Официальная мотивация необходимости принятия закона о бюджетных организациях вполне рациональна - такое мнение корреспонденту ИА REGNUM высказал экономист, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Однако содержание реформы, мягко говоря, сомнительно.

"Действительно, сметное финансирование бюджетной сферы крайне неэффективно и не стимулирует стремление руководителей бюджетных организаций к эффективному хозяйствованию, а контроль качества практически полностью отсутствует. Однако устанавливаемый законом "новый порядок" в бюджетной сфере никак не связан с исцелением этих язв бюджетной сферы, на которые справедливо указывают разработчики, - отметил Делягин. - Действенный контроль качества как не вводился, так и не вводится, качественно новых стимулов к экономии средств не предусматривается. А по-настоящему позитивные меры, предусмотренные законом, - открытую публикацию отчетности всех бюджетных учреждений и сохранение в их бюджетах средств, не израсходованных ими к концу года, - можно было осуществить и без кардинальной ломки всей бюджетной системы".

Напомним, содержанием реформы стал перевод основной части бюджетных организаций (кроме органов государственного управления и специфических структур вроде психиатрических лечебниц), по сути дела, на государственный заказ, напомнил экономист. "Государство отказывается от финансирования бюджетных учреждений как таковых и начинает оплачивать лишь предоставление ими определенного, строго ограниченного набора услуг в рамках "государственного задания". За это бюджетные организации получают полную свободу самостоятельно зарабатывать деньги и распоряжаться ими. Таким образом, намечено еще одно резкое сокращение бюджетной сферы и, соответственно, расширение сферы рыночной. Это вполне соответствует логике либерального фундаментализма - несовместимой, впрочем, с самим существованием нормального человеческого общества", - констатировал он.

Неясно, что именно будет бесплатным для потребителя и финансируемым из бюджета государственным заданием, добавил Делягин. Добавим от себя - возможно, лишь "суповой набор" из физкультуры, предмета "Россия в мире" и еще пары-тройки, недавно предложенный Минобрнауки? "Возможно, стандарты будут шире - но в любой момент, исходя даже не из соображений Минобразования, а из наличия средств в бюджетах, они могут быть урезаны, - в свою очередь, отметил Михаил Делягин. - Совершенно непонятная ситуация возникнет, если региональный бюджет в силу нарастающего социально-экономического кризиса не сможет оплатить госзадание подведомственным бюджетным учреждениям. Строго говоря, они смогут просто отказаться оказывать соответствующие услуги населению, оставив его без образования, медицины и других жизненно важных сфер жизни".

"Расширение сферы платных социальных услуг неминуемо ведет к падению реального уровня жизни - даже при формальном росте доходов населения. Грубо говоря, на один рубль прироста доходов будет приходиться несколько рублей прироста расходов на социальные нужды, еще недавно бывшие бесплатными. Повышение платности и, соответственно, снижение доступности социальных услуг обеспечивает комплексную деградацию российского общества. По каким-то направлениям эта деградация будет некоторое время сдерживаться политическими факторами (заявления Медведева позволяют предположить, что это будет среднее образование), по каким-то (например, в сфере культуры и морали) будет продолжать форсированное нарастание. Однако общий результат сомнений не вызывает", - резюмировал эксперт.