Запомнят ли саммит ОБСЕ в Астане, стал ли политический форум начала декабря 2010 года если не прорывом, то хотя бы весомым вкладом Казахстана в мировую политику? А еще - чего ждать во внутренней политике, каких перемен после слета глав государств, который считается выдающимся успехом Назарбаева? Любопытно, но казахстанские СМИ пока что задают прошедшему саммиту исключительно глобальные вопросы. Быть может, это происходит, потому что информационное поле основательно зачищено? Безусловно, этот фактор учесть надо, но вряд ли он главный - ведь даже оппозиционные масс-медиа не смогли сформулировать никаких жестких претензий к первой за последние 11 лет политической тусовке такого масштаба и уровня. Конечно, прошло катастрофически мало времени, а большое, как известно, видится на расстоянии. Но забавно, что даже очевидным провалам: так и не согласованному плану действий, а также отсутствию подвижек в замороженных конфликтах казахстанские газеты уделяют чрезвычайно мало места. Представляется, что осмыслением "декабрьских событий" 2010 года наблюдатели будут заниматься весь следующий год. Но пока - непонятно даже, когда жители республики начнут выплачивать кредит доверия, оказанный уже бывшему молодому председателю Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

"Отсутствие Николя Саркози в Астане все же вызвало скрежетание зубов"

С точки зрения распространения либеральных ценностей в Средней Азии рассматривает саммит ОБСЕ в Астане аналитический журнал "Центр Азии". По мнению специалистов издания, само председательствование Казахстана в ОБСЕ необходимо рассматривать как одну из составных частей политики двойных стандартов, которую Запад ведет в отношении подавляющего большинства молодых демократий. "Это как две стороны одной медали. Западные и близкие к ним правозащитники на местах оказывают давление на страны вроде России и Казахстана, а дипломаты получают аргументы для дальнейших переговоров с правительствами указанных стран. При этом они всегда могут сказать, что правозащитники отражают точку зрения представителей общественного мнения своих стран. Одновременно они могут оправдать свое взаимодействие со странами, к которым их собственные правозащитники относятся очень плохо, тем, что это обусловлено проблемами безопасности и государственными интересами. Получается очень удобная конструкция для ведения внешней политики. Так, собственно, получилось и с нашим председательством в ОБСЕ. Оно рассматривалось на Западе как некий аванс Казахстану в обмен на либерализацию. Поэтому и правозащитники весь год оказывали на государство сильное давление, к которому, надо сказать, его представители явно не привыкли. Парадокс, что Казахстан в этом году критиковали гораздо больше и жестче, чем Узбекистан и Туркменистан. Даже Киргизия на нашем фоне выглядела у либералов более демократической страной. Но именно события в Киргизии здорово нам помогли. Они наглядно продемонстрировали, что не может быть универсальных идеологических рецептов, на какие бы идеальные примеры они ни опирались. И если согласиться, что нынешняя Киргизия либеральнее Казахстана, то тогда возникает вопрос: неужели такой либерализм стоит сильной государственной власти со всеми ее издержками? Но либералы обычно уверены в своем идеологическом превосходстве. Они исходят из категории веры в свою правоту и очень часто радикальны в своих суждениях. Весьма показателен пример последних выборов в Иордании, которые западные либералы, в частности Human Right Watch, признали недемократическими в связи с тем, что местные исламисты из партии, близкой к радикальным "Братьям-мусульманам", не имеют возможности участвовать в выборах. При этом исламисты по опросам могут набрать до 60 процентов голосов иорданцев палестинского происхождения. Естественно, что прозападное правительство короля Абдаллы с этим не может согласиться и пользуется в этом вопросе всемерной поддержкой Запада. Поэтому все разговоры вокруг того, соответствует или нет Казахстан идеологическим западным требованиям, являются частью политической игры. В любом случае, главное - государственные интересы, как нашей страны, так и остальных стран-членов ОБСЕ. В том-то и наше преимущество, что мы смогли сформулировать вокруг обсуждения вопросов безопасности платформу, общую для всех стран данной организации".

Наглядной иллюстрацией позиции авторского коллектива журнала "Центр Азии" может служить материал по итогам саммита ОБСЕ в Астане, опубликованный в "Новой газете - Казахстан". Здесь тон задает политик либерального толка Амиржан Косанов - по его мнению, после саммита Ак Орда с удовольствием начнет закручивать гайки, демонтируя окончательно остатки демократии в стране. "На мой взгляд, ничего позитивного в плане демократических преобразований ждать не приходится. Если накануне и во время председательства, находясь под пристальным вниманием международного сообщества, власть палец о палец не ударила, чтобы модернизировать политическую систему, то после 2010 года тем паче трудно ожидать от нее внезапного демократического просветления. Ожидалось, что накануне саммита Ак Орда все же пойдет на некоторые продемократические шаги или хотя бы будет снята напряженность в отношении самых кричащих политических проблем в стране, среди которых - освобождение полит-заключенных, прекращение уголовного и иного преследования независимых СМИ, регистрация оппозиционных партий и создание условий для проведения честных выборов. Но этого не случилось. Опасаюсь, что постсаммитовское похмелье позволит власти, удовлетворившей свои внешнеполитические амбиции, наоборот, закрутить гайки внутри страны и еще больше отдалить ее от демократических перспектив. Помнится, в самом начале своего председательства Ак Орда (вместе с некоторыми коллегами по СНГ) заявила о своем намерении реформировать ОБСЕ. Причем однозначно в ущерб ее демократической составляющей. Но, к счастью, этот наполеоновский план так и остался на бумаге. Не думаю, что следующий председатель в лице Литвы будет стряхивать пыль с этих проектов и вносить их вновь на обсуждение. Не та страна, не те времена".

Практически схожей позиции придерживаются и журналисты интернет-газеты Better.kz. По мнению редакции, цитадель распространения либеральных ценностей по планете - США не считает ОБСЕ организацией, способной повлиять на какие-либо процессы в евразийском масштабе. Именно поэтому, дескать, Вашингтон демонстративно привязал визит государственного секретаря Соединенных Штатов Хиллари Клинтон к официальной поездке в три столицы Средней Азии - Астану, Бишкек и Ташкент. "Короче говоря, Запад предпочитает видеть в ОБСЕ не переговорную площадку (для этого есть всякие G20), а кафедру, с которой будут вестись нравоучительные проповеди о демократии и нашем несоответствии высоким идеалам свободы, а постсоветскому пространству это затянувшееся нравоучение откровенно надоело. Саммит в Астане, ставший, в действительности, возможным только благодаря целеустремленности казахстанских дипломатов и лично Нурсултана Назарбаева, лично убедившего многих своих коллег принять участие в диалоге, предоставил возможность еще раз озвучить имеющиеся на сегодня точки зрения относительно развития ОБСЕ и такого понятия как "коллективная безопасность". Важно ли это? Безусловно, да. Зная исходные позиции, можно понять, куда и как двигаться дальше. Пока же достаточно того, что намерения и дальше конструктивно договариваться были подтверждены и закреплены итоговыми документами".

Вопрос реальной значимости саммита ОБСЕ поднимает и переводческий портал Inosmikz.org - сайт со ссылкой на французские издания иронизирует по поводу отсутствия на политическом форуме в Астане президента Франции Николя Саркози. Дескать, именно этот политик одним из первых поднял вопрос необходимости проведения саммита, но когда речь зашла о визите в Казахстан в рамках этого мероприятия, предпочел его проигнорировать.

"Франсуа Фийон поблагодарил казахского президента Нурсултана Назарбаева за позволение "конкретизировать" одно "предложение, сформулированное два года назад Францией". Демарш, предпринятый президентом Николя Саркози тогда, когда Франция осуществляла передающееся по очереди председательство в ЕС, "был мотивирован шоком от конфликта в Грузии, подчеркнул он. Отсутствие Николя Саркози в Астане все же вызвало скрежетание зубов. "Определенный руководитель государства, который с самого начала поддерживал идею проведения саммита, решил, в конце концов, не приехать. Это не осталось не замеченным в Казахстане", - сказал высокопоставленный дипломатический источник среди организаторов".

Иначе говоря, получается вот что. Французский президент Саркози в свое время кинул идею созвать встречу лидеров стран-членов ОБСЕ. То есть - инициировал созыв саммита, который вызвался провести и теперь организовал Казахстан. Николя Саркози идею его проведения поддерживал с самого начала. А когда дело дошло до конкретного его участия в нем, взял и, так сказать, "спрыгнул", оказавшись чересчур занятым домашними делами. Инициировал мероприятие, а когда другая страна его инициативу воплотила в реальность, кинул ее, отказавшись участвовать и направив вместо себя своего премьер-министра. Для лидера великой державы - это, конечно, несерьезно. Если под "одним высокопоставленным дипломатическим источником среди организаторов" имеется, в самом деле, в виду представитель Казахстана, то, получается, официальная Астана так или иначе дает французам понять, что она, по меньшей мере, затаила обиду".

Впрочем, по мнению руководства Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства при МГУ им. М.Ломоносова, на Западе просто не отдают себе самим отчета в высокой степени тех рисков, которые понимает и пытается донести до участников саммита официальная Астана. Нурсултан Назарбаев в этом контексте выглядит как фигура, обладающая даром предвидения. "Саммит в Астане прошел на очень высоком организационно-техническом уровне, и в этом большая заслуга Казахстана, который завершил свое председательство в ОБСЕ на высокой ноте. Спасибо Астане, собрать первый раз за 11 лет лидеров стран ОБСЕ - это огромный успех Нурсултана Назарбаева, которого одинаково уважают и в России, и в Азербайджане, и на Западе. Но не все подвластно стране-председателю, и будет ли в ближайшее время возможность еще раз сверить часы в таком формате - большой вопрос. От саммита осталось "послевкусие" - понимание того, что движение навстречу друг другу - это более трудный и долгий процесс, нежели некоторые эксперты и политики ожидали.

Первое впечатление, что из ожидаемых результатов до конца не было доведено ни одно направление: ни вопросы реформирования ОБСЕ, ни тема локальных конфликтов, ни тема посткризисного регулирования по Киргизии и Афганистану. Несмотря на усилия Казахстана, России и других стран в придании ОБСЕ нового импульса развития, все остается на уровне деклараций, так как, несмотря на разговоры о перезагрузке и улучшении отношений между Востоком и Западом, конфликтность реально не снижается, о чем свидетельствует и материал, опубликованный WikiLeaks, который, кстати, повлиял на психологическую обстановку на саммите. ОБСЕ все еще ищет и не может найти действенное отношение к новым рискам и вызовам, таким, как экономическая и экологическая безопасность. Президент Назарбаев четко показал, в чем именно возможность развития ОБСЕ - более активная работа в сфере экономической безопасности, финансовые, валютные рынки, общие правила поведения в международной экономике. Главное, чтобы Запад, увлеченный теперь уже скрытым соперничеством с Россией, смог бы внятно отреагировать на эти предложения... Теперь уже после саммита".

Примерно в тех же тонах - исключительно комплиментарных - отзывается об идеях Нурсултана Назарбаева интернет-газета "Диалог". В частности, авторы считают, что идею единой системы безопасности на пространстве всей Евразии очень скоро подхватят специалисты всего мира. "Безусловно, Астанинская декларация, как и остальные документы ОБСЕ, не идеальна. Некоторые страны уже выразили свое недовольство. Однако, надо быть реалистами и понимать, что нельзя одним махом разрешить конфликты, которые тянутся десятилетиями и нельзя за два дня помирить конфликтующие страны. Важное другое - опыт консенсуса, опыт переговоров и обсуждения самых острых вопросов. Этого Казахстану удалось добиться. Назарбаев провозгласил на саммите принципиально новую идею - объединение европейской и азиатской безопасности, и строительство общей системы безопасности в масштабах всего Евразийского континента. "Сегодня очевидно, что невозможно обеспечить европейскую и азиатскую безопасность по одиночке. У меня нет сомнений, что этот форум войдет в историю. Я считаю, что вчера и сегодня был начат процесс демонтажа обветшалой стены, разделяющей Европу и Азию на две части единого материка", - сказал Назарбаев на пресс-конференции после саммита ОБСЕ в Астане.

Начало движения в этом направлении является историческим достижением саммита в Астане. Кто-то может посчитать это пустой фразой и говорить о непрактичности идеи хозяина саммита. Однако, в 1975 году и Хельсинкские соглашения очень многим казались пустыми и непрактичными, особенно на фоне нацеливших друг в друга ядерные боеголовки двух военно-политических блоков. Однако, Хельсинкские соглашения сегодня уже стали привычными и превратились в краеугольный камень международных отношений. Нет особых сомнений в том, что идея Назарбаева о евразийской безопасности тоже вскоре станет такой же привычной и всеми признаваемой идеей".

Прямо противоположного мнения о саммите придерживается авторский костяк журнала "Эксперт-Казахстан". Специалист по внешней политике, политолог Николай Кузьмин, проанализировав ситуацию, пришел к выводу, что было бы очень хорошо, если бы по итогам саммита на евразийском пространстве наметились хотя бы предпосылки для начала качественного диалога. "Главным достижением саммита будет не принятие каких-то новых обязательств, не резолюции по замороженным и размороженным конфликтам, а новое качество диалога на евро-атлантическом и евразийском пространстве. Как сказал в свое время Уинстон Черчилль, говорить всегда лучше, чем воевать. Затянутый и внешне безрезультатный диалог часто лучше навязанных под давлением решений. Например, в Стамбуле Россия взяла на себя обязательства вывести войска из Грузии. Она их вывела. А затем снова ввела, но уже не для размещения на базах, а для ведения боевых действий. Довольна ли сегодня Грузия, посчитавшая, что вопрос об отделившихся Абхазии и Южной Осетии надо не обсуждать, а решать?

Вряд ли итоговые документы саммита зафиксируют решение какой-то из проблем, существующих в зоне ответственности ОБСЕ. Для европейской безопасности этого и не требуется. Сохранение переговорного процесса по Нагорному Карабаху важнее, чем окончательное решение этого вопроса. Однако нацеленность на то, что любая из существующих проблем может и должна быть решена, продолжает доминировать. "Даже при максимально благоприятных обстоятельствах Астанинская встреча на высшем уровне не станет кульминационным пунктом в этих процессах, однако она может послужить для них пусковым механизмом, она может предоставить политическому руководству ОБСЕ благоприятную возможность подтвердить свою решимость довести эти процессы до конца", - считает Пол Фритч. То, что у процессов перевода конфликта интересов из состояния конфронтации к диалогу может быть какой-то финал, кажется маловероятным. Более плодотворным выглядят попытки создания новых механизмов и запуска новых проектов, чем принудительное доведение до логического конца тех, которые были начаты прежде. Самая большая опасность для Астанинского саммита - превратиться в некую веху, фиксирующую прохождение международным сообществом очередного этапа в своем движении от конфликта к конфликту".

Впрочем, Астана и не планировала прийти к готовым решениям в ходе саммита ОБСЕ - об этом в интервью "Литеру" рассказал советник президента Казахстана по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев. Одним из главных достижений форума самый известный внутри республики публичный идеолог назвал обретение Казахстаном всемирной узнаваемости. "Я очень высоко оцениваю потенциал диалоговой площадки саммита глав государств в Астане. Приверженность всех государств духу и букве Хельсинкской декларации, подтверждение всех обязательств по вопросам глобальной безопасности и сотрудничества - это дорогого стоит, если подводить итоги первого десятилетия ХХI века. Вспомните, сколько конфликтов произошло за прошедшее десятилетие, начиная с ужасающего террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Что касается "инертного потенциала ОБСЕ", как вы выразились, то это уже в прошлом, благодаря нашему председательству. Помню, в октябре прошлого года я участвовал в телемосте ТРК "Мир". Говорили о предстоящем председательстве, и российский журналист Аркадий Дубнов сказал, что председательство - это чисто техническая функция, ничего не значащая. Он задал вопрос: "Скажите, какая страна сейчас является председателем ОБСЕ?" (На тот момент была Греция.) Никто в аудитории не ответил. Если сейчас задать такой же вопрос среднестатистическому европейцу или американцу, ответ последует незамедлительно: "Казахстан". Да, действительно, трудно найти готовое решение. Мы не планировали произвести революционные изменения. Казахстан стремился обеспечить позитивную динамику во взаимоотношениях государств и в решении насущных проблем на всем пространстве организации. И многие задачи были решены. Не буду повторять, так как недавно президент страны подробно проинформировал о предварительных итогах председательства Казахстана мировое сообщество через ряд авторитетных международных СМИ".

Нет нужды сомневаться и в позиции официального рупора страны - газеты "Казахстанская правда". Издание публикует на своих страницах комплиментарное по всем пунктам мнение российского политолога Юрия Солозобова. "Для самой Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе председательство Казахстана не менее важно. Это позволит ей заметно больше внимания уделять мнению и интересам государств "к востоку от Вены". Можно с уверенностью констатировать, что казахстанское председательство помогло ОБСЕ выйти из затяжного кризиса. На практике это означает, что Казахстан оказался способен равномерно сформировать повестку дня по всем трем корзинам европейского диалога. В начале председательства скептики сомневались в успехе этой кампании, ссылаясь на молодость республики и удаленность от европейских столиц. В качестве ответа мне хотелось бы привести такой исторический пример. В самый разгар "холодной войны" одной маленькой стране на окраине Европы - Финляндии - удалось сделать почти невозможное. Она усадила за стол переговоров конфликтующие сверхдержавы и побудила подписать их знаменитый Хельсинкский акт. Напомним, что в 1975 году в финской столице впервые прошла Конференция по безопасности и сотрудничеству в Европе, породившая ОБСЕ. Так вот, по моему убеждению, Казахстану, возможно, предстоит повторить историческую судьбу Финляндии образца 1975 года. Как мы все помним, с той далекой поры выражение "Дух Хельсинки" стало синонимом атмосферы взаимопонимания и дружбы между народами. На мой взгляд, в практическом измерении "Дух Астаны", равно как и "Дух Хельсинки", будет проявляться в двух основных моментах. Во-первых, Астана способна уже сейчас собрать на одной переговорной площадке самые разные международные форматы. И, во-вторых, Казахстан активно предлагает новые правила игры в будущем посткризисном мире, то есть формирует своими внешнеполитическими инициативами существенно обновленные принципы взаимопонимания и справедливых международных отношений. "Дух Астаны" - зримый символ нового этапа "разрядки" в сложных отношениях между странами не только общеевропейского пространства, но и всего евразийского континента".

Забавно, что оппозиционная "Свобода слова" выдала схожую в принципиальных моментах позицию. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что общие слова о мировых политических тенденциях очень трудно обернуть в оригинальную обертку. "Похоже, повестка саммита до конца была неясна, потому что было много разногласий по ней. И хотя ответственные лица по проведению саммита из нашего МИДа рассказывали, что будут, например, подняты вопросы подтверждения подписанных когда-то соглашений ОБСЕ - Хельсинкский акт 35-летней и Парижская хартия 20-летней давности - четкого представления ради чего такой мировой бомонд собирается, нет. Упомянутые документы, которые будут вновь подтверждаться в Астане, мало того что устарели (политически и морально), так они еще и не соблюдались никем. Можно привести десятки примеров, как эти соглашения игнорировались буквально всеми странами. Это попрание принципов и невмешательства во внутренние дела государств, и нерушимости границ, и уважения прав человека и основных свобод... И вмешивались, и границы ломали, и бомбили, и человеческие права попирали... Главное - никакой ответственности, хотя в тех же Хельсинкских принципах говорится о "добросовестном выполнении обязательств по международному праву". А как мы убедились, на Казахстан ведущие страны мира смотрят исключительно через нефтяной стакан, поэтому у нас даже похмелья нет от тех же иллюзий про "демократический Запад".

"Казахстанские элиты и лидеры в высшей степени расточительны, если верить раскрывающейся телеграмме США, выпущенной сайтом WikiLeaks

Самое значимое событие, которое, по мнению многих наблюдателей, повлияло даже на общий настрой саммита ОБСЕ в Астане - очередная порция компромата, выложенного на сайте WikiLeaks. Любопытно, что казахстанские чиновники даже прокомментировали некоторые документы. Но при всей важности выложенного компромата, в Казахстане - его предпочли не заметить. Более того - материалы, компрометирующие высшую власть в Казахстане, похоже, интересны всем, кроме жителей республики. Буквально пара публикаций внутри страны - и пристальное внимание к теме - за ее пределами.

О вопиющем совпадении - близости дат проведения саммита ОБСЕ в Астане и времени публикации компромата, выложенного на Wikileaks, пишет интернет-газета Zonakz. Издание, помимо всего прочего, рассказывает о борьбе с ресурсом, которую развязали австралийские и американские власти. Но самое главное - это то, с какой легкостью после прочтения этих документов политики встретились на саммите в столице Казахстана. "Сильвио Берлускони едет в заснеженную Астану, а про премьер-министра Италии американские дипломаты в служебных записках пишут, что у него стиль правления такой же, как и у Владимира Путина, фигурирующего в донесениях под маркой "альфа-самец". Вот только сам Берлускони при этом "слабый, неэффективный лидер", который не успевает выспаться после вечеринок. Дмитрий Медведев, российский президент, предстает в свете докладных записок как "блеклый и нерешительный", да еще глава "мафиозного государства". Или о чем говорить председателю ОБСЕ на светском рауте в рамках саммитовских мероприятий с главой МИД Южной Кореи. Австралийцы ведь сделали общедоступной информацию о том, что США планировали нападение на КНДР и составили сценарий воссоединения Корейского полуострова. На публичных мероприятиях принято выражаться таким языком, что журналист по ходу ответа на вопрос может забыть, о чем он спрашивал. А вот язык депеш достаточно внятен и лаконичен. По Казахстану, кстати, там сведения тоже не комплиментарные. Скандалов, разумеется, никто не хочет. Нурсултану Назарбаеву повезло, что WikiLeaks поделилась с миром информацией в канун саммита ОБСЕ, а не СВМДА. Будь в Астане Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, тогда бы еще и что-то надо было делать на линии Саудовская Аравия - Иран. Австралийские хакеры, среди прочего, выложили информацию о просьбе Эр-Риада к Вашингтону нанести авиационный удар по Тегерану. Думается, что люди взрослые и ответственные, а потому многое поймут правильно. Вот только в свете бурной эволюции информационных технологий и интернета пора руководителям государств становиться еще и продвинутыми. Когда знаешь, что твою "конфиденциальную" записку может прочитать кто угодно, тогда и слова будешь подбирать соответствующие. Так вообще лицемерия и двойных стандартов может поменьше стать. Или шифроваться лучше станут".

Небольшой обзор опубликованных документов дает "Республика". По мнению издания, опубликованная информация очень ярко характеризует современную казахстанскую политическую элиту. "...Текст дипломатического донесения написан живым языком и действительно может быть опубликован в любом таблоиде с минимальной правкой. Именно это обстоятельство смущает читателя документа. Кем представляется современная казахстанская элита для американских наблюдателей? Жесткими дипломатами, безжалостными чиновниками? Нет. Мы видим обычное разложение образца позднего Советского Союза с той лишь разницей, что нынешние руководители, судя по всему, подготовили себе запасные "площадки" для обеспеченной старости. Которые находятся за пределами страны. Этот факт лучше всего характеризует нынешнюю ситуацию в нашей стране. Интересно, если этой собственности будет угрожать опасность, как это может повлиять на политику нашего государства?"

Один из самых интересных документов из нынешней партии WikiLeaks - касается взаимоотношений чиновников, политиков и дипломатов - в самой "денежной" отрасли Казахстана - нефтяной. Любопытно, что, походя - посол США Ричард Хоугланд, чей отчет опубликовал WikiLeaks - косвенно бьет по позициям среднего зятя президента Тимура Кулибаева. А поскольку речь в документах идет о двух ключевых месторождениях страны - Кашагане и Карачаганаке - к публикации привлекает немалое внимание российская газета "Ведомости", опубликовавшая документ в полном объеме без купюр. "Вскоре посредники организовали встречу Иденова с Кулибаевым. Иденов сказал, что оба сделали вид, что не знают об основной проблеме - как говорят, Кулибаев очень любит крупные взятки. Иденов утверждает, что сказал Кулибаеву: "Пожалуйста, следите за своим имиджем и репутацией. У вас есть реальная возможность улучшить собственный имидж и имидж нации". Как сказал Иденов, Кулибаев был "похож на Будду с парижским маникюром", и оба поняли, что жизнь продолжается. Иденов сказал, что он верит, что президент ему в настоящее время покровительствует. "Но игры продолжатся", - сказал он. Иденов утверждал, что оба XXXXXXXXXXXX (так в тексте - прим. ИА REGNUM Новости) - и у Кулибаева текут слюни от мысли заработать на них - но пока Иденов стоит у него на пути. "До тех пор пока Назарбаев говорит, что хочет, чтобы Кашаган и Карачаганак разрабатывались в соответствии с международными стандартами, я буду это делать". 6. (SBU) (ПРИМЕЧАНИЕ: Беглый бывший генеральный директор "БТА банка" Мухтар Аблязов, обвиняемый в хищении более $1 млрд, недавно сделал утечку документов в международные СМИ о том, что китайские госкомпании дали взяток Кулибаеву на сумму более $100 млн за последние месяцы, чтобы заключить нефтяные контракты. КОНЕЦ ПРИМЕЧАНИЯ)".

Документ о взаимоотношениях Москвы, Астаны и Минска публикует "Русский репортер". Издание задумывается: а что же "диктует Россия" своим ближайшим соседям и партнерам по Таможенному союзу? "В рамках тарифного режима, действующего в тройственном Таможенном союзе (ТС), Беларусь и Казахстан ввозят авиационную технику беспошлинно, тогда как в России взимается 20-процентная пошлина на ее импорт из западных стран. В целях гармонизации тарифной политики стран-членов ТС, правительство РФ, как сообщалось, в текущем году потребовало, чтобы Беларусь и Казахстан, приобретая или беря в лизинг иностранную авиатехнику, применяли российский тариф. Как следствие, авиакомпании стран-членов ТС должны будут уплачивать пошлину за всю новую авиатехнику, не подпадающую под исключения. Помимо этого правительство РФ потребовало, чтобы никакие новые исключения не применялись после 20 июля 2010 г., когда согласованный свод тарифов внутри ТС должен вступить в силу. В случае введения, новая пошлина на импорт иностранной авиатехники повлечет серьезные последствия для поставок "Боингом" своих самолетов в Беларусь и Казахстан. На "Аэробус" же благодаря соглашению об освобождении от пошлин, заключенному в 2009 г., эти новые правила распространяться, судя по всему, не будут во всех трех странах".

Однако самую большую подборку материалов дает переводческий портал Inosmikz.org. Издание републикует статьи сразу нескольких изданий с мировыми именами. Очень при этом важно, что благодаря переводам портала становится ясно - за рубежом очень интересуются перепиской послов о Казахстане. "Информационное агентство AFP опубликовало переданный из Вашингтона материал под названием "Horses, palaces, Elton for Kazakh elites: leaked cable" - "Лошади, дворцы, Элтон для казахской элиты: просочившаяся телеграмма". В нем говорится: "Казахстанские элиты и лидеры в высшей степени расточительны, если верить раскрывающейся телеграмме США, выпущенной сайтом WikiLeaks. Сотрудник по политическим вопросам Стивен Феджин пишет в телеграмме, что лидеры Казахстана "способны предаваться своим хобби в большом масштабе, будь то прилет Элтона Джона в Казахстан или покупка домашнего имущества для дворца в Объединенных Арабских Эмиратах". Джон, похоже, прилетал в Алматы, чтобы выступить на частном вечере по случаю дня рождения зятя президента Нурсултана Назарбаева Тимура Кулибаева. Автор депеши представил Назарбаева как человека, имеющего "сильную близость к лошадям". И детально описал визит чиновника посольства США на президентский конезавод, где охранники службы безопасности защищают богатую ферму, включая крытые и открытые площади для выездки, и порядка 40 лошадей, - утверждается в материале информационного агентсов AFP. - Записка поведала, что Назарбаев любит избегать непогоды центрально-азиатских степей в пользу горячих и сухих Объединенных Арабских Эмиратов, где он приобрел "дворец" взамен собственности в горном казахском регионе Боровое, которую Назарбаев обменял. В то время, как Назарбаев продолжал свои связанные с лошадьми увлечения, премьер-министр Карим Масимов галлюцинировал фантастическим светом в Астане, согласно телеграмме, которая детально описывает ночь в модном ночном клубе "Шоколад". "Хотя клуб предлагает VIP-зону, Масимов решил посидеть за столом на виду у всех патронов клуба", - утверждала телеграмма, ссылаясь на чиновника посольства США, который опознал сопровождающих лиц. Масимов сам предпочел танцевать на пустой сцене над танцплощадкой. Его товарищи быстро устали, но Масимов остался, танцуя в одиночку и оживленно на сцене еще минут 15-20. Но самые неприятные наблюдения оказались припасены для министра обороны Даниала Ахметова, описанного автором телеграммы как казах "в стиле испытанный и настоящий "хомо советикус" - то есть напивающийся в ступор" перед прибывшим с визитом высокопоставленным чиновником Пентагона. Ахметов объяснил этому очень высокопоставленному гостю, что он только что был на приеме по случаю курсантского выпуска, "поднимая тосты за вновь выпущенных офицеров", - читается в телеграмме. - Кто больше поднимал тостов - министр обороны или курсанты - это предмет чистой воды спекуляции". Государственный секретарь США Хиллари Клинтон выразила сожаления по поводу всей конфиденциальной информации, просочившейся из тысяч секретных телеграмм". Но ей, возможно, придется представить казахам некоторые объяснения при личной встрече, говорится в завершающей части рассматриваемого материала; "она прибывает в Астану во вторник в рамках регионального тура".

"Британская газета Telegraph опубликовала переданную из Астаны статью Ричарда Оранджа под названием "WikiLeaks: Kazakh Prime Minister's 'animated' nightclub dance" - "WikiLeaks": Оживленный танец казахского премьер-министра в ночном клубе". В предисловии к ней сообщается следующее: "Карим Масимов, премьер-министр Казахстана, провел вечер, танцуя сам по себе оживленным образом в одном из самых модных ночных клубов Астаны".

Издание Foreign Policy опубликовало под рубрикой "Argument" статью Джошуа Кучеры под названием "US Diplomats Aren't Stupid After All - by Joshua Kucera". К ней предпослано такое предисловие: "How WikiLeaks restored one journalist's faith in the State Department" - "Как WikiLeaks восстановил веру одного журналиста в Государственный департамент". Свою статью автор начинает так: "Как журналист, освещающий международные дела, я уже давно интересуюсь: Дипломаты США несведущи или лгут?". И он приводит один пример в связи с такой постановкой вопроса. Этим летом журналист был в Казахстане по редакционным делам и организовал интервью с послом Ричардом Хоугландом в посольстве США в столице, Астане. Вот что Дж.Кучера говорит об этой встрече: "Большинство наблюдателей соглашаются с тем, что Казахстан является автократическим государством с небольшой показушной "политической реформой". Хоугланд же казался имеющим куда более легковерное восприятие. Он описал Парламент - который имеет всего лишь одну партию, ту, что Нурсултана Назарбаева, - как "относительно независимый". О скованных НПО страны он сказал: "По большей части, гражданское общество здесь - растущее и сильное, и за исключением некоторых случаев, оно действует совершенно свободно". Хотя он и допустил некоторую тепловатую критику, его общий тон был позитивным. Позже, когда я приводил его высказывания представителю казахского гражданского общества, у него глаза округлились от удивления".

Тем временем, французским журналистам удалось даже получить от казахстанского премьера Масимова комментарий по публикациям. "Франкоязычное издание LaDépêche.fr со ссылкой на информационное агентство AFP опубликовало статью своего корреспондента под названием "Le Premier ministre kazakh rit des fuites de WikiLeaks à son sujet" - "Казахский премьер-министр смеется над информацией WikiLeaks о нем самом". В нем говорится следующее: "Премьер-министр Казахстана Карим Масимов указал в интервью AFP, что ему "очень понравились" утечки американских дипломатических телеграмм от сайта WikiLeaks на его счет, которые описывают в частности вечер, который он провел, танцуя в дискотеке. "Мне очень понравилось", - заявил он в кулуарах саммита Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, который проходит в среду и четверг в Астане, столице Республики Казахстан. "Я в интернете со своей женой. Я люблю танцевать со своей женой, и делать из этого рекламу традиционным образом стоило бы много денег", - отметил он, улыбаясь. "Там же, такое бесплатно, и я очень доволен этим", - добавил он"

Михаил Пак, Алма-Ата