Отправив казахстанских военнослужащих в Афганистан (о таком намерении было заявлено на прошлой неделе), Астана, и это совершенно очевидно, потеряет статус столицы, находящейся в стороне от ключевых политических тенденций. Фактически это означает: Казахстан становится четвертой - после Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана - республикой Средней Азии, которая принимает на себя риски, связанные с постепенным уходом США из региона. И очередным государством, граждане которого должны будут внимательнее относиться к забытым сумкам в местах большого скопления людей.

Став заложником американской внешней политики, Казахстан ввязывается в игру, которую не в силах контролировать. Совершенно очевидно - обеспечивать внутреннюю безопасность, в частности, контролируя и направляя миграционные потоки, власти республики умеют только при условии полного отсутствия хорошо организованных террористических группировок внутри страны. По сути, до нынешнего момента специальные службы Казахстана были озабочены только вопросами борьбы с бытовыми проявлениями экстремизма. Никаких сообщений о своевременной диагностике и ликвидации угрозы реальных террористических актов в информационном поле республики нет. Более чем уверен: связано это с полным отсутствием серьезных террористических сил на территории Казахстана.

Афганистан может полностью изменить ситуацию. После ввода казахстанского военного контингента - более очевидной цели, чем, собственно, Казахстан, для террористов в Центральной Азии попросту не будет. Страна, принимающая у себя саммит ОБСЕ, сотрудничающая с западными государствами, сейчас - фактически единственная республика региона, которая пытается выглядеть в глазах информированной публики надежным и стабильным государством. До сих пор это вполне удавалось делать малыми силами - естественной защитой в этом смысле было географическое расположение страны. Казахстан прикрыт своего рода санитарным кордоном, состоящим из приграничных с Афганистаном государств. Хорошая защита в "мирное" время, вряд ли он станет серьезным препятствием для радикальных сил, если те задумают дать ответ республике за ее слишком многовекторную внешнюю политику.

Впрочем, надо отметить: высшие эшелоны власти - уже давно живут в другом Казахстане. В другой реальности, где у республики попросту нет бедных соседей, экспортирующих на территорию республики дешевую рабочую силу. Для этой страны не существует радикальных группировок и гражданской, по сути, войны в близлежащем Таджикистане. О боевиках Исламского движения Узбекистана чиновники этого Казахстана задумываются, когда в информационном поле страны проскальзывают нечастые сообщения о ликвидации на юге республики очередной секты, распространявшей экстремистские идеи и листовки. Здесь ничего не знают о замкнутой родовой системе запада страны - и соответственно, отрицают даже само наличие прекрасной питательной среды для различных микроорганизмов самого радикального толка. О тотальной продажности окончательно оскотинившихся в большинстве своем чиновников во всех без исключения ведомствах Казахстана: начиная с поселковых ЗАГСов, заканчивая администрацией президента - здесь вспоминают только во время антикоррупционных пятиминуток, когда очередную жертву системы волею случая выбрасывает из плотного строя бюрократов.

Быть может, поэтому политические деятели этого Казахстана уверены: республика давно является весомым политическим игроком планетарного масштаба, а не обычной монархией третьего мира, фактической ресурсной базой для действительно глобальных игроков. Иначе - зачем с таким усердием, достойным лучшего применения, члены правительства и главное - президент Нурсултан Назарбаев добивались проведения саммита ОБСЕ в Астане? Ведь до сих пор в стране нет никакого понимания - что именно мы можем предложить миру кроме набившей оскомину межэтнической толерантности, в самом факте существования которой, кстати, нет никакой заслуги действующей власти? Полное отсутствие понимания - что же делать со свалившимся на голову масштабным мероприятием, кстати, подтвердили накануне во внешнеполитическом ведомстве страны. Но у чиновников этого Казахстана, похоже, другие приоритеты. Им нужна фотография президентов США и Казахстана на фоне Ак Орды. И чем дальше, тем очевиднее становится: только люди, абсолютно оторванные от реалий, могут с такой дикой настойчивостью добиваться визита президента США Барака Обамы на саммит ОБСЕ. Для решения этой задачи, рассказывают, брошены немалые силы, обладающие правом выставить в обмен на эту уступку любой материальный профит, находящийся в ведении государства казахского.

Отчасти, по этой причине любые внешнеполитические инициативы Казахстана - начиная откровенно глупыми потугами решить замороженные конфликты на пространстве СНГ, и заканчивая малопонятной идеей - стать в качестве председателя Организации исламская конференция, - лидером всего тюркского мира - лично у меня вызывают только страх и досаду. Будем честными: власти страны, не умеющие взаимодействовать с собственными соседями по не слишком сложным водно-энергетическим вопросам, но пытающиеся, тем не менее, играть в глобальную политику - вряд ли в состоянии адекватно оценивать собственные возможности. Это было видно по явной растерянности во время Андижанских событий. Это стало понятно окончательно, когда взорвался Ош - и председатель ОБСЕ, дававший раздражающие советы в Приднестровье и Карабахе - не смог из себя выдавить даже хоть сколько-нибудь внятной позиции. Да Бог с ней, внешней политикой. Могут ли власти страны сказать хоть что-нибудь о потоке героина, который направляется в том числе и через территорию Казахстана в Россию? Контролирует ли Казахстан собственные границы? О какой политике в отношении Афганистана вообще может идти речь?

Впрочем, есть маленькая надежда, что связанные с уходом США из региона проблемы минуют слишком амбициозную без видимых на то причин республику. Сейчас, насколько это понятно из официальных сообщений, речи об отправке полноценного воинского контингента из Казахстана в Афганистан пока не идет. Скорее, председатель ОБСЕ заявил об этой инициативе больше для затравки, чтобы продемонстрировать свою лояльность коалиционным войскам. И поэтому - трудиться во благо сил НАТО в штабе коалиции поедут от силы пять-шесть англоговорящих офицеров. Это очень малое - и в целом почти безопасное количество людей, наличия которых можно и не заметить. Однако даже здесь есть своя закавыка. Судя по молчанию словоохотливых обычно чиновников из министерства обороны, структур, близких к администрации президента и прочих составных частей властной вертикали, торг с администрацией президента США идет до сих пор. Ведь окончательного и категорического "нет" по поводу своего визита в Астану, как в приватной беседе заметили коллеги, знакомые с президентским протоколом, Барак Обама так не сказал.