Из-за российско-польского конфликта на рынке грузоперевозок в Калининградской области могут вырастить цены на продукты питания. По данным российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), таким образом может отразиться решение польской стороны в одностороннем порядке не выдавать разрешения на проезд российских автопоездов по территории Польши.

Данные разрешения традиционно выдаются сроком на один год, при этом квота пропусков каждый год оговаривается отдельно. В этот раз польские грузоперевозчики предложили уменьшить число разрешений для россиян на 50 тысяч рейсов.

В обращении членов АСМАП, размещенном на официальном сайте ассоциации, так объясняются причины отказа польской стороны: "Сейчас польские автоперевозчики выполняют две трети двусторонних перевозок грузов между Россией и Польшей (более 100 тысяч рейсов в год). При этом российская сторона не использует каких-либо ограничительных мер в устранении данного дисбаланса, ущемляющих интересы польского автотранспорта. Однако польские власти не хотят ограничиться доминированием на рынке двусторонних перевозок между нашими странами, а дополнительно намерены вытеснить российских перевозчиков и с рынка перевозок внешнеторговых грузов из стран Западной Европы в адрес российских получателей. Для российского транспорта эти перевозки являются обычными двусторонними перевозками, а для польского - это работа на так называемом рынке третьих стран, не имеющая отношения к обслуживанию потребностей внешней торговли своей страны".

При этом, по данным АСМАП, польской стороной на 2011 год заявлено 75 тысяч российских разрешений для перевозок в/из третьих стран, что втрое превышает согласованный контингент на текущий 2010 год. Потребность же российской стороны в аналогичных польских разрешениях всего 5 тысяч. "Таким образом, польские власти наметили отобрать у нас порядка 50 тысяч рейсов из стран Европы в Россию, которые мы делали в текущем году", - уточняют в АСМАПе, делая вывод: "Если, в угоду чьим-то амбициям или интересам сил, далеких от транспортной деятельности, мы пожертвуем нашим многолетним сотрудничеством и профессиональным взаимодействием, это не принесет пользы ни одной из сторон и нанесет ущерб всем участникам торгово-экономических связей".

Тем временем, отметили в АСМАПе, конфликтной ситуацией воспользовались грузоперевозчики из Литвы и Германии, заняв нишу по доставке продуктов питания в Калининградскую область. Ожидается, что стоимость логистики литовских и немецких перевозчиков увеличится на 25%, что в конечном итоге повлияет на ценообразование поставляемых товаров в Калининграде.

По последней информации заместителя генерального директора АСМАП Олега Старовойтова, в настоящее время на польской территории находятся автомобили ряда российских транспортных фирм, не успевшие по различным причинам покинуть страну.

В свою очередь в региональном отделении АСМАП корреспонденту ИА REGNUM сообщили, что с 29 декабря 2010 года из Калининградской области в Европу нельзя выехать даже паромом из литовского порта Клайпеда. Все паромные грузовые площадки забронированы до 31 января 2011 года. По мнению перевозчиков, с учетом эксклавности самого западного российского региона надо принимать временное решение о свободе поездок польских и калининградских автоперевозчиков на маршрутах Калининград - Польша - Европа.

Всего, по данным АСМАП, в целом по России ожидают отправки в Польшу около 100 тыс тонн грузов.