Начало работы Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана уже вызывает опасение за экономическую конкурентоспособность Калининградской области. Такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал депутат Калининградской областной Думы, руководитель таможенного брокера Александр Каневский, подводя первые итоги таможенного регулирования на основе межгосударственного договора о создании единого таможенного пространства между Россией, Белоруссией и Казахстаном, вступившего в силу с 1 июля 2010 года.

ИА REGNUM: Говорят, что Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии добавил Калининградской области головной боли...

Верный диагноз. Существующие сегодня в таможенном регулировании риски могут значительно возрасти в связи с тем, что принят Таможенный кодекс Таможенного союза. Правда, на сегодня не все его положения заработали. Например, до сих пор нет закона о таможенном регулировании, который и будет в основном определять правила таможенного регулирования в Калининградской области. Начало работы Таможенного союза уже вызывает опасение за экономическую конкурентоспособность Калининградской области. Несмотря на то, что Белоруссия нам братская республика, но деньги там тоже умеют считать. Поэтому Белоруссия намерена создавать все условия для того, чтобы привлечь на свою сторону основные грузопотоки, а значит и инвестиции. Таможенный тариф для всех участников Таможенного союза одинаков, его ставками не поиграешь. Поэтому будет "играть" скорость принятия решений, быстрота оформления, качество услуг. Белорусская сторона это прекрасно понимает и энергично движется в этом направлении. И уже появляется информация, что столичный капитал, занятый транспортной логистикой, завозом грузов, торгующие компании, промышленные предприятия, работающие на импортных технологиях и импортном сырье, начинают направлять свои активы в Белоруссию.

Еще одну проблему готовит нам завершение переходного периода в Особой экономической зоне Калининградской области. Его удалось сохранить до 2016 года, но это время уже не за горами, а инвестиции в промышленность - процесс долгоиграющий, они рассчитываются на 10-12 лет вперед. Калининград начинает проигрывать в таможенных льготах, которыми ранее заманивал инвесторов. Поэтому полностью поддерживаю инициативу губернатора Николая Цуканова, который активно выступает за продление таможенных льгот калининградской ОЭЗ до 2021 года.

ИА REGNUM: В свое время вы выступили одним из инициаторов создания в Калининградской областной Думе постоянной рабочей группы по мониторингу таможенной политики в Калининградской области. Что получилось в итоге?

В итоги нас заметили и услышали. Считаю, что деятельность нашей рабочей группы должны быть продолжена и в новом, 2011-м, году, поскольку острота проблемы наполнения доходной части бюджета пока еще не снижается. Доходы областного бюджета формируются в основном за счет налогов на доходы физических лиц, на прибыль предприятий. Максимальный сбор этих налогов получается только тогда, когда предпринимателям области будут предоставлены наилучшие возможности для ведения бизнеса в условия эффективного таможенного администрирования.

Да, мы субъект Федерации, изменение федерального законодательства - прерогатива Госдумы, но мы не оставляем попыток уже в самом начале рассмотрения влиять на законодательные акты, принимаемые федеральным парламентом в отношении Федеральной таможенной службы (ФТС), и решений самой ФТС. Поэтому совместно с областным правительством намерены продолжать работу по улучшению таможенного администрирования, чтобы интересы Калининградской области находили свое отражение в принимаемых ФТС решениях.

ИА REGNUM: Вы считаете, что федеральные министерства и ведомства не всегда осведомлены о проблемах и реалиях жизни в регионах?

Из этого нет секрета. Для Калининградской области таким знаковым ведомством стала именно ФТС. Ее незнание нашей региональной специфики негативно отражается на решениях этого ведомства и осуществлении здесь таможенных процедур. Создавая рабочую группу, мы преследовали две главные цели. Во-первых, выступить единым с областным правительством фронтом в отстаивании интересов Калининградской области, усилить наше влияние на решения, принимаемые ФТС. Во-вторых, впредь избежать конфликтов, подобных тому, что мы наблюдали между предыдущим губернатором Георгием Боосом и прежним руководством Калининградского таможенного управления. Конфликты уйдут, если федеральные ведомства будут четко знать, что их каждодневные действия находятся под постоянным контролем. Бесконтрольность принятия таможней решений чревата митингами и очередями фур на границе. Все это мы тоже уже наблюдали.

Инициативы по реформированию калининградской таможни, исходившие от бывшего ее руководства, отличались отсутствием логики, обоснованности, поэтому мы активно возражали против их принятия. У предыдущего правительства также не было четкого видения решений обсуждаемых проблем. Мы же на заседаниях рабочей группы, в комитетах и на заседаниях Думы проговаривали все детали с представителями региональных бизнес-сообществ. И результаты нашего обсуждения направляли в ФТС. Группа работала очень профессионально, поэтому не случайно глава таможенного ведомства Андрей Бельянинов заявил, что все вопросы, касающиеся региона необходимо согласовывать не только с исполнительной властью, но и с областной Думой. И в конце сентября была сформирована новая совместная рабочая группа из депутатов областной Думы, представителей областного правительства и ФТС. Благодаря этому решению мы вместо цепочки - Гвардейский проспект (по этому адресу в Калининграде находится Калининградская областная таможня. - ИА REGNUM) - Санкт-Петербург - Москва, стали работать напрямую с федеральным центром.

ИА REGNUM: В настоящее время что происходит на калининградской границе?

Что мы сегодня видим? Очередной коллапс на границе. Время на переезд транспорта увеличилось, таможенники не справляются с объемом работ, граница блокирована. Кроме того, монополизация оформления подакцизных товаров привела к появлению "серых" схем. Как результат - сегодня на акцизном посту проходят следственные действия. Как на все это посмотрят наши зарубежные соседи? Естественно они выберут обходной маршрут, опасаясь, что груз застрянет на границе Калининградской области из-за каких-то там следственных мероприятий или неразумного таможенного администрирования. Поэтому принимаемые на федеральном уровне решения не должны противоречить интересам региона, пусть и небольшого по численности населения. В течение 2010 года мы вели анализ принятия таможней решений о новых принципах таможенного оформления, целесообразности размещения акцизного поста в Калининграде, перемещение к границе складов временного хранения и в унисон с местными бизнес-сообществами предупреждали о негативных последствиях таких необдуманных шагов. В Калининградской области живут не иждивенцы, ожидающие дотаций из Москвы. Калининградцы - это активные, целеустремленные люди. И принимаемые наверху решения не должны убивать их инициативность.

ИА REGNUM: Почему белорусы так активны в защите своих интересов, а мы - неповоротливы?

Причина, на мой взгляд, кроется в отсутствии механизма взаимодействия федеральных ведомств с региональной властью. На любой интересующий нас острый вопрос, здешние "федералы" отвечают, мол, мы вам не подотчетны. Однако головные ведомства, находящиеся в столице, откликаются на наши обращения. Но такая реакция требует много времени, а его зачастую уже не остается, чтобы оперативно устранить последствия непродуманных шагов. Поэтому я уверен, что выполнение ведомственного приказа зависит, прежде всего, от конкретных руководителей на местах. Если чиновник видит, что непродуманное решение может нанести ущерб не только репутации его ведомства, но и экономики региона и страны в целом, он должен сам порекомендовать что-то своему начальству, основываясь на личном опыте и убеждении в своей правоте. За прежним руководством калининградской таможни такого не водилось. Наша рабочая группа получала какие-то отписки, наталкивалась на беспричинное молчание. Иногда ответы были просто нелогичны. Мы им говорили про очереди на таможенных постах, они нам про какие-то низкие московские расценки на таможенные услуги. Ну так давайте задерем наценки вверх. И что получим? Рост цен на продукты питания для жителей области? Однако таможня в своих ответах умалчивала о том, почему на постах, оформляющих основной грузопоток области вместо, например, смены в 10 человек, работают 4, остальные - в отпуске, на учебе или командировках. Вот вам и причина очередей.

ИА REGNUM: А как же внедрение новых технологий оформления грузов?

Здесь тоже палка о двух концах. Нам говорят о привлекательности электронного декларирования грузов. Да, это передовые технологии, но они помогают жить, когда существует разумный подход к законодательству в сфере установления административной ответственности за таможенные правонарушения. На практике часто случается так. Ты получаешь груз. О том, что он поступит на границу, ты, находясь в офисе своей фирмы, заранее подаешь таможенную декларацию в таможенный орган в целях сокращения времени на таможенную очистку груза. Тем самым совершаешь юридически значимое действие, после которого наступают определенные юридические последствия. Если таможенный инспектор при вскрытии машины увидит несоответствие количества, наименования, сорта и т.п. заявленному в декларации, то он обязан составить соответствующий протокол. Штрафы за такую ошибку отправителя составляют до 300 процентов стоимости груза. В связи с этим возникает вопрос: предприниматель будет сидеть в офисе и подавать электронные декларации или поедет на границу встречать груз и проверять его соответствие документам? Ответ очевиден и тогда какой смысл в электронном декларировании.

Или возьмите другое нововведение - предварительное информирование. Суть его в том, что пока машина в пути, на сервер ФТС поступает информация о грузе. И таможеннику после прибытия водителя на границу остается только сканером считать у того информацию со специального бланка со штрих-кодом. Учитывая информацию о рискованности страны отправления груза, он принимает решение пропустить груз или отправить его на досмотр. Удобно? Удобно. Но опять вопрос - где водитель возьмет бланк со штрих-кодом? Во всем мире на границе их выдают специальные сервисные службы. У нас такие бланки выдавали таможенные брокеры. Но по непонятным причинам их убрали с границы вопреки сложившейся мировой практике. Теперь на границе остались только таможенники и пограничники, которые не имеют права выдавать такие бланки. Но если во всем мире сервисные службы успешно работают, давайте применим их опыт. Объявим конкурс, привлечем брокеров с именем, организуем контроль их деятельности. Брокер платит огромные деньги за лицензию и не будет рисковать ими и своим добрым именем, устраивая махинации с бланками. Получается, что с одной стороны, предлагаются какие-то инновационные идеи, с другой - возникают проблемы с их реализацией.

Справка ИА REGNUM. Депутат Калининградской областной Думы четвертого созыва Александр Каневский, 48 лет. Образование высшее (в 1984 году окончил экономико-правовой факультет Калининградского государственного университета). В настоящее время - генеральный директор таможенного терминала ЗАО "Инмар", оказывающего услуги региональным участникам внешнеэкономической деятельности в таможенной сфере. В областной Думы Каневский входит в составы комитета по развитию инфраструктуры, промышленности, строительству, туризму, малому и среднему предпринимательству и комитета по правопорядку и безопасности.