Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) была создана указом президента РФ от 20 мая 2004 года в ходе разделения функций прежнего Министерства культуры на три органа: законотворческий, финансовый и контролирующий. Минкультуры было слито с Министерством печати в Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (Минкультуры России), одновременно образованы Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультура) и Федеральное агентство по культуре и кинематографии (Роскультура). Законодательной работой по-прежнему занимался Минкульт, финансовая функция перешла к Федеральному агентству по культуре и кинематографии (Роскультура), а контроль - к Росохранкультуре. Ведомство входило в структуру Министерства культуры и массовых коммуникаций и изначально регистрировало средства массовой информации, выдавало лицензии на телерадиовещание, разрешения на распространение в РФ зарубежных печатных изданий, а также следило за соблюдением законодательства о СМИ и при необходимости выносило предупреждения редакциям. Также Росохранкультура в своем первоначальном виде контролировала ввоз и вывоз культурных ценностей, сохранение музейных, библиотечных и кинофондов, объектов культурного наследия, в том числе выдавала разрешения на проведение реставрационных работ. Осенью 2004-го были созданы управления Росохранкультуры в федеральных округах.

Действительно, в постсоветское время сфера охраны памятников исчезла практически во всех регионах страны, хотя принятый за два года до реформы правительства Федеральный закон от 25 июня 2002 №73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - ФЗ-73) требовал от федеральных ведомств организации государственной охраны, учета и контроля памятников как единого процесса. Но функция контроля за связью долгое время оставалась для ведомства весьма важной, если не приоритетной: на тот момент Росохранкультуре делегировались функции по мониторингу исполнения законодательства о печати.

Более того, в марте 2007 года Владимир Путин, в то время президент России, объединил Росохранкультуры и Россвязьнадзор в одно ведомство, которое должно было контролировать сферу СМИ. При этом в указе отмечалось, что "руководство Федеральной службой по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия осуществляет правительство Российской Федерации". Таким образом, Росохранкультуры и Россвязьнадзор были выведены из-под начала Министерства культуры и Мининформсвязи соответственно. Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия был назначен Борис Боярсков.

В таком виде ведомство существовало до мая 2008 года, когда уже новый президент России Дмитрий Медведев издал указ, по которому единое ведомство Россвязьохранкультура разделялось на Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура). 6 июня 2008 года распоряжением правительства РФ руководителем Росохранкультуры был назначен Александр Кибовский, имеющий славу знатока антикварного рынка, специалиста по теме реституции и в принципе человека, которого волновали вопросы восстановления местных объектов культуры.

Но долго, как теперь выяснилось, Росохранкультуре не было суждено просуществовать и в такой форме. С чем связана ликвидация ведомства и её растворение в недрах Минкульта? О том, что Росохранкультура порой "переходит дорогу" инвестиционным интересам, говорилось неоднократно. В частности, в июне 2010 года Росохранкультура выступила в критикой в адрес правительства Удмуртии, решением которого ранее были сняты с государственной охраны 15 объектов культурного наследия регионального значения, в том числе, "Правление Ижстальзавода, 1890-е гг." ул. Милиционная, д. 2, "Ансамбль купеческих зданий, 2-ая пол. XIX в.", включающий 8 объектов по ул. Горького, "Памятник Александру II - царю-освободителю крестьян от крепостной зависимости, 1913 г.", Кезский район, с. Полом, "Петропавловская церковь, 1889 г.", г. Камбарка. А миллиардер Искандер Махмудов, строящий в Екатеринбурге деловой квартал "Екатеринбург-сити", "не поладил" с ведомством, так как во имя крупных инвестиций намеревался осуществить снос нескольких памятников архитектуры. По инициативе Росохранкультуры памятники удалось спасти, а предпринимателю пришлось существенно скорректировать проект. Но самым громким предметом разногласий между финансово-властными кругами и Росохранкультурой стал проект "Газпрома" "Охта-центра" в Санкт-Петербурге. Глава Росохранкультуры Александр Кибовский в мае 2010 года заявил, что его ведомство готово принять жесткие меры "по воспрепятствованию нарушению законодательства, в том числе петербургскими властями". Но осенью чиновник уже покинул свой пост и теперь возглавляет департамент охраны культурного наследия Москвы в столичной администрации Сергея Собянина. Сразу после нового назначения Кибовского слухи о роспуске Росохранкультуры пошли с новой силой. Как видим, они оказались небеспочвенными.

Эксперты в сфере охраны памятников преимущественно скептически высказываются по поводу упразднения ведомства, указывая на то, что у Минкульта и так широкий круг задач, а значит, вопросы защиты и охраны культурного наследия так или иначе не будут для него основными. С учетом того, в каком плачевном состоянии уже сегодня пребывают десятки, если не сотни, памятников по всей стране, ситуация не вызывает особого оптимизма.

Напомним, ранее ИА REGNUM сообщало, что президент России Дмитрий Медведев своим указом упразднил Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Функции ведомства передаются министерству культуры. Министерство культуры является правопреемником Росохранкультуы в области охраны культурного наследия, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.