Отзыв на статью Олега Неменского "Русская земля как базовое понятие геополитики России"

Центральным тезисом в статье Олега Неменского является понятие "Русской земли", которое, как полагает автор, должно стать базовым понятием геополитики России. Насколько это соответствует тем процессам, которые происходят в самой России и в окружающем мире, быстро меняющемся под влиянием глобализации по американскому сценарию?

Рассуждения автора статьи исходят из традиционного противопоставления России и Запада. Однако сегодня, в эпоху тотальной экспансии западной цивилизации такие противоположности, как "Восток-Запад" или "Россия-Запад" могут иметь лишь условное значение. В результате глобализации вся планета превратилась в Запад, в то, что называют "планетарной Америкой". Традиционные формы социальной и политической организации, сохранявшиеся в незападных странах ещё в начале прошлого века, были полностью уничтожены процессами позднего Модерна - революциями, войнами, культурной и идеологической экспансией западной цивилизации.

Россия пережила несколько волн модернизаций по западному образцу - начиная с Петра Первого и заканчивая давлением глобализации последних двух десятилетий. От всего этого Россия не превратилась в точную копию США, однако идентичность русского народа пострадала в гораздо большей степени, чем, например, идентичность Западной Европы, породившей Модерн и ставшей его первой жертвой. Россия переняла западную политическую модель государства-нации, которая строится на принципах разрушения любых аутентичных форм общинности, традиционного коллективизма, структур самоорганизации и самоуправления. Ключевым элементом этой модели является рыночный капитализм, который в эпоху глобализации вошел в новую стадию своего развития - "турбокапитализм", возрождающий самые худшие черты раннего "дикого" капитализма. Наиболее губительный момент рыночной экономики заключается в том, что она является образцом для всей современной социальной организации. Общественные отношения строятся по типу рыночной конкуренции, превращаясь в товар: таким же товаром, обезличенной вещью, становится и сам человек.

Для такого "рыночного человека" идея "Русской земли" - пустой звук, а история - набор фактов и событий из запыленного архива, имеющего жалкий вид перед достижениями технического прогресса и перспективой роста потребления. Дух буржуазности, расчетливости и прагматизма поразил всё: государство, политические партии, церковь и семья - функционируют как коммерческие предприятия, стремящиеся довести свою рентабельность до максимума в ущерб социальной организации. Сознание большинства жителей современной России представляет собой западный продукт, воплощение духа буржуазности, - а буржуа, как писал русский философ Евгений Головин - это "люди анти-мифа", то есть те, для кого лишены смысла вещи, не поддающиеся исчислению, товарной оценке и не имеющие экономической полезности.

"Русская земля" - не логическое понятие, а идея, в которой решающее значение имеет сила мифа, легенды, предания, традиции, - то есть всего того, что не поддается рационализации и коммерческому расчёту. Для большинства "Русская земля" уже столь же непонятна, как, например, идеи "Москвы - Третьего Рима", "Возрожденной Византии" славянофилов 19 века, "Особой миссии России как объединяющей третьей силы между Западом и Востоком" (Владимир Соловьев) и т.д.

В случае практической реализации идею "Русской земли" ожидает неутешительная перспектива: выхолащивание содержания в риторике чиновников и превращение в неисчерпаемый источник вдохновения для русофобов всех стран бывшего СССР для стенаний по поводу "имперских амбиций России", перерастающих в "территориальные претензии".

Во внешней политике Россия фактически отказалась от любых серьезных политических проектов, которые осуществлялись бы на основе политических принципов. Идея "Русской земли" предполагает то, что Карл Шмидт рассматривал в качестве сущности политического, - возможность борьбы, столкновения, конфликта, который не может быть разрешен в результате переговоров и соглашений. Эта идея несет в себе угрозу мирному комфортному существованию буржуа в мире потребления, переговоров, расчетливых сделок и повышения рентабельности. Соответственно, чем дальше Россия уходит в направлении модернизации, ориентированной на принципы современного "турбокапитализма", тем меньше она нуждается в политических проектах, истории, традициях и объединяющей идее. В "планетарной Америке", которая является реальным местом обитания среднего класса, в том числе и российского, для "Русской земли" нет места, а любое обращение к символам традиции и истории лишено смысла.