2010 год, без сомнений, стал одним из самых худших в истории Киргизии. По сути, столь тяжелых, мучительных, разочаровывавших и трагичных дней страна за 20 лет независимости еще не переживала ни разу.

Фото: reporter.kg

Наиболее трагичным событием в минувшем году стала Ошская резня. С 11 по 13 июля в районе Оша и Джалал-Абада по разным данным были убиты от 450 до нескольких тысяч человек. Более ста тысяч человек были вынуждены бежать с насиженных мест. Большую часть пострадавших составили представители узбекского этноса. Столкновения между представителями двух наиболее крупных этносов, проживающих в Киргизии - киргизами и узбеками, начались с драки киргизской и узбекской молодежи в центре Оша. Победили узбеки, после чего по городу разнесся клич "наших бьют". В результате за несколько часов стычка между криминальными группировками переросла в массовое побоище.

Сначала группировкам, состоявшим из людей узбекской национальности, удавалось противостоять напору, но после того, как к горожанам с соседних сел подтянулось вооруженное подкрепление, жители махаллей (районов компактного проживания узбеков) ушли в глухую оборону. Баррикады, перекрывающие улицы, вооруженные группы киргизов штурмовали, используя бронетехнику. За 3 дня в Оше были разгромлены и сожжены десятки домов и торговых точек, принадлежавших узбекам. Чтобы погромщики не "ошиблись адресом", неизвестные доброжелатели специально пометили узбекские дома. Во время столкновения стороны использовали не только камни и палки, в ход шли ножи, импровизированные копья, а также огнестрельное оружие.

Первые сутки столкновений погромщикам практически никто не мешал. Милиционеры и военные пытались удержать ситуацию в центре города и на окраины не лезли. Пока власти республики спешно перебрасывали на место событий спецназ и подразделения МВД, жители города пытались сами защитить собственные жизни. Дополнительно ситуацию осложняли серьезные перебои в работе сотовой связи, электро-, газо- и водоснабжения, а также дефицит продовольствия.

В городе царила неразбериха, для наведения порядка не хватало людей, топлива, транспорта и даже еды. Причем продовольствия не хватало не только гражданским, но и присланным на выручку бойцам. Так, по данным ИА REGNUM, голодные солдаты неоднократно подбегали к прилетевшим из Бишкека летчикам, прося хлеба. Ощущая собственную слабость, правительство Киргизии также обратилось с просьбой послать военную помощь к России, но Москва отказала.

Власти республики не могли взять ситуацию под контроль три дня. Мало того, вопреки своим обязанностям, некоторые местные чиновники, а также военные и сотрудники правоохранительных органов если не активно участвовали в погромах, то ощутимо способствовали увеличению количества жертв. К слову, официально факт использования погромщиками БМП обозначен как угон, однако надо отметить, что забирать бронетехнику, оружие и прочее снаряжение из воинских частей погромщикам никто не мешал. Некоторые армейские подразделения, возглавляемые киргизами, демонстрировали таким образом солидарность в борьбе с узбеками. В отдельных случаях приказы на вооружение молодых людей киргизской национальности приходили "сверху". Так, член Временного правительства Азимбек Бекназаров, курировавший тогда работу правоохранительных органов, не без удовольствия рассказывал журналистам, что именно по его требованию ошские милиционеры выдали его сыну и друзьям несколько автоматов "для борьбы с сепаратизмом".

Официально было объявлено, что произошедшее - дело рук бывшего президента Курманбека Бакиева, стремящегося таким образом "раскачать обстановку" в стране. В то же время независимые эксперты чаще всего высказывали мнение, что причины произошедшего совершенно иные - межнациональные столкновения были вызваны обострившейся после смены власти борьбой южных криминальных группировок. После потери влияния семейства Бакиевых, в борьбе за освободившиеся сферы влияния вступили криминальные группировки, собранные по этническому принципу. Мирно разделить "лакомые куски" не удалось, - ущемленные при Бакиеве в правах узбеки желали усилить свое влияние и увеличить количество подконтрольных объектов (в том числе получить хотя бы частичный контроль над наркотрафиком и рядом коммерческих объектов). Киргизские этнические группировки подобного допустить не могли. Среди дополнительных причин можно называть слабость и коррумпированность властей, бедность и малообразованность населения, годами не решаемые бытовые и межнациональные вопросы, а также чувство безнаказанности.

Ошские события повлекли за собой сразу несколько серьезных последствий:

- гибель и ранения тысяч человек,

- массовые разрушения (для восстановления Оша и Джалал-Абада нужно около 1 млрд долларов),

- уход части молодых узбеков в радикальные экстремистские организации,

- значительное падение авторитета Временного правительства, оказавшегося фактически беспомощным во время Ошских событий,

- значительный рост национализма и "глубокую рану" в киргизско-узбекских отношениях. Межнациональное доверие, уничтоженные за 3 дня, придется восстанавливать десятилетиями.

"На юге нам пришлось столкнуться со множеством трудностей. В июньских событиях оказались замешанными криминальные круги. Потому что там в тот промежуток воцарилось безвластие - бакиевская власть "ушла", а у Временного правительства еще не было достаточной поддержки. В те дни на юге все еще сильным было влияние семьи Бакиевых, их сторонников, тех, кто изо всех сил старался вернуть их обратно к власти... в той ситуации у нас не хватило сил остановить криминалитет" (Из интервью президента Киргизии Розы Отунбаевой радио "Аззатык"): 1, 2, 3, 4.

Главное разочарование года - члены Временного правительства

Изначально многие жители Киргизии возлагали большие надежды на изгнавших Курманбека Бакиева членов Временного правительства (ВП). Профессиональные революционеры (часть из которых 5 лет назад свергала Аскара Акаева) за годы неустанной борьбы с "режимом" не раз критиковали президента Бакиева и его окружение за коррумпированность, семейственность, "распил" государственных денег, цензуру в СМИ, преследование неугодных. Многие из них, не раз рассказывали, что уж они то, получив власть, "вернут порядок и приведут страну и народ в Светлое будущее".

Пришел апрель 2010, Курманбек Бакиев бежал из страны и революционерам представилась возможность подтвердить собственную состоятельность. "Светлого будущего" не получилось. Совсем. Дорвавшиеся до власти бывшие оппозиционеры тут же начали делить самые "вкусные" посты и наиболее привлекательные с финансовой точки зрения объекты. При "временщиках" неизвестно куда пропали десятки миллионов сомов "бакиевских денег". Вскрывая банковские ячейки вопреки законам, пламенные революционеры фактически свели на нуль доверие населения к банковской системе. Ответственность за гибель сотен людей во время Ошских событий также лежит на членах ВП.

Да, до апрельской смены власти, ситуация в стране была весьма сложной, но после прихода к власти ВП Киргизия "провалилась" по всем статьям - внешний долг вырос, экономика ушла в крутое пике, Юг Киргизии покрылся кровью и пеплом, система госуправления и охраны порядка к концу года только выходят из коллапса. Стиль действий и степень взаимного доверия членов ВП иллюстрирует высказывание экс-секретаря Совбеза Алика Орозова: "Судя по вооруженной охране членов ВП, складывается ощущение, что в парламенте слет полевых командиров. У них считается, что чем больше автоматчиков, тем он круче".

За 8 месяцев управления страной, ВП запомнилось непрофессионализмом, популизмом, безответственностью, беспомощностью, массовым переделом собственности, а также предельной оторванностью от народа. Справедливости ради надо отметить, что сами члены ВП так не считают. Так, на днях, Роза Отунбаева сообщила, что революция, устроенная 7 апреля, "достигла своих целей", а временное правительство выполнило все поставленные задачи.

Гонки года

С июля по октябрь всю Киргизию охватила предвыборная борьба за места в парламенте. 29 партий претендовали на обладание депутатскими корочками, иммунитетом и полномочиями. Последние были особенно ценны, ведь с переходом в этом году к парламентской системе правления возможности депутата значительно возросли. Де-факто предвыборная борьба в стране началась практически сразу после окончания Ошских событий. Еще не успели остыть пепелища на месте сожженных домов, как киргизские политики начали спешно готовиться к октябрьским выборам - налаживать связи, собирать команды, искать средства..

Часть политиков за финансовой помощью отправилась в Москву, часть - задействовала внутренние ресурсы. Зачастую, чтобы понравиться избирателю, лидеры партий раздавали невыполнимые обещания. Партия "СНК", к примеру, прямо на пакетах с молоком распечатала обещания сделать электричество бесплатным, "Республика" в свою очередь говорила об электричестве по себестоимости и дешевых кредитах. Чем меньше становилось дней до выборов, тем толще становился покрывающий столицу слой рекламы кандидатов. Баннеры, листовки, ленточки, наклейки на лобовые стекла автомобилей - все это крепилось в несколько слоев, друг на друга. В результате на избирателя через прореху в листовке с рекламой Темира Сариева выглядывал Эдиль Байсалов, а сверху за этим безобразием наблюдал Алмазбек Атамбаев на пару с Омурбеком Бабановым.

Обещанного мира и процветания парламентские выборы не принесли. Мало того, что сама предвыборная борьба сопровождалась многочисленными скандалами, так еще и после выборов ситуация не успокоилась. Сначала ЦИК около месяца не мог подсчитать голоса, затем 5 партий, переваливших через пятипроцентный барьер, никак не могли создать нормально действующую коалицию. Наконец, 16 декабря (выборы в парламент прошли 10 октября) партии "Республика", СДПК и "Ата Журт" нашли общий язык и смогли оформить коалицию. Благодаря этому в стране, наконец, прекратили существование сразу 2 параллельно существующих правительства - Временное и Техническое.

На данный момент это по сути единственная ощутимая заслуга Законодательного органа - Жогорку Кенеша. По свидетельствам очевидцев пока что заседания нынешнего парламента больше напоминают коктейль из цирка, цыганского табора, пленума ЦК КПСС и боев без правил. Депутаты предпочитают говорить о собственных льготах, перерывах на молитвы, спорить между собой, или наоборот, обмениваться длинными цветастыми комплиментами... словом заниматься чем угодно, но не решать наболевшие вопросы. Глядя на все это, скептики считают, что парламент по-киргизски может стать подобием украинской Верховной Рады образца 2008 года, в то же время оптимисты уверены, что парламент принесет немало пользы. Как бы то ни было, у депутатов осталось не так много времени, чтобы оправдать надежды - уже весной, с высокой долей вероятности, начнутся акции протеста. Митинги для Жогорку Кенеша, ну, или во всяком случае нынешней парламентской коалиции, могут закончиться весьма неприятно...

"Ба, знакомые все лица..."

Десятки приближенных к Курманбеку Бакиеву чиновников в этом году на деле доказали свою политическую стойкость. Они сумели не только не потонуть в волнах нестабильности, но и пробиться к ведущим государственным постам. Бывшие бакиевские министры, помощники, советники и т.п. собрали силы в кулак и прошли в парламент. Причем не только прошли, но и "захватили" важные позиции, откуда можно серьезно влиять на принятие решений. Этот факт особенно раздражает "творцов революции", свергавших Бакиева в апреле 2010 года. Они по собственной вине не смогли "окопаться" на вершине власти и сохранить монопольный доступ к распределению мандатов, в результате бакиевская гвардия ощутимо потеснила их с политического Олимпа. Впрочем, внешне противоречия почти не заметны, ранее непримиримые политики теперь сидят по соседству в парламенте и дружелюбно общаются.

7 апреля

7 апреля 2010 года Бишкек запомнит надолго. Собравшиеся в столице сторонники оппозиционных партий СДПК, "Ата Мекен", "Ак Шумкар" и пр. сумели отбить атаку ОМОНа, обратить его в бегство, разоружить спецназ, пройти маршем по городу и в итоге взять Белый дом. Гарант Конституции, президент Бакиев, обещавший с пулеметом в руках защищать власть, так с оружием у Белого дома и не появился. Не появился он и на телевидении. Местные телеканалы вообще игнорировали происходящую в столице стрельбу, показывая художественные фильмы (хорошо не "Лебединое озеро", хотя фильма "Мэри Поппинс до свидания" тоже хватало). В результате столкновений и перестрелок погибли 84 человека. Более тысячи ( в том числе 766 сотрудников милиции) были ранены. Двух двадцатилетних курсантов Академии МВД охранявших Белый дом - Никиту Куща и Эдила Такырбашева - толпа митингующих забила насмерть прямо на центральной площади Бишкека. Попытки взять штурмом Дом правительства предпринимались на протяжении 5 часов. К вечеру Курманбек Бакиев покинул столицу, Белый дом пал.

"Оборона Бишкека"

В ночь с 7 на 8 апреля люди, приехавшие свергать Бакиева и, разумеется, добиваться лучшей жизни для своей страны, успели разгромить около сотни столичных магазинов. Как и 5 лет назад, толпы мародеров (среди которых были как гости столицы, так и ее коренные жители) разнесли в пух и прах большую часть столичных супермаркетов. Вновь радеющие, несомненно, за права человека политики сначала не сумели обеспечить безопасность жизней и имущества жителей города, а затем обвинили во всем, естественно, сторонников уже бежавшего президента. Помочь бизнесменам в этой ситуации смогли лишь друзья, коллеги и дружинники. Как только стало ясно, что власть в стране меняется, горожане, учитывая опыт мартовской революции, начали собираться в отряды. Горожане по собственной инициативе вооружались подручными средствами, доставали из укромных мест огнестрельное оружие и вставали на охрану торговых точек. Переписка тысяч дружинников напоминала сводки с фронта:

"И вновь другая небольшая группа мародеров пыталась напасть на ЦУМ. Стреляла дружина ЦУМа. Бьют мародеров"...

"Подтверждаю! Стреляли мы! Отгоняли толпу орков от ЦУМа. Предупреждаю всех уродов. Наша мобильная группа стреляет на поражение! Если кто-то увидит уродов с ожогами лица и рук - допинайте - они убежали после того как мы обстреляли их из ракетницы"...

"Дружинники сообщают, что по улице Абая движется толпа из 100 человек и подходит к улице Горького. На улице Советской нет освещения, а возле магазина "Народный" в девятом микрорайоне участниками народной дружины ведется разъяснительная работа с мародерами"...

Активные горожане, не надеясь на помощь "сверху", еще не раз самостоятельно собирались для помощи своему городу и стране. К примеру, пока новые власти делили портфели и судорожно решали, что делать с разгорающимися в Оше волнениями в июле этого года, сотни добровольцев уже собирали гумпомощь и организовывали ее доставку пострадавшим.

Терроризм

К концу года весьма актуальной стала тема террористической угрозы. О возможности этой угрозы эксперты предупреждали граждан давно, но всерьез люди задумались, только когда в самом центре столицы прозвучал взрыв. На воздух взлетел люк (его позже нашли на соседней крыше) - бомба была заложена в канализационную шахту. В результате взрыва пострадало 5 человек. После этого представители спецслужб заявили, что некая экстремистская группа запланировала провести в Киргизии 33 теракта. Позже пресс-служба ГКНБ сообщила, что "за последнее время в стране отмечен беспрецедентный рост террористических проявлений". Только за декабрь спецслужбы Киргизии изъяли более сотни килограммов взрывчатки, детонаторы, 4 тысячи боевых патронов. Несколько автоматов и карабинов. Несколько человек, подозреваемых в подготовке терактов, арестованы, несколько - убиты в перестрелке. Судя по тому, что правоохранительные органы по-прежнему призывают сохранять бдительность и сообщать обо всех подозрительных незнакомцах - угроза теракта сохраняется.

Судилище года

Очевидный вред безопасности страны нанес судебный процесс, проходивший в конце этого года. Шоу (судом это действо язык называть не поворачивается) было важным элементом госпропаганды. На скамье подсудимых оказались сотрудники элитного спецподразделения "Альфа", а также бойцы Службы госохраны (аналог ФСО). Прокуратура обвиняла их в том, что те, "выполняя преступный приказ", стреляли по толпе вооруженных граждан, прорывающихся к Белому дому 7 апреля. Первое заседание суда, проходившее в Дворце спорта, превратилось в форменное судилище. Родственники пострадавших кричали, оскорбляли, угрожали адвокатам и обвиняемым, непринужденно перебивали судью и требовали казнить всех спецназовцев. Позже толпа родственников, требуя устроить самосуд, бросилась к скамьям с подсудимыми. Обвиняемых едва успели вывести через черный ход. Разразился скандал. На защиту подсудимых встало даже посольство США в Киргизии. Следующие заседания проходили уже в более сдержанном формате. Судебный процесс длится до сих пор - после того, как рядом с Дворцом спорта взорвалась бомба, место проведения процесса решили перенести. Все формальности должны быть улажены к середине января. Пока что обвиняемые в убийстве 77 человек спецназовцы остаются на свободе и по-прежнему работают в Комитете нацбезопасности.

Бойцы спецназа своей вины не признают. Во-первых: они выполняли приказ об охране стратегического объекта, отданный им представителем легитимной власти. Во-вторых: проведенная экспертиза не нашла доказательств того, что люди, убитые на площади, убиты из оружия спецназа. Чтобы защитить себя и хоть как-то привлечь внимание к своей проблеме, "Альфа" и СГО даже вышли на митинг. Пожалуй, это была первая в стране акция протеста, инициаторами которой стали бойцы антитеррористического подразделения.

"С миру по нитке"

Креативностью и нестандартным образом мысли отличился бакиевский премьер-министр Данияр Усенов. Стремясь выдоить корову до крови и пополнить госбюджет, он придумал сразу несколько новых налогов. С начала 2010 года в стране в разы подорожали горячая вода, отопление, электроэнергия (на 150-400%), сотовая связь (введена плата за соединение - 40 копеек), появился налог на недвижимость.

Также со второй половины года предполагалось дополнительно увеличить тарифы ЖКХ, установить разовый сбор в размере 7 долл. с каждого подключаемого к местным сотовым сетям телефона, ввести поминутную тарификацию звонков по городским телефонам, поднять размеры штрафов за нарушение ПДД, внедрить латентные марки на газировку, и отменить льготы для ряда крупных фирм, импортирующих бензин. Также премьер предложил активно использовать лежащие в банках короткие деньги для кредитования: "Это около 400 миллионов долларов, которые могли бы работать". Незадолго до смены власти с молотка были пущены крупнейшая распределительная компания в стране "Северэлектро", а также монополист на рынке связи "Кыргызтелеком". Пришедшие на смену Бакиеву члены Временного правительства тарифы на ЖКХ вернули на прошлогодний уровень, плату за подключение отменили. Приватизированные компании были вновь национализированы, наряду с еще 38 объектами, которые, по мнению ВП, были "незаконно присвоены семейством экс-президента".