Карабахский вопрос был и остается камнем преткновения не только для политиков Армении и НКР, но и для творцов региональной политики, которые, наблюдая с высот своего политического Олимпа за происходящим, пока что довольствуются тем, что в соответствии с ситуативным настроением мировой политики, успокаивают или же подхлестывают "бурю в стакане", именуемой "Кавказский котел". Но, как ни смотри на Карабах, складывается впечатление, что конфликт вокруг него будет тлеть до тех пор, пока кто-нибудь не разрубит этот "гордиев узел".

Тем не менее, вот уже который год подряд звучат разговоры и пророчества о том, что карабахский вопрос близок к разрешению, причем в очень конкретной формулировке: "Карабах продают". Обвинение, которое на протяжении всего времени существования конфликта озвучивает оппозиция в адрес руководства Армении и, в частности, президента. Однако до сих пор этот конфликт верно служил лишь логике смены правительства или стремлению удержать власть как в Армении, так и в Азербайджане. На этой почве народ и оппозиция отправили в отставку правительство Левона Тер-Петросяна, и теперь он и его сторонники делают ставку на ту же самую карту, надеясь, что именно на карабахском вопросе "коса" Сержа Саргсяна "найдет на камень" и станет причиной его ухода. Видимо поэтому АНК заявил, что "не будет мешать Сержу Саргсяну в вопросе решения карабахского конфликта", что многие в Армении поняли как "не будем мешать Сержу Саргсяну совершать ошибки", ибо проблема на сегодняшний день представляется неразрешимой.

Итак, что произошло в 2010 году в контексте карабахского конфликта.

В 2010-м о Карабахе заговорил даже экс-президент СССР Михаил Горбачев. В on-line интервью газете "Коммерсант" Горбачев сказал: "Я не знаю, что там делать. Во время революции и после нее определялись внешние и внутренние границы, делились земли. Причем делились так, чтобы соседи зависели друг от друга, чтобы всегда можно было посеять конфликт, а Москву назначить арбитром. И таким разделом земли узаконить силу центра. Проблемы все время возникали - до войны, после войны. Проблема Карабаха очень старая и очень сложная. Азербайджан и Армения в свое время обвиняли меня в том, что якобы я поддерживаю одну из сторон, но это было не так. Я всегда говорил, что подобные конфликты на национальной почве не могут быть решены, если кто-то окажется победителем, а кто-то - проигравшим. Обе стороны должны найти консенсус. Может, когда будет объединенная Европа, разрубить этот узел будет легче".

Сразу после новогодних праздников уходящего года президент Армении Серж Саргсян отправился в Москву, чтобы с главой российского государства обсудить возможность очередной трехсторонней встречи. 24 января президент России Дмитрий Медведев собирает в Сочи за круглым столом своих коллег из Армении и Азербайджана. Сенсаций не произошло, серьезные результаты или подвижки не были зафиксированы, документ не был подписан. "Хорошо осведомленные о переговорах дипломаты" ограничились выражением удовлетворения по поводу того, что переговоры продолжаются и что возможности мирного урегулирования не исчерпаны. А это в свою очередь означало, что стороны продолжают топтаться на месте, каждый раз уверяя в том, что следующая встреча станет более результативной.

В рамках четырехдневного рабочего визита в страны Южного Кавказа, Карабах посещает председатель ОБСЕ, глава МИД Казахстана Канат Саудабаев. После встречи с ним, 16 февраля президент Нагорного Карабаха Бако Саакян делает политическое заявление: "Степанакерт представил свои предложения по карабахскому урегулированию действующему председателю ОБСЕ, министру иностранных дел Казахстана Канату Саудабаеву", - заявил журналистам Бако Саакян, подчеркнув, что международная общественность должна дать оценку позиции Баку в карабахском урегулировании и его постоянным угрозам решить карабахский конфликт военным путем. Канат Саудабаев же заявил о необходимости отвода снайперов с линии соприкосновения огня в зоне карабахского конфликта.

В 2010 году, как никогда после установления режима прекращения огня, в воздухе зависает угроза возобновления военных действий. Директор Национальной разведки США Деннис Блэр заявил, что между Арменией и Азербайджаном может вспыхнуть война. Бывший министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян в армянской прессе сказал, что с точки зрения военной науки конфликт может вспыхнуть в любой момент, однако отметил, что на данном этапе это маловероятно, поскольку "у Азербайджана нет пока преимущества, необходимого для победы в войне". Тем не менее, с началом весны президент Нагорно-Карабахской Республики Бако Саакян и министр обороны Армении Сейран Оганян обсудили вопросы военного строительства. На встрече присутствовал также глава МО НКР Мовсес Акопян.

Примерно в это же время усилилась милитаристская риторика Азербайджана. В интервью каналу Euronews президент Азербайджана Ильхам Алиев на вопрос, каковы шансы мирного урегулирования карабахского конфликта ответил: "Мы хотим положить этому конец мирными средствами и работаем в этом направлении, но в том же самое время и у нашего терпения есть пределы. Надеюсь, что уже достигнутые базовые соглашения и то, что мы планируем согласовать в течение нынешнего года, все это положит конец конфликту, и на Кавказ придет мир".

25 февраля министр обороны Азербайджана Сафар Абиев в ходе встречи с послом Франции Габриэлем Келлером заявил: "Если оккупант-Армения не освободит азербайджанские земли, начало большой войны на Южном Кавказе неизбежно". По его словам, за 15 лет переговоров по Карабаху дипломатам так и не удалось добиться результатов. "Теперь слово за войной", - сказал он.

Армянские СМИ опубликовали заявление сопредседателя Минской группы ОБСЕ от Франции Бернара Фасье о том, что Азербайджан не сможет одержать победу в случае возобновления военных действий в зоне карабахского конфликта. "Победа Азербайджана в случае возобновления войны невозможна, поскольку я лично знаю о храбрости армянских и карабахских воинов", - сказал Фасье в ходе семинара Парламентской ассамблеи НАТО "Роуз-Рот". 16 марта поступил ответ из Азербайджана: "Слова сопредседателя Минской группы ОБСЕ от Франции Бернара Фасье во время выступления на семинаре Парламентской ассамблеи НАТО "Роуз-Рот" в Ереване были искажены и не соответствуют действительности", - говорится в сообщении посольства Франции в Азербайджане.

Серж Саргсян в интервью каналу Euronews выступает с призывом подписать пакта о ненападении. Это напоминает пакт Молотова-Риббентропа и усиливает тревогу и подхлестывает общественные дискуссии о предстоящей войне. 20 марта подает голос Азербайджан. "Мы приветствуем заявление Сержа Азатовича Саргсяна, как и его призыв к подписанию заявления о неприменении силы, и готовы к этому, но только после устранения причины, которая создает такого рода угрозу, то есть деоккупации территорий Азербайджана. После вывода оккупационных армянских сил с наших территорий мы, будем готовы подписать такого рода соглашения", - заявил официальный представитель МИД Азербайджана Эльхан Полухов.

23 марта активизация слухов о возобновлении войны вынуждает власти Армении успокоить общественность. Директор Центра общественных связей и информации аппарата президента Армении Ара Сагателян по телевидению заявляет, что информационная активизация по признакам возобновления в ближайшее время боевых действий "ни что иное, как искусственно придуманная провокация, которую распространяют азербайджанские, турецкие, а также грузинские СМИ". Армянским СМИ он советует более ответственно относиться к освещению этого вопроса, чтобы не вызывать лишней паники у народа. Он также заявил, что Армения не ведет информационную войну с Азербайджаном, а находится в "определенном процессе информационного противодействия".

Вернется ли Карабах за стол переговоров?

В Армении вновь поднялся вопрос возвращения Нагорного Карабаха за стол переговоров, и с этим мнением уже соглашаются даже представители власти. 22 марта в армянской прессе появилось мнение зампреда правящей Республиканской партии Армении Размика Зограбяна о том, что "Армения совершила ошибку, согласившись исключить Нагорный Карабах из переговорного процесса, однако есть шанс ее исправить". "Сейчас мы упорно работаем над тем, чтобы НКР вернулась в переговорный процесс", - сказал он, обвинив в этой ошибке экс-главу МИД Вардана Осканяна. "Ведь он сам является главным виновником этого. С тех пор как он покинул свой пост никаких радикальных изменений в этом вопросе не было. Да, мы совершили ошибку, что согласились с Азербайджаном об исключении Карабаха из переговорного процесса, но это не делает нас единственными виновниками", - оправдался Зограбян, добавив, что власти сожалеют об этом и хотят все вернуть в старое русло. "Мировое сообщество уже согласно, осталось чтобы Баку также дал свое согласие", - заявил Зограбян.

Пока официальный Степанакерт молчал, а его руководители совершали всевозможные "международные визиты", удостаиваясь приемов начальников на уровне ЖКХ и прочих чиновников низших рангов разных стран и городов, не считая теплых приемов со стороны представителей диаспоры, за Карабах заступилась бессменная вице-спикер Палаты лордов парламента Великобритании леди Кэролайн Кокс. "Армяне Карабаха никогда не смогут жить под властью Азербайджана, так они на своем опыте убедились, что это такое". Об этом она заявил в интервью радиостанции "Свобода" в ходе гуманитарного визита в Карабах. На ее взгляд, Баку поступает неправильно, не допуская Нагорный Карабах в переговорный процесс, а международное сообщество должно осознать, что Нагорный Карабах должен стать субъектом, а не объектом переговоров.

Что случилось с Мадридскими предложениями?

"На столе переговоров по нагорно-карабахскому конфликту лежат предложения, сделанные обеим сторонам сопредседателями МГ ОБСЕ - это так называемый обновленный Мадридский документ". Об этом 26 марта заявил пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов, комментируя заявление президента Армении Сержа Саргсяна, сделанное им в ходе визита в Сирию о том, что Армения не готова на односторонние уступки в карабахском вопросе. "Армения должна однозначно ответить на вопрос, готова ли она принять данные принципы, на что Азербайджан уже дал свой однозначный ответ, - что за некоторыми исключениями предложенные сопредседателями обновленные Мадридские принципы Азербайджану приемлемы. В данном случае говорить о каких-либо гипотетических новых предложениях не имеет смысла", - сказал Полухов.

Армения уклоняется от прямого ответа на вопрос, принимает ли она обновленные Мадридские принципы урегулирования карабахского вопроса, заявил 12 мая тот же Полухов. "Вызывает удивление, что армянская сторона игнорирует девять встреч на уровне президентов, прошедших с 2007 года, то есть с момента появления Мадридских предложений, и то, что обновленный Мадридский документ подготовлен и представлен сторонам именно на основании видений и подходов сторон конфликта к данному вопросу", - сказал пресс-секретарь МИД Азербайджана.

Ранее же глава МИД Армении, выступая на очередном заседании комитета министров Совета Европы в Страсбурге заявил, что "Азербайджан не только продолжает искажать причины и последствия конфликта, но и суть переговоров, а также использует любую возможность выступать с угрозами применения силы". В этой связи Полухов сказал: "Видимо, Армения такого рода инсинуациями пытается уйти от прямого ответа на поставленный вопрос - принимает ли она обновленный Мадридский документ?".

"Нагорно-карабахское урегулирование перешло на тот этап, когда внешние силы навязывают мир". Об этом 7 июня на пресс-конференции заявил член Верховного Органа АРФ Дашнакцутюн Армен Рустамян, заметив, что видит реальные сигналы именно подобного положения дел. По его словам, внешние силы разработали определенную формулу урегулирования Карабахского конфликта, которую в настоящее время пытаются навязать сторонам. "Я не знаю, какова эта формула и чьи интересы поддерживает. Могу лишь сказать, что судя по позиции Баку, а также того, что азербайджанская сторона выразила положительную оценку по этим вопросам, развития в процессе урегулирования проходят отнюдь не в пользу Армении", - заявил Рустамян.

Запад отказался признавать выборы в Нагорном Карабахе

Карабах тем временем готовился к парламентским выборам. Европейский союз перед выборами заявил, что не признает законными предстоящие 23 мая парламентские выборы в Нагорном Карабахе. "Я хотела бы напомнить, что ЕС не признает юридических и конституционных рамок, в которых проводятся парламентские выборы в Нагорном Карабахе", - подчеркнула в специальном заявлении верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Она выступила с этим заявлением в преддверие визита президента Армении Сержа Саргсяна в Брюссель, где он уже в ходе визита был принят в штаб-квартирах ЕС и НАТО.

Сопредседатели МГ ОБСЕ по карабахскому урегулированию Игорь Попов (Россия), Бернар Фасье (Франция) и Роберт Брадтке (США) также распространили заявление в связи с парламентскими выборами в Нагорном Карабахе. "Выборы в Нагорном Карабахе не должны означать преждевременного определения итогового статуса Нагорного Карабаха в контексте мирного урегулирования конфликта", - говорилось в заявлении сопредседателей.

"США как и другие страны мира не признают независимости Нагорного Карабаха. В связи с чем "так называемые выборы в Нагорном Карабахе" не предопределяют окончательный статус НК в контексте мирного урегулирования карабахского конфликта". Об этом говорилось в заявлении спикера бюро Госдепа США по вопросам Европы и Евразии Роберта Хилтона, предоставленном посольством США в Ереване. "Соединенные Штаты продолжают оставаться верными своему мандату работы со странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ для достижения мирного урегулирования конфликта карабахского конфликта на основе установленных Хельсинским заключительным актом принципов неприменения силы, территориальной целостности и самоопределения", - говорилось в заявлении Хилтона.

Тем не менее, парламентские выборы в НКР состоялись, председатель ЦИК НКР Сергей Насибян сообщил, что по предварительным данным, явка избирателей составила 67,8%. Возглавляемая премьер-министром Ара Арутюняном партия "Свободная Родина" набрала 29 тыс. 252 голоса (46,4%), "Демократическая партия Арцаха", руководимая председателем Национального Собрания НКР Ашотом Гуляном, - 18 тыс. 17 голосов (28,6%), Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн" - 12 тыс. 728 голосов (20,2%), а Компартия - 3 тыс. 54 голоса (4,8%). "Очень часто в различных государствах, находящихся в сложном военно-политическом положении, вопрос безопасности ставится во главу угла в ущерб демократии. В Нагорном Карабахе не пошли по этому пути", - заявил на пресс-конференции по итогам парламентских выборов наблюдатель от России, известный общественно-политический деятель и ученый Виктор Шейнис. "Несмотря на то, что военная угроза реальна, НКР поддерживает демократические традиции. А это - залог лучшего будущего", - сказал он. При этом он отметил, что на него произвело очень большое впечатление то, что увидел во всех районах Нагорного Карабаха.

"Совместная американо-голландская наблюдательская группа может констатировать, что выборы в Национальное Собрание Нагорно-Карабахской Республики от 23 мая 2010 года были свободными, транспарентными и справедливыми. Наша организация уже третий раз отправляет наблюдателей на выборы в Нагорном Карабахе. И во время всех этих визитов мы пришли к заключению, что Нагорно-Карабахская Республика уверенно идет по пути строительства здоровой и долгосрочной демократии". Об этом заявил главный адвокат Международной группы общественного права и политики (Public International Law and Policy Group) Майкл Ковака, возглавлявший на парламентских выборах в НКР совместную американо-голландскую делегацию наблюдателей.

Встреча в Санкт-Петербурге и азербайджанская диверсия

Очередная трехсторонняя встреча президентов Армении, Азербайджана и России состоялась 18 июня в Санкт-Петербурге. "На столе переговоров по карабахскому урегулированию лежал один документ - предложенные сопредседателями Мадридские принципы, которые также зарегистрированы в Вене, в секретариате ОБСЕ, в качестве официального предложения", - заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян на брифинге в Санкт-Петербурге, добавив, что все остальные предложения носили исключительно рабочий характер. По результатам встречи какой-либо документ не был подписан.

18 июня военнослужащие отряда специального назначения ВС Азербайджана, перейдя линию соприкосновения войск Карабаха и Азербайджана на северо-восточном направлении, атаковали одну из позиций Армии обороны НКР близ села Чайлу. В оборонительных боях потери понесла и карабахская и азербайджанская сторона. Примечательно, что очередной серьезный инцидент, инициированный азербайджанскими ВС на линии соприкосновения, произошел спустя день после трехсторонней встречи, проведенной по инициативе президента РФ Д. Медведева в Санкт-Петербурге, на которой, президент Азербайджана выразил свою готовность продолжать урегулирование конфликта мирным путем.

"Последняя атака азербайджанских диверсантов имеет два фактора, вызывающих опасения. Нападение азербайджанской стороны на оборонные позиции армянской стороны, которые имели место сразу после инициированной Медведевым трехсторонней встречи президентов, демонстрируют, что Азербайджан не склонен к дипломатии. Эта атака стала мессиджем не только Армении, но также России и международному сообществу. Еще одним фактором, который вызывает у меня большое опасение, является то, что, по всей видимости, мы должны ожидать подобные атаки в дальнейшем. Азербайджанская сторона пытается протестировать военные силы армянской стороны. Это демонстрирует, что опасность возобновления военных действий возвращается", - заявил глава Армянского центра стратегических и национальных исследований Ричарда Киракосяна.

Несколько десятков ветеранов карабахской войны 21 июня провели пикет у президентского дворца, требуя встречи с Сержем Саргсяном. Они требовали создать народное ополчение и не уступать Азербайджану ни пяди земли. "Ополчение подразумевает собой, что все мужчины должны быть при оружии. Это не значит, что все они будут стоять на границе, а означает, что за полчаса мы сможем взять Баку", - заявил первый командующий силами самообороны НКР Аркадий Карапетян (Аго).

В Армении возобновились разговоры о том, что власти "продают" Карабах. "Сдача Азербайджану даже одного участка любого района освобожденных территорий будет иметь самые ужасные последствия", - заявил журналистам член инициативной группы движения "Сардарапат", ветеран ASALA Алек Енигомшян. По его словам, сдача даже одной части освобожденных территорий приведет к цепной реакции, постепенно будут сданы и оставшиеся территории, что также приведет к потере Арцаха, Сюника и Зангезура. "Я не говорю, что это произойдет в один день, но сдача территорий станет первым звеном в цепи, которая приведет к концу Армении", - сказал Енигомшян.

"Военная техника для Азербайджана не более чем металлолом. Необходимы специалисты, которые могут управлять этой техникой, а вся надежда Азербайджана в наемниках. Пусть Ильхам Алиев попробует напасть на Степанакерт, тогда он увидит, что посыпется с голубого неба Баку на головы мирного населения, и что сделает с ним его собственный народ". Об этом в интервью газете "Аравот" заявил один из первых командиров Карабахской освободительной войны Микаел Апресян, комментируя азербайджанскую диверсию 18 июня в Мартакерте, в результате которой погибли 4 армянских солдат.

Спецпредставитель ПА ОБСЕ по Южному Кавказу Горан Ленмаркер в своем докладе в рамках XIX сессии ОБСЕ в Осло заявляет, что термин "замороженный" применительно к нагорно-карабахскому конфликту вводит в заблуждение. По сообщению агентства Тренд, на встрече с представителями азербайджанской делегации Горан Ленмаркер заявил, что "стороны все еще продолжают нести потери, поэтому термин "замороженный конфликт" относительно нагорно-карабахской проблемы вводит в заблуждение".

Заявление президентов России, США и Франции

26 июня президенты России, США и Франции в рамках саммита "большой восьмерки" (G8) в Канаде приняли совместное заявление по нагорно-карабахскому конфликту, в котором призвали лидеров Армении и Азербайджана ускорить работу над Основными принципами урегулирования конфликта с тем, чтобы приступить к разработке проекта Мирного соглашения. "В настоящее время президентам Армении и Азербайджана необходимо сделать еще один шаг и завершить работу над Основными принципами с тем, чтобы можно было приступать к разработке проекта Мирного соглашения", - говорится в заявлении Медведева, Обамы и Саркози. Президенты трех стран поручили министрам и посредникам "продолжить оказывать активное содействие Армении и Азербайджану в преодолении имеющихся разногласий в ходе подготовки к совместной встрече на полях неформального министерского форума ОБСЕ в Алма-Ате".

Оценивая заявление руководителей стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по поводу Нагорного Карабаха, оппозиция Армении заявила, что оно по своему содержанию более антиармянское, нежели даже пресловутые Мадридские принципы. "Страны-сопредседатели применяют двойные стандарты в плане международного права. Уверены, что подобные предложения Россия даже не пожелала бы слушать в случае с Абхазией и Южной Осетией, а США - в случае с Косово", - сказано в заявлении Армянского национального конгресса (АНК).

Власти Армении напоминают человека, который падая с девятого этажа, где-то на восьмом этаже говорит "пока все в порядке". Об этом 1 июля на пресс-конференции заявил экс-глава МНБ, член АНК Давид Шахназарян, комментируя последние развития вокруг карабахского урегулирования и прозвучавшие в этой связи оценки армянской стороны. По его словам, после ознакомления с последним заявлением президентов стран-сопредседателей МГ ОБСЕ возникает один вопрос: что получит армянская сторона и что приветствуют официальные лица Армении? "На сегодняшний день каждое новое предложение по урегулированию конфликта хуже предыдущего, процесс урегулирования идет по пути от плохого к худшему", - заявил Шахназарян. По его словам, если в резолюциях Совбеза ООН говорилось о выводе войск с территорий вокруг Карабаха, то потом стали говорить уже о возвращении этих территорий Азербайджану, а в последнем заявлении президентов стран-сопредседателей МГ ОБСЕ и вовсе используется термин "оккупированные" применительно к вышеозначенным территориям. "Фактически, после сдачи этих территорий не предусмотрена их демилитаризация, поскольку в отличие от резолюций Совета Безопасности, в последних документах подобного положения нет", - разъяснил Шахназарян.

"Вести переговоры по решению карабахской проблемы очень сложно в условиях, когда армянская сторона поднимает вопросы, которые, казалось бы, уже нашли свое решение", - 15 июля заявил глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров, комментируя ход переговорного процесса по карабахскому конфликту. Он опять заговорил об обновленных Мадридских принципах. "В обновленных Мадридских принципах подразумевается возвращение Азербайджану Кельбаджарского и Лачинского районов в течение 5 лет. Это предложение поступило со стороны сопредседателей МГ ОБСЕ. В период, когда переговоры велись с президентом Р.Кочаряном, Армения тогда предлагала 10-летний срок возвращения этих двух районов. Азербайджан же настаивал, чтобы это произошло в течение одного года. А когда Армению возглавил Серж Саргсян, новая позиция Еревана предусматривала 7 лет для этого, а Баку настаивал на 3 годах", - сказал Мамедяров. "В результате сопредседатели МГ ОБСЕ выступили с предложением о пятилетнем сроке возвращения Кельбаджарского и Лачинского районов под административный контроль Азербайджана. Азербайджан согласен на данное предложение сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Нам трудно вести переговоры, когда Ереван вновь выносит на обсуждение уже согласованные решения относительно этих двух районов. Вопрос возвращения Кельбаджарского и Лачинского районов обсуждался на встрече президентов в Санкт-Петербурге, так как Россия желает побыстрее достичь подвижек в этом вопросе. И этот же предмет будет обсуждаться в Алма-Ате 16-17 июля", - отметил Мамедъяров.

Оценочная миссия ОБСЕ и встреча в Астрахани

Оценочная миссиия ОБСЕ в начале октября посещает районы, приграничные с НКР, и в итоговом документе название столицы Карабаха "Степанакерт" пишет через "слеш" добавляя "Ханкенди", - по мнению азербайджанской стороны, это якобы название деревни под Степанакертом, которая переросла в столицу Карабаха. Власти Карабаха особо не сопротивляются этому, однако общественность реагирует резко. "Мы воспринимаем "Оценочную миссию ОБСЕ" как мероприятие, усиливающее напряженность в регионе конфликта, и от которого не ожидается пользы мирному процессу урегулирования азербайджано-карабахского конфликта. В то время, как из официального Баку звучат угрозы в адрес НКР и ее народа, руководство Азербайджана продолжает шантажировать возобновлением боевых действий в зоне азербайджано-карабахского конфликта. Для того, чтобы миссия могла дать целостную картину, она должна одновременно состояться и на территориях НКР, захваченных Азербайджаном. Мы протестуем против игнорирования посредниками прав армянских беженцев и вынужденных переселенцев. Кроме того, однажды лишившиеся Родины армяне, насильственно изгнанные из Азербайджана, обретшие кров на освобожденных территориях, вновь должны подвергнуться психологическому давлению в форме стресса и почему-то объяснять свое право жить на этой земле. Мы глубоко убеждены, что любые решения должны строиться на паритетной основе, исходить из принципов равноправия и справедливости, с учетом мнения всех обществ, вовлеченных в конфликт, а главное - служить недопущению напряженности и насилия и установлению прочного мира", - заявляет Совет неправительственных организаций Нагорно-Карабахской Республики.

Армения встала перед опасностью навязанного решения по Карабаху. Об этом 17 июля на митинге заявил первый президент Армении, лидер АНК Левон Тер-Петросян. По его словам, в регионе сформировалась новая реальность - основной процесс урегулирования Карабахского конфликта будет проходить в формате Россия-Азербайджан-Турция. Формат МГ ОБСЕ будет сохранен, лишь для того, чтобы не вызывать раздражения Запада. Тер-Петросян отметил, что всегда считал, что ключ карабахского урегулирования находится в руках Росии. Сейчас же, продлением срока пребывания российской базы в Армении и продажей Азербайджану ЗРК С-300, Россия еще более укрепила свои позиции и повысила свою роль в Карабахском урегулировании. Россия и Азербайджан стали стратегическими партнерами, и это партнерство получило конкретное содержание. Армения потеряла монополию на основного партнера России в регионе. Подобные перспективы, по словам Тер-Петросяна, он предсказывал еще в 1998 году. В настоящее время президент Армении Серж Саргсян потерял возможность для маневра и должен искать свое счастье в Москве и Анкаре. "Нынешние власти должны предпринять два действенных шага. Во-первых, обеспечить либерализацию внутренней жизни страны, обеспечить установление демократии, освободить политзаключенных, обеспечить соблюдение прав и свободу граждан. Во-вторых, обеспечить возвращение Степанакерта за стол переговоров, в качестве полноправной стороны конфликта. Серж Саргсян не делает ни того, ни другого. И его бездействие равносильно предательству".

27 октября 2010 года в Астрахани президенты Армении, Азербайджана и Российской Федерации выступают с совместным заявлением по нагорно-карабахскому урегулированию. Встреча прошла по приглашению президента Российсии Дмитрия Медведева, в ходе которого стороны обстоятельно обсудили перспективы урегулирования нагорно-карабахского вопроса. Подтвердив положения совместной декларации, подписанной в Москве 2 ноября 2008 года, президенты подчеркнули, что урегулирование конфликта политико-дипломатическими средствами требует дальнейших усилий по укреплению режима прекращения огня и мер доверия в военной области. С этой целью Президенты Армении и Азербайджана договорились в качестве первого шага безотлагательно произвести обмен военнопленными и возвращение тел погибших при содействии сопредседателей Минской группы ОБСЕ и Международного комитета Красного Креста, а также руководствоваться этими подходами в будущем исходя из исключительно гуманитарного характера подобных вопросов.

Саммит ОБСЕ в Астане

В Астане, в рамках саммита ОБСЕ был принят документ по Карабаху, со ссылкой на аквильские и мускокские заявления президентов России, Франции и США. "Подпись Сержа Саргсяна под заявлением, принятым по Карабаху в рамках саммита ОБСЕ в Астане, подтверждает аквильские и мускокские принципы по урегулированию Карабахского вопроса и свидетельствует о том, что власти Армении дали свое официальное согласие на обсуждаемый план урегулирования конфликта, и фиксирует допущенные дипломатические провалы последних лет". Об этом 8 декабря журналистам заявил координатор оппозиционного Армянского национального конгресса Левон Зурабян. По его словам, за короткое время правления Сержа Саргсяна, "ретирующаяся" дипломатия нанесла непоправимый вред армянской стороне в процессе урегулирования карабахского конфликта. Зурабян перечислил промахи, допущенные за это время:

- Армения не отклонилась от политического курса экс-президента Роберта Кочаряна и продолжала игнорировать решение ОБСЕ о признании Карабаха полноценной стороной переговорного процесса, принятое в 1994 году. В результате этого, в совместных заявлениях ОБСЕ и руководителей стран-сопредседателей исчезло упоминание о Карабахе, как о стороне конфликта и равноправном участнике переговоров;

- Согласившись с одновременным применением принципов территориальной целостности и самоопределения народов, Армения официально дала свое согласие на то, чтобы карабахский вопрос был урегулирован в рамках территориальной целостности Азербайджана;

- Из повестки дня переговорного процесса было изъято положение о референдуме и заменено размытой формулировкой "волеизъявление";

- Дается нечеткое и неудовлетворительное решение вопросу статуса Лачинского коридора - наземной связи между Карабахом и Арменией;

- Если прежде говорилось о демилитаризации территорий, находящихся под контролем Карабаха, то уже сегодня речь идет о передаче этих территорий под контроль Азербайджана;

- Если прежде речь шла о возвращении беженцев на территории, подлежащие демилитаризации, то сегодня поставлен вопрос их возвращения на территорию самого Нагорного Карабаха;

- В опубликованных принципах об урегулировании нет слов о ликвидации блокад;

- Подписавшись под астанинским заявлением, Серж Саргсян согласился с термином "оккупированные территории", отмеченном в мускокском заявлении, которого прежде ни в одном документе по Карабаху не существовало.

Власти же в свою очередь астанинский документ оценили как дипломатическую победу. "На внешнеполитической арене уходящего года Армения приобрела крупные дивиденды, которые будут иметь колоссальное значение и в будущем политическом году". Об этом заявил депутат НС Армении от РПА Артак Закарян, подводя 16 декабря итоги 2010 года. "Это совместное заявление руководителей стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ в Мускоке, достигнутое в Астрахани соглашение гуманитарного значения и, конечно, совместное заявление президентов Армении, Азербайджана и трех стран-сопредседателей, где четко зафиксировано равенство трех основных международных принципов", - заявил Артак Закарян. Он считает, что в Астане также была подавлена милитаристическая риторика Азербайджана, и его политику по урегулированию карабахского конфликта можно считать "исчерпанной и зашедшей в тупик". По словам республиканца, политика Азербайджана в направлении карабахского вопроса велась по двум принципам - военной риторики, с целью оказания давления на посредников и международную общественность с тем, чтобы изменить их позицию и решить вопрос в собственных интересах, и военный путь. По мнению Закаряна, после Астаны "карабахский вопрос Азербайджан "отложил в долгий ящик" и заморозил.

Замороженным оказался и законопроект о признании независимости Нагорного Карабаха, представленный в парламенте Армении партией "Наследие". Большинство депутатов отказались голосовать в пользу законопроекта, поскольку считают, что тем самым наснесут ущерб описанному выше переговорному процессу под эгидой Минской группы ОБСЕ. Таким образом, нагорно-карабахская проблема входит в 2011 год без видимых изменений в позициях сторон, а значит и без объективных перспектив на урегулирование.

Гаяне Арустамян