднестровская проблематика вновь стоит на повестке дня взаимоотношений России и ЕС, в частности, Германии. Сам факт обсуждения этого вопроса на столь высоком уровне, на уровне первых лиц великих держав на Мюнхенской конференции даёт серьёзные надежды на то, что следующий раунд урегулирования завершится успехом. Но он отложен на потом, на период после выборов. И вот почему: у Москвы, а возможно, уже и у ЕС нет сомнений в истоках "недоговороспособности" АЕИ. Дело даже не в низкой эффективности нынешней молдавской власти. Куда интереснее другая цитата из заявления российского лидера: "Я уже говорил о том, что, скажем, мне представляется: позиция Румынии по этому вопросу должна быть гораздо более спокойной и сбалансированной. Потому что, если оттуда будут нестись такие слова, как сегодня, никогда руководство Приднестровья и обычные люди не согласятся на процесс объединения". И подобный подход, пожалуй, мы отмечаем впервые. Во всяком случае, на столь высоком уровне. И есть ощущение, что слова эти были адресованы не столько даже Бухаресту, сколько проводникам его политической воли в кишинёвском руководстве.

В любом случае ясно, что приднестровская проблематика стала одним из ключевых пунктов совместной повестки дня России и Евросоюза, пишут "Кишиневские новости". Возможности Румынии влиять на позицию той же Германии в рамках ЕС, надо полагать, ничтожно малы. И тут же Бухарестом активируется Гимпу, который по свежим следам важных для будущего единой Молдавии заявлений, сделанных в рамках Мюнхенской конференции по безопасности, влезает в эту тематику, как слон в посудную лавку. "Опыт Республики Молдавия показывает, что незаконное иностранное военное присутствие является не только источником опасности для страны, в которой оно существует, но и подпиткой сепаратизма, поскольку сепаратистские лидеры Тирасполя видят в присутствии российских войск в регионе моральную, политическую и материальную поддержку своих действий. Таким образом, российское военное присутствие на территории Молдавии грубо подрывает усилия международного сообщества, ориентированные на мирное разрешение конфликта", - заявляет врио сразу же после того, как Россия и ЕС сдвинулись в этом вопросе с мёртвой точки. И это совершенно очевидная и преднамеренная провокация, направленная на срыв реанимированного процесса приднестровского урегулирования. Причём провокация в интересах Румынии, подводит итог издание.

Приднестровское урегулирование: "О Молдавии и Приднестровье, вдруг объединившихся на каких-то условиях, будут помнить три дня"

Превратившись на долгое время в скучную и однообразную историю с участием вальяжных и многозначительных господ, заученно повторяющих одни и те же пустые слова, приднестровская тематика вдруг опять засияла манящими огнями: не забывайте меня, эксперты, политики, чиновники, общественность! - пишет "НИКА-пресс". Разворошили "приднестровские угли" президенты Франции и Германии - эти европейские полубоги, играющие в ЕС не последнюю роль, и президент России - этот почти что Бог для Приднестровья: что скажет, то и будет с непризнанной республикой. Именно такой их высокий статус и заставил публику, занятую вопросами урегулирования, выискивать ответы на вопросы: "что будет потом, после слов Саркози, Меркель и Медведева в Кишиневе и Тирасполе, куда и кто пойдет, если правильно поняты намеки на Румынию, возможный торг России, появятся ли серьезные европейские перспективы у Молдавии, отважившейся наконец на ликвидацию политико-территориальной проблемы?"

Гадать бесполезно, продолжает "НИКА-пресс". Много ли нагадали в отношениях между Тбилиси, Сухумом и Цхинвалом? Войну вот только исключали. И что? О близких событиях в приднестровском урегулировании гадать (пусть не на кофейной гуще, а на цитатах сильных мира сего) тоже не стоит: никто не отгадает. Есть, правда, одна и тоже призрачная надежда на то, что почти одновременные выборы на обоих берегах Днестра принесут конфликтующим сторонам смену политических элит, и эти политические элиты имеют шанс договориться о... Но взлелеянной теми же элитами, да подогреваемой теми же зарубежными друзьями элит, и этой надежде не суждено сбыться. Где мы видели, чтобы элиты сами и добровольно, да еще и с удовольствием, лишали себя возможности привлечения к себе пристального и широкого внимания? Не будь приднестровской проблемы с ее подпроблемой вывода из региона российский войск, о Молдавии и Приднестровье никто бы и не вспомнил. О Молдавии и Приднестровье, вдруг объединившихся на каких-то условиях, будут помнить три дня: первый день сам праздник по случаю, второй и третий - похмелье в прямом и в переносном смыслах после праздника. Все. Дальше сами зарабатывайте на жизнь, решайте задачи по сохранению этнического и политико-идеологического мира в объединенной стране, без посторонних мечтайте о своем евросоюзном будущем...

Зато подумать о том, что дало за последние годы точные ответы на вопрос, как не надо делать, самое время, пишет "НИКА-пресс". Это полезнее и честнее, чем кататься по миру, пусть за чужие деньги, и тешить зарубежных дядек дурацкими по своей сути формулировками. Ну, нормальный человек разве может понять, как это участники формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели, - прим. ИА REGNUM Новости) провели очередную неформальную встречу, которая для них не последняя, потому что сроки другой неформальной встречи уже назначены, и она пройдет в... Надо бы им всем запретить колесить по свету и заставить собираться в самой заброшенной деревне без теплого сортира, горячей воды и официантов - где-нибудь между Кишиневом и Тирасполем. Таких диких, на взгляд посредников и гарантов, мест у нас еще много. Может тогда поймут ответственность и начнут работать. Или остро осознают свою шутовскую роль и тогда свернут "конструктивный и полезный диалог", пообещав никому больше не морочить голову.

Первое и, пожалуй, самое главное. Глубокомысленные рассуждения о том, что лучше такая "неформальная форма работы формата", чем вообще никакой, уже не выдерживает критики, продолжает "НИКА-пресс". За последние годы доработались до такой степени, что тяжелая трещина между конфликтующими сторонами выросла до глубокой пропасти. Именно равнодушное и безответственное состояние "семерки" привело к появлению двух документов: от Кишинева закон 2005 года (22 июля 2005 года парламент Молдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM Новости) и от Тирасполя результаты референдума 2006 года (по итогам проведённого 17 сентября 2006 года в ПМР референдума, более 97% избирателей высказались за независимость Приднестровья от Молдавии с последующим вхождением в состав России - прим. ИА REGNUM Новости), которые заморозили все перспективы урегулирования, создали ситуацию под названием "холодный мир". Мы дожили (и нас, лохов и недотеп, можно поздравить) до тех времен, что самый неполитический совместный и выгодный во всех смыслах проект Кишинева и Тирасполя, скажем, по производству и реализации на обоих берегах пирожков с мясом, может быть загублен ленивым, брошенным в СМИ подозрением: приднестровцы, допустим, делают фарш из дохлых собак, а на правом берегу в тесто подсыпают сушеное дерьмо, собранное в парламентских нужниках. Вот и весь проект. А нам говорят-то про восстановленное железнодорожное сообщение и телефонную связь, от которых и до реинтеграции рукой подать. Спросить сейчас у рядовых жителей обоих берегов: "Что лучше - как было или как сейчас?" Они, не замороченные хитро выкрученными словесами и геополитическими думами, по-житейски точно определят: хрен редьки не слаще.

У "неформальных форматников", правда, найдется (они поднаторели в поисках) ответ и на этот вопрос, пишет "НИКА-пресс". Они предложат (да, уже предлагают) свой новый, выращенный в непосильных трудах овощ: а у нас для вас есть такой хрен, который любой редьки слаще. Это уже о другой и тоже не менее важной проблеме. О расширении формата "5+2" и о повышении в нем статуса от наблюдателей до посредников и гарантов представителей ЕС и США. Есть непреложная истина: чем больше посредников, тем с большим числом надо потом делиться. Причем делиться своими интересами. Чем выше роль посредника в вашем деле, тем больше ему придется отдавать. Поэтому повышение их статуса и увеличение их числа ведет к неизбежным потерям нанимателя и заказчика. Так можно остаться на бобах, и потом нытье о своем интересе, как и восклицание "а нам-то что остается!", окажется запоздалым и наткнется на циничный вывод: раньше надо было думать.

Директор Института военных и политических исследований, политолог Анатолий Цэрану убежден, что официальная Москва и подавляющая часть политического класса России сегодня оказалась перед непростым выбором: с одной стороны, объявлена задача по модернизации всего российского народнохозяйственного комплекса, что является жизненно важным вопросом повышения роли РФ в мировом порядке, с другой - зашедший в глубокий тупик приднестровский вопрос, в котором российский фактор является едва ли не самым главенствующем, и который в не меньшей степени задевает интересы Европейского союза в регионе, пишет "НИКА-пресс". "Безусловно, - отметил Цэрану, - для России такие действия, как сохранение "русского мира" на постсоветском пространстве, укрепление форпостов РФ на близких к ней подступах, различные формы сохранения и усиления влияния русского языка на культурную среду ближнего зарубежья являются безусловными приоритетами. Однако сегодня на первое место для нее выходит вопрос: либо РФ, как в старом анекдоте, навсегда отстанет от европейских и мировых достижений, либо все-таки получит доступ к новым современным технологиям, что позволит ей окончательно избавиться от имиджа отсталого государства, проедающего и распродающего свои природные ресурсы".

Одним из путей наладить России с ЕС и со всем цивилизованным миром прагматичные и открывающие широкие перспективы отношения и являются ее шаги по началу вывода воинских подразделений из Приднестровья, разблокировки переговорного процесса для возобновления обсуждения условий и механизмов по окончательному и устойчивому урегулирования конфликта, убежден политолог. На вопрос "НИКА-пресс": являются ли возможными и своевременными действия по расширению состава переговорщиков, куда сегодня входит известная "семерка", представляющая конфликтующие стороны, зарубежных гарантов и посредников, Цэрану сказал, что эта непростая тема заслуживает отдельного и лишенного эмоций обсуждения.

Ряд политических событий в Европе с участием России, а именно: подписанные совместные заявления Медведева и Януковича, а также Медведева и Меркель, и прошедшие недавно консультации лидеров Франции, Германии и России - напрямую касались приднестровской проблематики, что точно указывает и на вновь возросший интерес европейской политики к срокам и условиям урегулирования конфликта на Днестре и на возможные направления поисков вывода переговорного формата из долгого и явно запутанного стараниями его главных участников кризиса. Об этом заявил "НИКА-пресс" директор Института европейских исследований Виорел Чиботару. По его прогнозу на ближайшую и среднесрочную перспективы, всем участникам процесса придется заняться, в том числе, и переформулированием задач урегулирования, а быть может, и задаться вопросом о смещении некоторых акцентов для достижения конечного результата. Чиботару предположил, что основная техническая, а также политическая нагрузка ляжет на главных участников переговоров: Кишинев и Тирасполь - а также официальную Москву, которым придется заняться непростыми консультациями в рамках, определенных, с одной стороны, "меморандумом Козака", предложившим осенью 2003 года построение федеративной Молдавии, а с другой - Законом парламента РМ от июля 2005 года, настаивающем при урегулировании на сохранении унитарного характера Молдавии. Собеседник агентства высказался в том смысле, что за указанные сроки все больше и отчетливее назрела необходимость заняться поиском истины в урегулировании между этими двумя документами; по крайней мере, полагает Чиботару, такой подход позволит трем сторонам начать консультации с точной перспективой встретиться за столом переговоров и с точно обозначенной тематикой и целью. А высшей точкой достижения первых успехов политолог назвал разработанный совместно с Кишиневом и Тирасполем проект договора о разграничении полномочий.

В свое время, выступая в Тирасполе перед широким составом высшего руководством ПМР, автор "московского Меморандума" от 1997 года Евгений Примаков заявил, что разработанный в Москве документ по созданию общего государства предлагает Кишиневу отказаться от унитарных настроений в диалоге с Тирасполем, а Тирасполю не упоминать слово "федерализация", пишет "НИКА-пресс". "Меморандум Козака" 2003 года перенял основную идеологию "Московского меморандума", что и явилось основной причиной отказа президента РМ Воронина подписать в конце ноября 2003 года этот документ. После июльских парламентских выборов 2009 года коммунисты, оказавшись в оппозиции, стали позволять себе высказывания, что Закон от 2005 года является рамочным документом, который не исключает права внесения в него участниками переговоров поправок, отмечает агентство.

Молдавия - Россия: "В случае если ПКРМ вернется к власти, страной будет править не "свадебный генерал" Воронин, а настоящие генералы Патрушев и Лебедев"

Несмотря на то, что рассекречивание декретов, согласно которым Владимир Воронин в 2001 и 2003 годах наградил орденом "Стефан Великий" некоторых российских генералов, было настоящей бомбой, в прессе она так и не взорвалась, пишет Jurnal de Chisinau. СМИ так и не посмели поджечь фитиль этой поистине скандальной темы, осторожно обойдя ее молчанием. Более того, кто-то в тени эту бомбу обезвредил, завалив прессу всякой галиматьей, глупее некуда, о тех трех начальниках российской разведки, которые были награждены бывшим президентом-коммунистом.

Некоторые эксперты утверждают, будто бы генералы Патрушев, Ушаков и Лебедев получили высокие государственные награды за вклад в эвакуацию боеприпасов из сепаратистского региона, продолжает Jurnal de Chisinau. Выдумки. Это то же самое, что сказать, будто сексуальная шпионка с Фейсбука Анна Чапман, недавно арестованная в США вместе с остальными десятью российскими агентами, таким образом, внесла весомый вклад в развитие отсталой экономики своей страны.

Другие СМИ ограничились небольшой информацией о том, что Сергей Лебедев был директором Службы внешней разведки Российской Федерации, а сейчас он является исполнительным секретарем СНГ, но обошли вниманием тот факт, что Николай Патрушев восемь лет руководил КГБ, ныне переименованным в ФСБ, пишет Jurnal de Chisinau. О Вячеславе Ушакове же вообще не было сказано ни слова, как будто он никто и звать его никак. Хотя он является заместителем директора ФСБ. А еще интереснее, какую должность он занимал в начале этого десятилетия, в то самое время, когда Воронин повесил ему на грудь орден "Стефан Великий". Но, обо всем по порядку.

Для начала надо сказать, что коммунистический президент наградил троих из списка самых опасных лидеров российской разведки, людей, особо приближенных к Владимиру Путину, продолжает Jurnal de Chisinau. Николай Патрушев занимает пост секретаря Совета безопасности России, а с января 2000 по 2008 год он был директором ФСБ. Сергей Лебедев с мая 2000 года по октябрь 2007 управлял главной службой внешней разведки - СВР, службой, в обязанности которой входило устранение главных врагов Кремля за границей. Ужасает и биография еще одного отрицательного персонажа - Вячеслава Ушакова. Советский шпион в Афганистане, он сменил Патрушева во второй половине прошлого десятилетия на посту главы ФСБ Карелии (Николай Патрушев с 1992 по 1994 гг. занимал должности сначала министра безопасности Карелии, потом - начальника управления Федеральной службы контрразведки РФ по Карелии; Николай Ушаков был полномочным представителем президента РФ в Республике Карелия с 1998 по 2000 гг. - прим. ИА REGNUM Новости) где, в 2000 году, был обвинен в убийстве нескольких влиятельных бизнесменов с северо-запада России. Вместо того чтобы упрятать Ушакова в тюрьму, Путин, который только получил власть в стране, повысил его в должности, назначив начальником управления координации оперативной информации (УКОИ) при ФСБ. За этим невообразимым названием, по утверждениям российской и западной прессы, скрывалась самая темная структура нового КГБ, занимавшаяся в постсоветской России ликвидацией нежелательных персон на территории бывшего СССР.

Московская газета "Версия" в 2002 году написала, что Вячеслав Ушаков руководил группой, заданием которой было убить в Тирасполе Игоря Смирнова и Григория Маракуцу, пишет Jurnal de Chisinau. Об этом же пишут российские журналисты Андрей Солдатов и Ирина Бороган в своей новой книге "Новое дворянство: Восстановление государственной безопасности России и несокрушимое наследие КГБ", в которой наглядно демонстрируют, что нынешнее ФСБ гораздо опаснее бывшего КГБ. Сепаратистские лидеры должны были быть устранены, потому что восемь лет назад Путин договорился с Ворониным о федерализации Республики Молдова, а тираспольская администрация этому сопротивлялась, так как хотела полностью отделиться от Молдавии. В конце концов, попытка провалилась: Смирнова и Маракуцу спасло приднестровское лобби в российских спецслужбах, раскрывшее заговор Патрушева и Ушакова. Все же, напуганные этой попыткой убийства, приднестровские лидеры сдались, приняв меморандум Козака. Теперь понятно, за что были награждены директор ФСБ и его помощник по ликвидациям и казням? Воронин так хотел отблагодарить киллера Ушакова и его непосредственного начальника Патрушева, а также и СВР Лебедева, которая подготовила почву для заговора против Смирнова.

Похоже, что во второй половине прошлого десятилетия УКОИ при ФСБ была причастна к большей части убийств в Белоруссии, помогая Александру Лукашенко устранять политических противников, продолжает Jurnal de Chisinau. Так называемые "эскадроны смерти", о которых часто писалось и в российской, и в западной прессе, состояли фактически из российской агентуры под руководством генерала Ушакова. Он же находился и в Абхазии, когда Москва пыталась установить во главе этой сепаратистской республики чекиста в запасе Рауля Хаджимбу. Андрей Солдатов и Ирина Бороган раскрывают еще один интересный эпизод из полной событий жизни генерала Вячеслава Ушакова. В статье, опубликованной 6 октября 2008 года в "Независимой газете" авторы продемонстрировали, что один из подозреваемых в убийстве журналистки Анны Политковской, подполковник ФСБ Павел Рягузов также является старшим оперуполномоченным УКОИ и подчиняется непосредственно генералу Ушакову. Отсюда и вывод, что убийство было организовано и осуществлено знаменитой структурой ФСБ, специализирующейся на заказных убийствах. Неудивительно, что Рягузов был оправдан.

И теперь, думается, нет необходимости говорить, что бывший президент-коммунист и его ПКРМ представляют собой, на самом деле, филиал российской агентуры в Республике Молдова, пишет Jurnal de Chisinau. В какой-то момент, правда, Воронин, расположившись на вершине политики, опьянев от власти, вообразил себе, что может действовать и без указки своих хозяев в Москве. Для того чтобы привести его в чувство, Москва периодически показывала ему кавалера ордена "Стефан Великий", генерала Вячеслава Ушакова, которого Путин, а потом и Медведев, включали в свою свиту каждый раз, когда встречались с коммунистическим лидером из Кишинева.

В случае если ПКРМ вернется к власти, страной будет править не "свадебный генерал" Воронин, а настоящие генералы Патрушев и Лебедев, продолжает Jurnal de Chisinau. А генерал Ушаков, с орденом "Стефан Великий" на груди, займется, как некогда в Белоруссии, политическими противниками своей марионетки в Республике Молдова, подводит итог издание.