Экономическое и финансовое положение Украины в 2011 году будет весьма непростым. В первую очередь, это относится к все увеличивающемуся внешнему долгу страны перед иностранными кредиторами и международными финансовыми организациями. В конце 2010 года совет директоров МВФ принял решение выделить Украине второй транш кредита - 1,5 млрд. долл. из общего объема в 15 млрд. долларов. Правительство Юлии Тимошенко в 2008-2009 годах получило от МВФ около 14 млрд. долл. Кроме того, правительство Тимошенко выдало государственные гарантии на привлечение иностранных кредитов украинскими компаниями, прежде всего НАК "Нафтогаз Украины". Киев по факту в одностороннем порядке уже перенес возврат российскому ВТБ кредита в размере 2 млрд. долларов. Совокупный объем государственного и гарантированного правительством долга уже достиг 50 процентов ВВП Украины и имеет тенденцию к росту. Всего Украине по ранее взятым кредитам и процентам по обслуживанию новых в 2011 году придется выплатить около 5 млрд. долларов. Пик выплат по кредитам придется на 2013 год.

Правительство Азарова ставит себе в заслугу принятие бюджета на 2011 год с дефицитом в 3 процента от объема ВВП (это было одним из основных требований МВФ для продолжения финансовой помощи Киеву). Максимальный дефицит государственного бюджета Украины в 2011 году установлен на уровне 38,843 млрд. грн (порядка 4,855 млрд. долларов).

В бюджете 2011 резко сокращены расходы на социальную сферу, образование, науку и серьезно увеличены расходы на содержание прокуратуры, СБУ и МВД (финансирование армии практически не увеличено).

Цены на металл - основной экспортный товар Украины - в 2011 году могут оказаться под сильным давлением (серьезное снижение цен началось уже в ноябре 2010 года).. Между тем, на экспорт уходит примерно 75-80 процентов произведенного в стране металла. Один из важнейших регионов для экспорта украинской продукции - СНГ, прежде всего, Россия и в последнее время Казахстан. В 2010 году Киев принимал активные усилия для увеличения экспорта металлопродукции в Россию, что может привести к введению защитных мер со стороны Москвы. В конце 2010 года российский Минпромторг сделал вторую попытку ввести антидемпинговые пошлины на импорт в РФ крепежных изделий - болтов, гаек и шайб. Соответствующий проект постановления Белого дома, опубликованный ведомством, предлагает установить ставку пошлины в $282,4/т. Возможны антидемпинговые расследования и по другим видам украинской металлопродукции. В 2011 году Киев будет вынужден ввести долгий и упорный торг с Москвой для решения своих крайне острых экономических и финансовых проблем. Какие меры давления (пусть и не явного) может использовать Украина для достижения нужных ей целей в отношениях с Россией?

Спекуляции вокруг присоединения к Таможенному союзу - ЕЭП.

Стратегическая цель украинской власти - использовать преимущества интеграционных объединений ТС-ЕЭП, не вступая в них и уж во всяком случае не делегируя часть полномочий наднациональным органам. Для Киева крайне важно получить свободный доступ своей продукции на общий рынок Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана с общим количеством потребителей более 170 млн. человек.

Также Украина хочет добиться свободного доступа к ГТС России (в рамках ЕЭП такое право получат Белоруссия и Казахстан) для прямого транзита углеводородов из Центральной Азии. Также, говоря о присоединении к ТС-ЕЭП, Киев может поставить вопрос об обнулении и вывозных пошлин на российскую нефть и снижение цены на газ до уровня контрактной цены для Белоруссии (после ратификации Минском соглашений о создании ЕЭП цена на российский газ для Минска была снижена на 15 процентов). Виктор Янукович впервые заявил о возможности присоединения Украины к ЕЭП в конце ноября 2010 года на встрече с Дмитрием Медведевым. Как отметили аналитики, это заявление должно было усилить позицию Киева в переговорах о снижении цены на российский газ.

В конце декабря 2010 года Янукович так определил свое отношение к ТС - "чтобы дать ответ на этот вопрос, должно пройти время. Когда этот Таможенный союз просуществует год, полтора, два и мы увидим, что это выгодно, и что это нам необходимо и это отвечает нашим национальным интересам, мы будем действовать".

Затягивание вопросов об объединении активов

Несмотря на достигнутые в первые месяцы 2010 года договоренности о создании СП между Газпромом и НАК "Нафтогаз Украины", в 2010 году так и не удалось приступить к конкретным шагам. Стороны договорились провести аудит передаваемых в СП активов, что займет 2-3 года. Украинская сторона не допускает возможность передачи в уставной фонд нового СП ГТС страны.. "Когда мы говорим о создании ряда совместных предприятий, если они находятся на украинской территории, без сомнения, контрольный пакет акций должен находиться в нашей собственности", - подчеркнул Янукович. В ходе переговоров о создании СП Киев старается решить следующие вопросы: настоять на замораживании строительства "Южного потока" и добиться предоставления льготных кредитов от российских контрагентов.

Так, в конце декабря НАК попытался привлечь кредит российского ВТБ в размере 180 млн.долларов.

НАК "Нафтогаз Украины" не устраивает роль миноритарного акционера в планируемом СП и для повышения своей доли украинская сторона пытается оказать давление на "Газпром", активизировав переговоры с западными компаниями (прежде всего, немецкими) об их участии в модернизации ГТС Украины. Можно предположить, что и в 2011 году вопрос создания СП между "Газпромом " и НАК будет использован украинской стороной как серьезный рычаг давления на Москву. В 2010 году также не состоялось объединение активов украинского АНТК "Антонов" и российской ОАК. Пока сторонам удалось договориться только о создании СП в области маркетинга и послепродажного обслуживания самолетов АН 148/158.

Вопрос о советских активах и вкладах украинских граждан в российском "Сбербанке"

Виктор Янукович еще в мае 2010 года сразу после визита Дмитрия Медведева на Украину заявил, что не поддерживает идею "нулевого варианта". Украина продолжает претендовать на активы бывшего СССР. Доля Украины, согласно документам 1991 года, составляла 16,37% долгов и активов СССР. Соглашение о "нулевом варианте", принятое всеми бывшими советскими республиками в 1994 году, Верховная Рада так и не ратифицировала (хотя соглашение было подписано в декабре 1994 года тогдашним украинским премьером Виктором Масолом). Россия уже полностью выплатила долю Украины в долгах бывшего СССР.

Попытки решить этот вопрос предпринимались в 2009 году при правительстве Юлии Тимошенко. По сообщениям ряда источников, Тимошенко готова была официально признать "нулевое соглашение" в обмен на 5 млрд. долларов кредита на льготных условиях и смягчение условий поставок российского газа. Украинская сторона также заявляет, что долги бывшего Сбербанка СССР перед украинскими гражданами по нынешнему валютному курсу могут составить до 100 млрд. долларов. Позиция Украины тормозит переоформление бывшей советской собственности в пользу РФ в ряде государств (это происходит несмотря на то, что Россия для достижения компромиссного решения уже передала Украине для посольств и других украинских загранучреждений ряд объектов недвижимости).

Весьма вероятно что в 2011 году Киев вновь поставит вопрос об активах бывшего СССР в рамках межправительственной комиссии.

. Вопрос участия российских компаний в приватизации.

Президент Украины Виктор Янукович своим указом от 10 декабря 2010 г. снял запрет на приватизацию Одесского припортового завода, Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР), ОАО "Днепроэнерго", ОАО "Донбассэнерго", ОАО "Западэнерго", ОАО "Центрэнерго". Также предполагается продать блокирующий пакет акций компании "Мотор Сич". Ранее Янукович заявил, что Украина намерена ускорить приватизацию в целом ряде важнейших секторов экономики. Все эти объекты представляют серьезный интерес для российских инвесторов. Однако украинская сторона может увязать участие российских инвесторов в процессе приватизации с рядом условий, прежде всего, экономического характера. В условиях полного отсутствия судебной защиты российской собственности на Украине успех того или иного проекта критически зависит от благосклонности властей.

Активизация политики Украины в структурах СНГ

. 2010 год был отмечен усилением внимания Киева к структурам СНГ (хотя справедливости ради надо отметить, что Украина никогда не отказывалась от идеи лоббирования своих интересов в этой организации). "Если мы там (в СНГ) присутствуем, то мы должны действовать, а не сидеть и ничего не делать, зачем тогда там находиться в этой организации? Нам выгодно там быть? Я вам скажу: безусловно, выгодно", - сказал Виктор Янукович в конце декабря 2010 года. Основная задача на 2011 год для Киева в рамках СНГ- добиться создания Зоны свободной торговли без изъятий и ограничений (Москва заявляет, что будет руководствоваться, прежде всего, нормами ТС и не готова снять все ограничения на доступ на свой рынки, который уже работает по нормам Таможенного союза ).

Для достижения своих целей Украина может использовать как рычаг давления вопрос о присоединении России к ВТО. Формально Украина приветствует членство России в ВТО, но может действовать через Молдавию с целью добиться отмены Москвой отдельных защитных ввозных пошлин. Как известно, Кишинев уже заявил, что будет возражать против присоединения России к ВТО, пока молдавские вина не будут возвращены на российский рынок. В рамках СНГ Киев может инициировать создание неформального энергетического объединения Азербайджан - Казахстан - Украина - Беларусь для уменьшения влияния России на рынок углеводородов и пути их транзита внутри Содружества.

Вопрос делимитации морской границы между Россией и Украиной.

В конце 2010 года посол Украины в России Владимир Ельченко заявил, что в решении Азово-Керченской проблематики существенных сдвигов нет. "Тут, к сожалению, большого прогресса нет. Дело в том, что стороны остаются на своих позициях", - сказал он. Дипломат пояснил, что Украина хочет, чтобы в Азовском море и Керченском проливе была оформлена граница на основе межреспубликанской административной линии границы в бывшем СССР. "Россию такой подход не устраивает, они говорят, что административная граница существовала на картах лишь визуально, и это разделение не имело за собой никакой юридической основы", - сказал Ельченко. "Российская сторона настаивает на совместном использовании пролива, то есть не делить его вовсе, не проводить границу", - отметил он.

Украина выступает против раздела акватории Керченского пролива на "зоны ответственности", что предложила Россия. Киев жестко настаивает на проведении именно государственной границы. В этом случае Азовское море потеряет статус "внутреннего водоема" и Керчь-Еникальский канал будет находиться в украинской части Керченского пролива. Россия может быть принуждена платить Украине за проход своих судов из Азовского моря в Черное через Керченский пролив. Сейчас статус Азовского моря регулируется обоюдно ратифицированным договором "О сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива " от 24 декабря 2003 г. Статья 1-ая этого договора гласит: "Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины". То есть Киев предлагает Москве пойти на крайне серьезные односторонние уступки в вопросе определения морской границы

Вопрос статуса русского языка

. Виктор Янукович победил на президентских выборах в 2010 году, в очередной раз пообещав повысить статус русского языка на Украине. Летом 2010 года в Верховную Раду поступил проект закона о языках, предусматривающий существенное расширение сферы применения в стране русского языка и других языков нацменьшинств. Его авторами являются лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов, лидер фракции Компартии Петр Симоненко и член фракции Блока Литвина Сергей Гриневецкий. Предполагалось, что первое голосование по законопроекту должно было состояться в сентябре, однако лидеры ПР отказались выносить законопроект на голосование. Согласно их заявлениям, повышение статуса русского языка в канун региональных выборов на Украине могло бы усилить позиции крайних националистов. Однако после проведения региональных выборов Виктор Янукович и ПР к вопросу о принятии закона о языках так и не вернулись. Вполне вероятно, что вновь вопрос о повышении статуса русского языка будет поднят в конце 2011 года - в начале кампании по выборам в Верховную Раду.

В отличие от Ющенко, нынешняя украинская власть в вопросах статуса русского языка руководствуется не вопросами идеологии, а своими коммерческими и финансовыми интересами. Повышение статуса русского языка может быть увязан с предоставлением экономических преференций со стороны России. Черноморский флот.

Некоторые эксперты предполагают, что для получения новых экономических уступок со стороны Москвы нынешняя украинская власть традиционно может вернуться к вопросу базирования Черноморского флота России в Севастополе. Как представляется, Виктор Янукович не будет использовать такой опасный для экономического положения Украины рычаг давления. Речь скорее может идти о попытках получить экономические преференции через постановку вопроса о порядке замены корабельного состава ЧФ (практически сразу после подписания Харьковских соглашений глава МИД Украины Константин Грищенко заявил, что эти соглашения не дают право России в одностороннем порядке приступить к замене старых кораблей ЧФ на новые) и о требовании повышения отчислений со стороны ЧФ в бюджет Севастополя и в Пенсионный фонд Украины.

Совершенно ясно, что в 2011 году Киев будет жестко увязывать поддержку российских интеграционных инициатив с предоставлением массированной экономической и финансовой помощи Украине.