Озвученное в контексте празднования "дня соборности Украины" намерение ряда украинских политиков-националистов добиваться возвращения в состав Украины некогда "принадлежавших" ей земель, в список которых попало и Приднестровье, прокомментировал 31 января для ИА REGNUM заведующий кафедрой отечественной истории Института государства и права Приднестровского государственного университета Николай Бабилунга.

По поводу возвращения Украине некогда принадлежавших ей земель, о чем говорилось на недавнем праздновании Дня соборности, я мало, что могу сказать в целом. Что же касается Приднестровья, то здесь дела обстоят следующим образом. С исторической точки зрения идея не столь уж абсурдна, как может показаться на первый взгляд. Другое дело, - насколько она реализуема. Но давайте разберемся по порядку.

Независимое Молдавское княжество было создано в 1359 г. и территориально располагалось между Карпатами и Сиретом на сравнительно небольшом клочке земли с городами Воловец, Яссы, Сирет. Через несколько лет после этого события руководитель Русско-литовского государства великий князь Ольгерд разбивает на реке Синие Воды (Притоке Южного Буга) монголо-татарских владетелей Подолья Хаджибея, Кутлубугу и Димитрия в 1362 г. Монголо-татары покидают Подолию и уходят в Крым. Вот когда появилась возможность расширения Молдавии на восток, на земли Подолии, заселенные древнерусским населением. А через четверть века, в 1387 г. молдавский воевода Петр I Мушат договорился с племянниками Ольгерда братьями Кориатовичами, которые правили в Подолье, что подольские земли между Прутом и Днестром получает Молдавское княжество, а все земли восточнее Днестра - территория Великого княжества Литовского и Русского.

Так впервые в истории границы Молдавии определились до Днестра, и никогда за Днестр они не передвигались. Окончательно и навсегда они установились при господаре Александре Добром в начале XV в. Молдавское население на левый берег Днестра начинает проникать в XVI-XVII вв., и особенно во время русско-турецких войн XVIII в., и в последующих XIX и XX вв. В средневековую эпоху левобережное Приднестровье формально входило в состав русско-литовского государства, Польши, Речи Посполитой и Крымского ханства, как и вся остальная Украина. Это были казацкие земли, откуда казаки совершали свои боевые вылазки против османов, в том числе и на Молдавию.

Некоторые из казацких вождей даже предлагали польскому королю создать буферное казацкое государство на территории между Днестром и Днепром, но поляки наотрез отказались от этой идеи. По решению Переяславской рады 1654 г. Приднестровье вместе со всей Украиной воссоединилось с Россией. Правда, ненадолго, - поляки сумели вернуть себе столь важные для них тогда приднестровские земли. И абсолютно никакого отношения эта территория не имела к Молдавскому княжеству. Правда, турки на два десятка лет отбили у поляков эти земли во второй половине XVII в., поручив управлять ими своему ставленнику молдавскому господарю. Но он здесь так ни разу и не отважился появиться, зная буйный и независимый нрав местного казачества.

Уже в составе российской империи Приднестровье совершенно естественно принадлежало двум "украинским" губерниям - Херсонской и Подольской. И только большевики в середине 20-х гг. в. из чисто политических соображений, учитывая, что на левом берегу Днестра проживает немалое количество молдаван, решают создать молдавскую государственность на этой украинской территории, хотя именно ее "украинскость" абсолютно никем не подвергалась сомнению. Но Бессарабия была оккупирована румынской военщиной и создание молдавской государственности под боком у румын должно было подавать сигнал надежды бессарабским братьям.

Освобождение Бессарабии от румынских оккупантов в 1940 г. привело к новой перекройке границ региона. Молдавская автономия в составе Украины была ликвидирована и создана Молдавская союзная республика, в которую и вошло Приднестровье. Собственно эта часть Украины была отрезана Сталиным в пользу Молдавии, а Бессарабия потеряла часть своих южных и северных районов, почти сплошь заселенных украинцами, болгарами и гагаузами. Парламент Молдавии в эпоху агонии "перестройки" и активного развала СССР по этому поводу принял специальный документ, в котором объявил "незаконность" создания Молдавской ССР в 1940 г. и подчеркнул то обстоятельство, что Приднестровье было включено в это искусственное образование без согласия проживавшего здесь населения, мнение которого тогда никого не интересовало.

Кстати, этот документ дал все юридические (а не только исторические) основания населению Приднестровья самим взять в руки свою судьбу, в момент когда к власти в Кишиневе пришли радикальные националистические прорумынские силы. Формально Приднестровье после этого документа должно было просто автоматически перейти в состав Украинской ССР (Советский Союз в 1990 г. еще существовал). Но эти "формальности" в ту эпоху хаоса и развала ни для кого не имели ни малейшего значения. Поскольку ни о какой украинской соборности в те времена речи никто и не вел, приднестровцы провели референдум и по его результатам стали восстанавливать свою государственность. Которая существует до сих пор, и по всему видать, будет успешно существовать и далее.

Таким образом, мы видим, что Украина имеет все исторические, юридические, этнические, политические, экономические и прочие основания требовать возвращения ее исторической территории в свой состав. Приднестровье было частью Киевской Руси, Галицко-Волынского княжества, Русско-Литовского государства, Речи Посполитой, вместе со всей Украиной Приднестровье участвовало в национально-освободительной борьбе украинского народа, было частью Украины и в составе Российской империи, и в составе Советского Союза. И лишь незначительный полувековой период с 1940 по 1990 гг. Приднестровье по воле Сталина было частью Молдавии. Так что перевесит на весах истории? Тем более что целостность абсурдного деления внутренних административно-государственных границ в СССР могла гарантировать только советская система. Ее разрушение неизбежно требовало и подразумевало дальше целую эпоху новых споров и новых переделов, к несчастью, часто кровопролитных, болезненных и трагичных. Однако мы видим, что, несмотря на наличие веских оснований для возвращения территории ПМР в свой состав, украинское правительство не спешит это делать. Да и как будто и не собирается вовсе. Наоборот, Украина, как участник переговоров по приднестровскому урегулированию всячески подчеркивает свою твердую приверженность сохранить территориальную целостность Молдавии в сталинских границах МССР. Вероятно, руководство Украины имеет существенные основания говорить именно так. И мы можем понять эти основания.

Я не вижу в более или менее отдаленном будущем признаков того, что позиции украинского руководства изменятся коренным образом. Видимо, Украина будет и далее продолжать эту политику, которая предусматривает сохранение существующего статус-кво. Поэтому фантастические предложения некоторых политологов совершить нечто вроде "обмена", передав Украине Приднестровье, а Румынии - Республику Молдова, мне представляются какими-то бесполезными интеллектуальными играми и безответственными экспериментами ряда политологов, как в России, так и в Молдавии, и на Украине. Карта на карту в масть здесь никогда не ляжет, все решить ко всеобщему удовольствию не получается ни у кого, да и вряд ли получится.

Впрочем, чисто теоретически нельзя исключать и возможности каких-то крупных сдвигов, которые могут произойти вне желания или согласия руководства Украины. В этом случае, и только в этом случае, Киеву придется кардинально и в темпе пересмотреть основы своих взглядов на ситуацию в регионе. Неугомонная Румыния с помощью евробюрократии уже отхватила у Украины богатейший полезными ископаемыми черноморский шельф в районе острова Змеиный. Не прекращается возня вокруг Дунайских гирл с целью и тут ущемить интересы Украины. Украина потерпела большой экономический урон, предоставив Республике Молдова земли для выхода на Дунай и Черное море, - город Рени на грани запустения. Продолжается подковерная политика выдачи румынскими консульствами гражданства Румынии на юге и севере от Прута в целях подрыва в этих районах украинской государственности.

Очевидно, дальнейшая экспансия Румынии на Восток, в Молдавию, Приднестровье и собственно Украину, может способствовать пересмотру Киевом основ своей политики в отношении Приднестровья, Республики Молдова и Румынии. Но когда это произойдет, да и произойдет ли вообще, никто пока сказать не может. Поэтому, как мне представляется, разговоры участников Дня украинской соборности о необходимости возвращения Приднестровья в лоно Украiны-неньки просто нереалистичны. Во всяком случае, сейчас.