На минувшей неделе начальник отдела из управления развития внешней торговли министерства коммерции КНР Лю Чуаньу прокомментировал тему создания совместного казахстанско-китайского предприятия, которое бы арендовало земли для сельскохозяйственных нужд у правительства республики. Китайский чиновник даже привел в пример схему работы такого предприятия, отметив при этом, что конкретных договоренностей с казахстанским кабинетом министров у Китая нет. Выступление китайского чиновника вполне можно назвать сенсационным - сам того не желая, Лю Чуаньу косвенно подтвердил малую часть информации, которую разместил на страницах своего блога беглый зять президента Нурсултана Назарбаева Рахат Алиев. В своем обращении Алиев обвинил главу республики в заключении секретного пакта, согласно которому 1 млн. гектар казахстанских земель отходит в аренду Китаю сроком на 99 лет. Казахстанские и китайские чиновники опровергли это заявление, однако мнение специалистов по Китаю - в информационном поле оказалось слабо представленным. Главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) Константин Сыроежкин долго не соглашался "комментировать слухи", но в итоге все же ответил на несколько вопросов корреспондента ИА REGNUM "строго по существу".

ИА REGNUM: Специалисты по Китаю в своих комментариях утверждают, что заявление бывшего президентского зятя Рахата Алиева провокация, но серьезной аргументации пока не представили. Как вы считаете, заявление бывшего посла Казахстана в Австрии имеет под собой какое-либо основание? Такая схема сотрудничества, если исключить выпады против президента, возможна в принципе? Пекин на нее согласится?

Нет, невозможна.

ИА REGNUM: Почему?

Начать можно с того, что право временного возмездного землепользования для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства (то есть, аренда земли) предоставляется гражданам и негосударственным юридическим лицам Республики Казахстан на срок до 49 лет, а иностранцам и лицам без гражданства на срок до 10 лет. О 99 годах в земельном законодательстве РК нигде не говорится.

ИА REGNUM: Ну, срок аренды имеет не первостепенное значение. Важнее, что Китай хотел бы поработать, как заявил начальник отдела из управления развития внешней торговли министерства коммерции КНР Лю Чуаньу, в Алматинской области, например. И китайские чиновники, дескать, даже ведут переговоры с общественными структурами.

Как выяснилось во время памятной дискуссии в 2009-2010 годах, свободных (не находящихся в частной собственности у физических и юридических лиц РК) плодородных и орошаемых земель сельскохозяйственного назначения в Казахстане практически нет. Три с половиной млн. гектар залежных земель, о которых шла речь, включают в себя земли разной категории, и лишь часть из них может быть использована под пашню. В Алматинской области свободных плодородных и орошаемых земель вообще нет.

ИА REGNUM: На многих форумах озвучивается мнение, что логичнее было бы заставить землю работать, разве нет?

Я снова вернуть к дискуссии прошлых лет. Как она показала, аренда земли иностранным инвестором (в особенности, если этот инвестор из Китая) негативно воспринимается общественным мнением и реализация этого проекта на практике может привести к серьезным социальным и политическим конфликтам. Государство не будет наступать два раза на одни и те же грабли!

ИА REGNUM: То есть, вы поддерживаете тезис националистов о внимательном отношении к Китаю?

Если говорить о гипотетических перспективах, я не вижу ничего плохо в сотрудничестве с Китаем в сельскохозяйственной сфере. Безусловно, с учетом национальных интересов Казахстана и тщательным расчетом плюсов и минусов любых проектов. Сельское хозяйство - пожалуй, единственная область, где мы можем сотрудничать с Китаем на равных. В этом контексте создание СП (с учетом того, о чем говорилось выше) не такая уж и плохая идея. В чем основные проблемы наших фермерских хозяйств? Отсутствие оборотных средств, несовершенство, а по большому счету - отсутствие современной техники и агротехнологий (во многом обусловленное первым), сложности с реализацией выращенной продукции по приемлемым для них ценам, катастрофически быстрое снижение степени переработки агропромышленной продукции. Все эти проблемы достаточно эффективно можно решать в рамках сотрудничества с Китаем, где именно их решению уделяется приоритетное внимание.

ИА REGNUM: При каких условиях Казахстан бы мог пойти на создание СП?

Если в документах по созданию СП будут четко оговорены квоты и условия трудовой миграции из Китая, порядок проживания и работы на территории Казахстана мигрантов, их этнический состав, жесткие технические условия использования земли, сохранение юридических прав ответственных землепользователей за казахстанскими фермерами или государством и т.д., я не вижу поводов для опасений. Если ничего этого нет, то вопросов возникает действительно много.

ИА REGNUM: Что вы можете сказать о боязни Китая в Казахстане? Известно, что у Поднебесной нет во внешнеполитических планах никаких намеков о нападении на сопредельные территории - но что можно сказать о традициях? Ведь Китай крайне динамично осуществляет экономическую экспансию. Экономика может стать основой для обновления политических предпочтений?

Сегодня Китай вкладывает деньги практически во все страны мира, в том числе в проекты в странах Европы и США. Неужели вы серьезно полагаете, что в случае форс-мажора Китай сможет ввести войска в эти государства? Это же из области фантастики, мягко говоря.

ИА REGNUM: Факт экономической экспансии, при этом, отрицать же вы не будете?

Китай не ставит цели экономической экспансии. Главная задача Китая - превращение в глобальную торговую державу. Но эта задача на сегодняшний день решена. Это, во-первых. Во-вторых, я не устаю повторять, что в эпоху экономической глобализации не имеет смысла завоевывать какие-то территории. Особенно те, которые и без этого работают на вашу экономику. В-третьих, не Китай навязывает нам (как и другим странам) свои инвестиции, мы сами нуждаемся в них.

ИА REGNUM: Почему тогда национал-патриоты так жестко выступают против сотрудничества с Китаем, в том числе - против аренды казахстанских земель?

Один из аргументов национал-патриотов заключается в том, что предоставление казахстанских земель зарубежным инвесторам противоречит экономическим, социальным, политическим интересам Казахстана и является реальной угрозой национальной безопасности. При этом никакой аргументации данной позиции не приводится. Единственное, с чем можно согласиться с ними, при достаточном финансировании и умелой организации сельское хозяйство мы можем поднять и самостоятельно. Вопрос в другом, если и то, и другое есть в наличии, то почему мы до сих пор ничего не сделали в данном направлении?

ИА REGNUM: Константин Львович, если вернуться к обращению Рахата Алиева. На прошлой неделе казахстанский политик Балташ Турсумбаев в одном из своих интервью сослался на приказ президента - провести ревизию всей территории государства, а также издал приказ об изъятии земель у чиновников. По его мнению, это косвенное подтверждение желания собрать земли воедино для последующей передачи в аренду. Что можно сказать на это?

Балташ Молдабаевич, наверное, знает, о чем говорит. Во всяком случае, он вряд ли бы пользовался непроверенной информацией. Лично я этого приказа (указа) президента не видел. Но то, что этот вопрос чрезвычайно актуален, у меня не вызывает сомнений. Одна из проблем нашего сельского хозяйства - увеличение масштабов неиспользуемых в севообороте земель, а следовательно - ухудшение их качества. Добавьте к этому спекуляцию землей (очень развито у акимов и всяких районных начальничков), коррупцию в этой сфере, социальные проблемы села и т.д.

Насчет того, куда и кому эта земля перейдет в дальнейшем, судить не берусь. А насчет создания с Китаем совместного производства в сельскохозяйственной сфере я уже говорил. При условии учета национальных интересов Казахстана, просчете всех минусов и плюсов, транспарентности переговоров и самого контракта я только "за".

ИА REGNUM: На основании нашего разговора можно подумать, что отношения Казахстана и Китая совершенно безоблачные. Не осуществляется никакой экспансии, не существует кредитных перекосов...

В контексте торговых отношений с Китаем Казахстан не является исключением. Аналогичным образом Китай ведет себя во всем мире. На сегодняшний день Китай не только мировая фабрика, но и мировая торговая держава. В этом смысле торговая экспансия имеет место быть.

Что касается перекосов, то это - отдельная тема. Их много, и о них нужно говорить очень подробно, поскольку именно в торговых отношениях скрыты не только некоторые проблемные узлы казахстанско-китайских отношений, но также угрозы и вызовы национальной и региональной безопасности. Но эта тема выходит за рамки нашего разговора.

Михаил Пак, Алма-Ата