Белорусская государственность еще не состоялась и говорить о белорусской нации пока преждевременно, заявил 17 ноября корреспонденту ИА REGNUM Новости белорусский эксперт, кандидат философских наук Александр Грицанов.

"Для формирования нации, главным образом, необходимо наличие определенных ресурсов (не в последнюю очередь, интеллектуальных). Только надо понимать нацию не совсем по сталинским схемам", - сказал Александр Грицанов.

"Как, например, сформировалась, безусловно, существующая еврейская нация? На основе древнего проекта нескольких умных людей и лишь недавно сложившейся государственности, отнюдь не исключившей иных форматов воспроизводства данного уникального сообщества. Как продолжают существовать цыгане?", - заявил философ. - "В Белоруссии, строго говоря, еще нет даже государства. На протяжении последних 20 лет на местном пространстве разбазарены почти все ресурсы. Говорить о создании здесь нации как таковой - банальная безответственность".

Тем не менее, Грицанов считает, что "при наличии определенных предпосылок (в частности, тех, которые были указаны выше) может быть принципиально осуществлена абсолютно любая модель конструирования нации".

Как сообщало ИА REGNUM Новости, во время дискуссии на тему "Проблемы белорусской идентичности", организованной общественным объединением "Дискуссионно-аналитическое сообщество Либеральный клуб" 13 ноября в Минске, белорусский философ Валентин Акудович высказал сомнение в дееспособности этнокультурной концепции формирования белорусской нации. По его мнению, из нескольких позиций этой концепции - белорусы живут на общем пространстве в своих этнографических границах, в стране доминирует белорусский язык и национальная культура, существует историческая преемственность с Полоцкой землей и Великим Княжеством Литовским, политическими приоритетами являются национал-демократичные ценности и государственная независимость - реализована только последняя. Валентин Акудович считает, что этнокультурная модель формирования белорусской нации была не итогом осмысления реального состояния вещей, а теоретической выдумкой, взятой из схемы классического национального культурного кода соседних народов.