Глава азербайджанского государства Ильхам Алиев по итогам 2010 года удостоен награды "Друг журналистов". Такой приятный подарок президенту, накануне его дня рождения 24 декабря, сделал Комитет по защите журналистов Азербайджана "RUH", обнародовав результаты опроса, проведенного с 1 по 20 декабря среди СМИ и журналистских организаций страны. Согласно представленной информации, в опросе приняли участие 30 ежедневных, 19 еженедельных газет, 2 журнала, 11 информационных агентств, 13 журналистских организаций, 8 информационных порталов, 7 телевизионных каналов и 3 радиоканала. В целом - 93 СМИ. У респондентов просили ответить на вопрос "Кого из общественно-политических деятелей, должностных лиц вы считаете другом журналистов по итогам 2010 года?". По данным организаторов опроса 81% из числа респондентов сочли самым достойным кандидатом на получение награды "Друг журналистов" президента Азербайджана Ильхама Алиева. Учрежденная в 1997 г. награда в последний раз была вручена в 2002 г. предыдущему президенту страны Гейдару Алиеву. И вот, спустя 9 лет она вручается его сыну, став, по сути, "президентской наградой".

К сожалению, в отличие от тех прежних лет, Комитет по защите журналистов Азербайджана "RUH на этот раз не счел нужным представить список участников опроса, чтобы общественность страны, несколько ошарашенная этой новостью, могла судить о степени достоверности (репрезентативности) подобного рейтингового замера. Организаторы опроса не удосужились также прокомментировать полученные результаты с тем, чтобы снять некоторые недоуменные вопросы и как-то обосновать внушительный успех президента Ильхама Алиева в номинации "Друг журналистов" по итогам 2010 года.

К слову сказать, когда подобной награды по итогам 2001 года был удостоен отец действующего президента Гейдар Алиев, опрос проводился в более гласной атмосфере, охватывал весьма широкие круги азербайджанской журналистики и его итоги, хоть и вызывали некоторые сомнения, но всё же имели под собой определенную обосновательную базу. "Другом журналистов" Гейдар Алиев стал после того, как провел серию публичных встреч с руководителями ведущих азербайджанских СМИ, внимательно выслушал их жалобы и предложения, обещал оказать всяческое содействие в их столь важной деятельности. Доброжелательно пожурив журналистов за постоянную критику в свой адрес, Гейдар Алиев дал тогда понять, что не держит зла на представителей прессы и будет всегда выступать гарантом свободы слова в стране. По итогам тех встреч глава государства простил целому ряду печатных изданий их многочисленные финансовые задолженности и предоставил им определенные налоговые льготы. Эти встречи и принятые по их итогам меры были оценены в журналистских кругах и в определенной степени явились фактором обоснования присуждения ему награды "Друг журналистов".

Сегодняшняя ситуация в области свободы слова в Азербайджане делает задачу обоснования подобного итога опроса крайне проблематичной. Может, потому и избегают каких-либо комментариев и организаторы опроса, и официальная пропаганда?! Конечно, можно вписать в актив главы государства принятие в июле 2008 года Концепции государственной поддержки развития средств массовой информации в Азербайджанской Республике, которая предусматривает серию мероприятий по развитию в стране свободы слова и средств массовой информации в соответствии с требованиями современной эпохи, а также меры по преодолению их существующих проблем. В соответствии с требованиями концепции в апреле 2009 года был создан Фонд государственной поддержки средств массовой информации при президенте Азербайджанской Республики и начато финансирование проектов СМИ. Вне зависимости от того, насколько успешно реализуются заложенные в Концепции положения и насколько эффективно действует Фонд государственной поддержки СМИ, это, безусловно, плюс в деятельности президента. Другое дело, что эти шаги были предприняты в предыдущие годы, а награда "Друг журналистов" присуждена ему по итогам 2010 года, в котором особых позитивов в области свободы слова не наблюдалось (если не считать фактов амнистирования 6 из 7 несправедливо осужденных журналистов и досрочно-условного освобождения блогеров). Скорее наоборот.

В октябре этого года международная неправительственная организация "Репортеры без границ" (Reporters Without Borders) представила очередной рейтинг свободы прессы в мире - Всемирный индекс свободы прессы 2010 года (Worldwide Press Freedom Index 2010). В восьмом по счету рейтинге отражена информация по 178 государствам за период с 1 сентября 2009 по 1 сентября 2010 года. Как известно, позиция страны в рейтинге зависит от того, насколько свободны журналисты и СМИ в целом, и от того, какие меры принимаются властями страны для создания комфортных условий для работы прессы. Так вот, по итогам рейтингового опроса Азербайджан в 2010 году занял 152 место, опустившись ещё на 6 ступеней вниз - год назад страна была на 146 месте. Для сравнения укажем, что Россия, занимавшая год назад 153 место, поднялась на 140 место в рейтинговой таблице. А у Грузии и Армении соответственно 100 и 101 места. Примечательно, что Азербайджан по показателю индекса свободы прессы обогнали даже Пакистан, Эфиопия, Афганистан и целый ряд других стран третьего мира.

Наряду с ухудшающимся в последние годы положением независимой журналистики в Азербайджане и тенденцией неуклонной монополизации информационного пространства, на снижение рейтинга страны подействовали и другие причины. В частности, продолжающееся уже 3 года тюремное заключение редактора популярной газеты "Реальный Азербайджан" Эйнуллы Фатуллаева, осужденного на 8,5 лет по сомнительным обвинениям, и упорное нежелание властей выполнять вынесенное в апреле этого года решение Европейского суда о немедленном его освобождении. Есть и другая значимая проблема - в Азербайджане до сих пор не принят закон "О диффамации", хотя страна имеет определенные обязательства в сфере свободы СМИ перед Советом Европы. Принятие закона могло бы положить конец уголовному преследованию журналистов со стороны чиновников и стать весомым шагом в деле обеспечения свободы слова в Азербайджане. Тем более, что другие страны - члены ОБСЕ уже приняли этот закон.

Из постсоветских стран наиболее благоприятная ситуация в области свободы слова обстоит в странах Балтики и, в частности, Эстонии, входящей согласно последнему индексу свободы в лидирующую десятку стран (9 место). Но как это ни парадоксально, лидирующие позиции страны в области свободы слова не нашли отражения в решении Союза газет Эстонии (EALL), выявляющего методом экспертного опроса "друга прессы" и "врага прессы" по итогам каждого года. По информации ИА REGNUM, другом эстонской прессы-2010 назван экс-канцлер права Аллар Йыкс, а врагом эстонской прессы-2010 - признан президент страны Тоомас Хендрик Ильвес. Аргументируя свое решение, Союз отметил, что Йыкс всегда отличался открытостью при общении с прессой, человечной и дружеской манерой общения. В противоположность ему, президент Эстонии Ильвес позволяет недопустимое для своего статуса высокомерное отношение к прессе и общению с нею. Кроме того, Ильвес утвердил 10 декабря закон "О защите источников информации", который серьезно ограничил эстонские масс-медиа в получении сведений из закрытых источников и дальнейшей защите источников такой информации.

Итак, наблюдается странная и весьма противоречивая картина. Президент Эстонии, входящей в десятку самых либеральных и благополучных стран мира по индексу свободы слова, удостаивается по итогам 2010 года награды "враг прессы", а президент Азербайджана, ухудшающего из года в год свои позиции в этой области и занимающего только 152 место в общем рейтинговом списке, признается "другом журналистов". Отталкиваясь от этих парадоксальных реалий можно прийти к не менее парадоксальному выводу, что формирование ситуации в области свободы слова в обеих этих странах происходит во многом наперекор воле и намерениям глав государств. В Эстонии "врагу журналистов" действующему президенту никак не удается поколебать либеральные устои общества и страна лишь наращивает лидирующие позиции в рейтинговых таблицах по индексу свободы прессы. В Азербайджане же "друг журналистов"" глава государства не в силах урегулировать острые проблемы с прессой и обеспечить достойное рейтинговое положение страны в этой области. Или, может быть, вопрос в качественной характеристике действующих режимов в этих странах? Демократическое правовое государство с активным гражданским обществом в одном случае, и авторитарный режим (или скажем, режим управляемой демократии) со слабым гражданским обществом и неэффективной правовой системой - в другом. Или дело в корректности самих опросов?

Стоит отметить, что международная организация "Репортеры без границ", помимо индекса свободы прессы, ежегодно публикует также список мировых лидеров, которые, по ее мнению, являются "врагами прессы", активно препятствуя свободной деятельности журналистов. В этот список уже который год подряд входят российский премьер-министр Владимир Путин, глава белорусского государства Александр Лукашенко, а также президенты Азербайджана, Казахстана, Узбекистана и Туркменистана и плюс целый ряд лидеров откровенно диктаторских режимов по всему миру.

Безусловно, ко всем подобным рейтинговым опросам и спискам надо подходить с известной долей скепсиса и осторожности. В целом, нет достаточных социологических оснований, чтобы однозначно принять на веру или оспаривать ни ежегодные индексы свободы прессы международной организации "Репортеры без границ", ни итоги последнего опроса Комитета по защите журналистов Азербайджана "RUH". В определенной степени все эти громкие ярлыки - "друг прессы" или "враг прессы" - носят условный характер, отчасти тенденциозны или мотивированы политической конъюнктурой и несколько упрощают сложную, динамичную и во многом противоречивую ситуацию, характеризующую состояние дел в области свободы слова в той или иной стране - особенно в странах переходного этапа развития. Тем не менее, они не должны вступать в явное противоречие с реалиями жизни и с требованиями здравого смысла. И если кто-то вправе считать, что включение президента Азербайджана Ильхама Алиева (скажем, как и премьера России Путина) в список "врагов прессы" наряду с одиозными лидерами откровенно диктаторских режимов стран третьего мира является явной передержкой, то, видимо, такой же передержкой он должен считать и поспешные, малообоснованные усилия по приданию ему титула "друг прессы". Возможно, истина, как всегда, где-то меж этих двух полярных оценок.