В интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости социолог, доцент кафедры социологии Одесского национального университета Андрей Худенко рассуждает о перспективах федерализации Украины, о степени готовности населения страны и политических элит к этому процессу.

ИА REGNUM Новости: Есть ли какие-либо социологические замеры по поводу перспектив федерализации Украины?

Давайте начнем с того, что не будем так сразу употреблять такие громкие словосочетания как "федерализация Украины". Может быть в журналисткой среде так и принято, чтобы сразу или отбить охоту рассуждать на тему, или, наоборот, предельно расширить поле рассмотрения проблемы, чтобы все забыли, о чем, собственно, ведется разговор. Вот я, например, не совсем понимаю, что конкретно имеют в виду, когда говорят о "федерализации Украины" и что здесь понимают под "федерализмом" и "федерализацией". Поэтому давайте пока о "федерализме" будем говорить, беря это слово в кавычки.

Теперь что касается данных исследований. Вероятно, некоторые службы и проводят специальные социологические исследования по проблемам "федерализации". Мы (исследовательская группа Института социальных наук ОНУ им. И.И.Мечникова) специально этой темой не занимались. Но в наших мониторинговых исследованиях социально-политической ситуации в Одессе мы задаем некоторые вопросы по этой теме.

ЧТО, ПО-ВАШЕМУ, БЫЛО БЫ ЛУЧШЕ В НЫНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ?Май 2005Май 2010Октябрь 2010
Укрепить роль центральных органов власти в решении экономических и социальных проблем24,735,219,0
Предоставить территориальным громадам (областям, городам) большую самостоятельность в решении экономических и социальных проблем42,248,058,7
Затрудняюсь ответить33,116,822,3
С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, КАКАЯ ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УКРАИНЫ?Май 2010
Украина должна быть унитарным (как сегодня) государством58,2
Украина должна быть федеративным государством21,1
Затрудняюсь ответить20,6

ИА REGNUM Новости: Какие же выводы можно сделать из озвученных цифр?

С одной стороны, одесситы (я могу говорить только о мнении одесситов, но общеизвестно, что одесситы - это меньшинство, но компетентное меньшинство, Украины) за унитарное государство. С другой, очевидно, что они ратуют за необходимость предоставления территориальным громадам большей самостоятельности. Я, например, совершенно не сомневаюсь в том, что дальнейший путь развития Украины должен быть связан с предоставлением громадам большей самостоятельности. То есть вектор реформ должен иметь такую направленность: от человека к интересам территориальной громады, далее, к установлению горизонтальных связей с другими громадами и в меру общих интересов к новому Центру. Я не верю в возможность реформ, которые рождаются в нынешнем Центре.

Если ранее, в СССР, мы говорили об опостылевшей Москве, то теперь, я думаю, жителю и Харькова, и Львова, и Одессы опостылел Киев. Речь, конечно, идет не о славном городе Киеве, но о том магическом треугольнике (Администрация президента-Верховная рада-правительство), где пропадает вся Украина. Можно сказать, что и Киев страдает от чиновничьей вакханалии и политического мусора. Жалко, красивый был город! И страна была красивая! Я говорю "была", но это же страшно. Так вот, если не изменить логику проведения реформ, но это "страшно" станет реальностью.

ИА REGNUM Новости: Насколько население страны и политические элиты готовы к восприятию идеи федерализма? С чего нужно начинать такую подготовку?

Население страны однозначно не готово к восприятию идеи "федерализма". Вместе с тем, население страны, мне кажется, готово к тому, что территориальные громады смогут самостоятельно решать свои социальные и экономические проблемы. При этом говорить, что на местах нет кадров, специалистов или то, что жизнедеятельность громады - удобная площадка для прокорма "местных князьков" - это все аргументы имперских феодалов. Ведь, Лозинский (скандальный депутат блока Тимошенко, стрелявший в качестве развлечения по обычным людям по время охоты в Кировоградской области - ред.) - это выкормыш Центра. А сколько в Одессе, Львове, Харькове таких! Они же не у громады поддержки ищут, а в Киев бегут. И там находят! Дело в том, что имея поддержку в столице, можно не думать о людях, можно не думать даже о бизнесе. Мощная позиция во властной вертикали позволяет не конкурировать и зарабатывать деньги, а воровать. Ведь империя умирает не потому, что горстка диссидентов-интеллектуалов требуют свободы слова, а потому, что сама себя съедает, мы за двадцать лет и свои потроха уже съели. Поэтому идея предоставления большей самостоятельности громадам - это выражения желания жить: работать на себя, приносить деньги в семью и тем самым крепить Украину.

Я еще раз подчеркну, что я бы сейчас не говорил об идее "федерализма". Может быть, о необходимости земельного обустройства Украины. Тут некоторые думают об особой "украинской крови" и продвигают идею национализма. Пятилетний опыт такого продвижения показал, что эта идея не находит поддержки. А вот земля мне представляется более эффективной идеологемой. По крайней мере, в ней заключена ценность труда, а не деривативного капитализма, гламурной жизни буржуа и псевдоинтеллигента, который умеет делать губки бантиком и лобызать власть.

С чего начать? С понимания того, что другого пути нет. Я говорю с пониманием, т.к. это предполагает, что кавалеристская атака - плохой способ решения проблемы. Давайте начнем с серьезного и многократного обсуждения этой темы. В середине 90-х проблема "регионализации" Украины активно обсуждалась. Были интересные наработки. Есть опыт отдельных управления отдельными областями. В свое время губернатор Одесской области Сергей Гриневецкий разработал и руководствовался в своей деятельности программой "Региональная инициатива". Кстати, составной ее частью было укрепление горизонтальных связей между областями Украины. Надеюсь, сохранились материалы работы Романа Бессмертного, который занимался при президенте Ющенко административно-территориальной реформой. В этом ряду невозможно не вспомнить работу Евгения Кушнарева в Харькове и области. Только обобщение этих и многих других материалов может дать многое, позволит и избежать ошибок при поспешном решении проблемы. Ведь, это же не только проблема изменения политической риторики. Это проблема функционирования хозяйственного комплекса отдельных земель, проблема деятельности налоговых органов, почты, образовательных и медицинских учреждений... При этом неспешность - это не значит боязнь принять решение и попытка спрятаться за громадьем деталей.

Что касается готовности к восприятию "идеи федерализма" у так называемой украинской элиты. Если этот террариум украинского политического истеблишмента называть элитой, то она не готова к восприятию вообще чего бы то ни было. А еще она больна другой страшной болезнью: отсутствием воли. Знаете, политику можно простить низкий IQ, но ему нельзя простить отсутствие воли и боязнь принимать решение. Вот эта "элита" живет по принципу - как бы не потерять место на скамейке власти. Ведь, кормит ее именно это место. А потому лучше не решать проблему, а законсервировать ее и ничего не делать. Когда я говорил о девальвации ценности труда, то это касается всех, а политического класса на Украине в большей степени. Лень теперь в моде.

ИА REGNUM Новости: Сейчас очевидно, что Партия регионов отказалась от федерализации как своей программной цели. Кто может в нынешнем украинском политикуме выступить инициатором такого проекта?

Я бы так резко не говорил, что "отказалась". К сожалению, у правящей партии слабеет интерес к данной проблеме. Если такая тенденция будет продолжаться и крепнуть, то можно будет сказать, что партия теряет власть. Знаете, на одних увещеваниях о том, что Украина едина и попытках спрятать различие между областями далеко не уедешь. Потому что сплачивает Украину не галиматья о "соборности", а отлаженные связи между хозяйственными комплексами отдельных земель. И первый шаг в этом направлении - признание различий между отдельными землями Украины.

Вообще современные социальные системы функционируют не по принципу "сходства", а маркируя свою различность. Я бы сказал так: граница - вот конституционный принцип определения социальной системы. И до тех пор, пока мы будем бояться показать различия и прятаться за иллюзией сходства, ни одно дело не будет делаться, а грезы о каком-то там единстве тиражироваться.

Различия между землями Украины - объективный факт. Условно Восток, Юг и Запад отличны и как хозяйственные единицы, и с точки зрения социальной структуры, и как земли, по-разному политически заряженные. Хочу обратить внимание на два момента. Первое: не следует Юг (украинское Причерноморье) привязывать к Востоку. Отличие Юга от Востока не менее разительное, чем Востока от Запада. Последние выборы в местные органы власти это показали. Замечу: я бы анализировал их итоги не по тому, что везде, мол, победила Партия регионов, а с точки зрения различий электоральных ориентаций. Анализ этих различий, мне кажется, более прагматически значим. Ведь, скажем, депутат-регионал на Востоке, Западе и Юге - это разный "регионал". Отсюда и разное восприятие директив администрации и Кабмина и, следовательно, различное их исполнение.

И второе: "Восток", "Юг" и "Запад" - просто условные названия отдельных земель. Их частое употребление говорит не то, что на Украине только три "региона", а, скорее, исподволь утверждается сам принцип поземельного устройства страны. В конце концов, давайте будем чаще использовать эти значки ("Восток", "Юг", "Запад") для разговора о ситуации стране. В этой связи инициаторами могут быть журналисты, эксперты, исследователи. И, конечно, те, кто еще способен на принятие политического решения; кому опостылел политический гламур и заказная политкорректность. Невежливо быть вежливым из вежливости.

В какой-то степени сейчас на Украине будет происходить радикализация политики. Слишком велико спрятанное недовольство. Те, кто не сможет работать в режиме установления различий и необходимости ведения переговоров, кто будет полагаться только на купленное место на скамейке власти, вынуждены будут уйти. По идее, на их место должны прийти жесткие и гибкие.