Две известных на федеральном пространстве структуры - фонд "Петербургская политика" и коммуникационный холдинг Minchenko consulting представили Индекс политического влияния глав 100 крупнейших городов России, в котором отражены последние тенденции региональной политической жизни. Следует отметить, что выводы исследователей по отношению к Татарстану не во всем соответствуют мнению наблюдателей на местах.

Хотя высокие четыре балла, данные федеральными экспертами мэру Казани Ильсуру Метшину, являются, безусловно, оправданными, политическая значимость остальных персон, упомянутых в исследовании, сильно преувеличена. Это касается как градоначальника Нижнекамска Айдара Метшина (родного брата казанского главы), так и мэра Набережных Челнов Василя Шайхразиева, сравнительно недавно получившего пост. Остальные фигуры - сити-менеджеров Алексея Песошина и Фархада Латыпова также не заслуживают полученной трехбальной оценки в силу их краткого пребывания на своих постах и слабой известности в качестве политических фигур.

Что касается прямых выборов, о которых идет речь в исследовании, то здесь нужно напомнить, что ни в одном из муниципальных образований Татарстана прямые выборы глав так и не были проведены. Инициатором в этом процессе выступил горсовет Набережных Челнов, в сентябре 2009 года внесший изменения в городской устав. Вслед за ним та же самая процедура была проделана и в Казани.

Однако это произошло отнюдь не из-за "федерального влияния", и тем более - безо всяких инициатив со стороны муниципалитетов. В Татарстане данная проблема решалась проще: как заявил еще год назад заместитель председателя горсовета Набережных Челнов Хайдар Галяутдинов, отмена прямых выборов - не личная прихоть руководства города, а рекомендация президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Именно Минтимер Шарипович сказал, что "прямые выборы себя не оправдывают, поскольку у избранных таким образом мэров наблюдается дефицит ответственности", что вызывает "издержки организационного и финансового порядка". В Татарстане этого оказалось достаточно, чтобы снять все возможные возражения.

Нынешняя ситуация с политическим влиянием в Татарстане остается неясной. С одной стороны в республике произошла смена руководства - в январе был отправлен в отставку бессменный в течение 20 лет президент Минтимер Шаймиев, с другой - до последнего времени не было видно даже номинальной политической активности нового президента РТ Рустама Минниханова, по-прежнему выполняющего роль экономиста. Доходило до смешного, когда за президента Минниханова (крайне загруженного финансово-экономическими проблемами) заявления по актуальным событиям федеральной общественно-политической жизни делал его пресс-секретарь Андрей Кузьмин.

Прежнее руководство Татарстана в лице Минтимера Шаймиева и его аппаратной команды (ныне частично находящейся в секретариате госсоветника РТ Шаймиева), ранее довольно осторожно реагировавшее на "федеральные вызовы", стало активно проявлять себя в медийном пространстве. Минтимер Шаймиев, а в последнее время и его бывший советник Рафаэль Хакимов все чаще появляются в различных интервью, которые национальная татарская элита воспринимает как системные.

Возможно, именно с неослабевающей ролью и влиянием Минтимера Шаймиева связано и продолжающееся пребывание на своем посту мэра Казани Ильсура Метшина, который начал движение по карьерной лестнице с подачи бывшего президента РТ (с 1998 по 2005 год был главой Нижнекамска, с 2006 года - Казани). Несмотря на довольно прохладные отношения с Рустамом Миннихановым и различные коллизии, вызванные срывом общереспубликанских проектов в Казани, Ильсур Метшин продолжает руководить городом, сопровождая все свои инициативы усиленным пиаром.

Это положение может сохраняться еще год или два. Собственно, в республике уже обозначили срок, после которого Татарстан могут ожидать какие-либо перемены. Как заявил недавно спикер республиканского парламента Фарид Мухаметшин, до 2012 года ждать принципиальных изменений в Татарстане, в том числе связанных с редакцией Конституции РТ, не следует. Таким образом, политическая элита республики дает понять федеральному центру, что будет ждать исхода президентских выборов в России и готова следовать возможной конъюнктуре. Ведь, как известно, в смысле своих электоральных возможностей Татарстан среди прочих субъектов федерации всегда находился на первых местах.