В последние месяцы мы являемся свидетелями бурных событий, охвативших арабский мир. Происходит переформатирование Арабского Востока, которое будет иметь серьезные экономические и политические последствия для всех регионов мира. Анализ событий в Тунисе, Египте, ряде других стран показывает, что друг на друга наложился целый ряд объективных и субъективных факторов. Вначале начали реализовываться объективные моменты - повышение цен на зерно и другие основные продукты питания жителей арабского Востока. Они послужили своеобразным социально-экономическим землетрясением, вызвавшем цунами в общественно-политической надстройке целого ряда стран, в результате которого в течение достаточно сжатого времени смыло прежние, казавшиеся незыблемыми автократические политические режимы.

Стоит сразу отметить два очень важных момента. Во-первых, в целом ряде стран арабского Востока давно назрели условия радикальных перемен. Прежде всего, это образованный средний класс, молодежь, и их невозможность реализовать себя в отсталых политических режимах. Т.е. ключевую роль сыграло образование и приобщение широких масс к научным достижениям человечества. Т.е. назрело классическое противоречие между существующими политическими отношениями в этих странах и целым рядом политических сил, которые не имели легитимной возможности реализовать себя в политической жизни. Социально-экономический кризис выступил в роли запала для фитиля политического кризиса, который уже давно тлел в этих странах.

Во-вторых, когда начали происходить уже политические сдвиги в ряде стран арабского Востока, появился целый ряд региональных и мировых игроков, которые решили сыграть на этих событиях, используя вполне объективных ход событий для достижения своих целей. И здесь мы видим, как начали сразу работать двойные стандарты Запада - одни подходы в отношении Туниса и Египта, и совсем другие в отношении Ливии и Бахрейна. Каддафи нельзя использовать наемников, королю Бахрейна можно. В Ливии - повстанцы, в Бахрейне - мятежники. В Ливии убивать повстанцев нельзя, в Бахрейне - можно. В Египте, Тунисе и Ливии надо менять политические режимы, в Бахрейне и Йемене можно оставлять все без изменений.

Причина этого понятна - Запад готов поддерживать только свои авторитарные и тоталитарные режимы, в той же Саудовской Аравии и Бахрейне, и тут же использует все символику прав человека и гуманитарных интервенций против тех политических сил, которые им определены как принадлежащие к другому политическому лагерю. Двойные стандарты налицо. Все это давно известно и понятно, только от понимания ничего не меняется, т.к. в мире нет той политической силы, которая могла бы противостоять объединенной политической, финансовой и военной мощи Запада.

Сегодня мы наблюдаем очередной этап разрушения системы международного права, на смену которого приходит право сильного. Это означает, что и с Западом можно и нужно говорить только и исключительно с позиций силы. Другого языка он не понимает.

Сейчас существует много точек зрения относительно того, инициированы эти события из одного центра, или все же из разных. На мой взгляд, в каждой стране действует несколько разнородных сил - тут и местные политические и финансовые элиты, и региональные игроки, и мировые центры силы. Все эти игроки пытаются использовать объективные факторы и причины для достижения своих целей. Многое определяется и весом игроков. Прежде всего, речь, конечно, идет о США и Западе в целом. Вместе с тем, на примерах Египта или Бахрейна мы видим, что не все события определяются из Вашингтона. Есть другие игроки, которые в одном случае играют скрытно, в другом - более явно. Но это говорит не об их слабости, а, скорее, о понимании соотношения сил.

Пользуясь подавляющим преимуществом в информационно-пропагандистской сфере и военно-политической области, Запад стал активно проталкивать в мировое общественное мнение исключительно те трактовки происходящего, которые ему выгодны. Однако, это временное достижение. На мой взгляд, Запад только играет на принципе волны в данных событиях, но он ими не управляет. Это говорит о том, что Запад сам в целом не понимает, что произойдет на арабском Востоке после смены прежних режимов и проведения демократических реформ. Да, в этих странах произойдет определенная либерализация общественной жизни, на каком-то уровне снимется поверхностная конфронтационность с Западом. Но изменится ли отношение к Западу на глубинном уровне? Это первый вопрос.

Второй вопрос связан с тем, что, играя в демократию, Запад стремится избавиться от клейма колониализма, полученного в прежние века, и выступить в роли освободителя порабощенных народов, каковым на самом деле во многом являлся Советский Союз, только благодаря которому после Второй мировой войны и распалась колониальная система стран Запада.

И третий, на мой взгляд, главный вопрос, состоит в следующем. С помощью определенной либерализации и демократизации общественной жизни Запад пытается создать еще несколько светских исламских государств на Ближнем Востоке и Магрибе наподобие Турции. Уменьшить, благодаря политическим изменениям, фактор ислама и сузить сферу его применения в общественной жизни арабских стран. Да, возможно, ислам в этих странах станет более цивилизованным, как в Турции. Однако означает ли это, что исчезнут базовые противоречия между этими странами и Западом? Ведь рост политической культуры, образования, осознания собственной роли в мире и истинных целей западной политической игры будет приводить все большее число политических сил в странах арабского Востока к тому, что пора выбираться из американской колыбельки. Что сегодня и демонстрирует в полном объеме та же Турция.

Пример Турции в долгосрочном политическом определении этих стран будет играть все большую роль. Американцы запустили процессы, которые не смогут контролировать даже в среднесрочной перспективе. Разрушенный и еще больше загнанный после ухода войск НАТО в каменный век Афганистан будет для них самым приятным примером их "миротворчества", потому что образованные и светские мусульманские страны будут представлять для них гораздо большую опасность. Американцы вынуждены сейчас делать то, что они делают, понимая, что все будет очень плохо, при этом понимая, что если они не будут делать этого, хуже станет еще раньше. Поэтому, несмотря на активное участие американцев в этих событиях, думаю, что на самом деле они уже не контролируют стратегическую инициативу, а играют в формате реагирования.

В контексте последних событий в Ливии несколько иначе видится и нынешнее (после декабрьских выборов президента республики) геополитическое положение Республики Беларусь. Параллели просто напрашиваются. Вспомним, что белорусский президент после возвращения от отпуска в Сочи очень живо и подробно прокомментировал первые промежуточные итоги "революций" в Тунисе и Египте. После чего спустя пару дней даже заявил о том, что если бы в Беларуси произошли такие события, то он не раздумывая отдал бы приказ армии выступить против оппозиции. Однако когда события продолжились, и сгустились тучи над его ливийским другом, который сделал именно то, о чём заявлял Александр Лукашенко, а именно отдал приказ армии выступить против оппозиции, то белорусский лидер уже мудро промолчал.

Т.е. приказ армии выступить против оппозиции как части народа будет приравнен мировым сообществом к преступлениям против человечности, по которым нет срока давности. Сейчас Запад демонстрирует, что бывает с теми, кто отдает подобного рода приказы. Гаага для Каддафи будет еще не самым худшим вариантом.

Параллели нам говорят о том, что политические перемены в республике не то, чтобы просто назрели - они перезрели. И у нас не "бабахает" только по одной причине - потому что Россия продолжает нас субсидировать, пусть и в гораздо меньших объемах. Надеюсь, до белорусской власти, судя по ее последним заявлениям и действиям, это наконец-таки дошло и у нее не будет больше, как говорил Ленин "головокружения от успехов", при этом явно не своих.

Республике пора занять свое место в мировом раскладе сил и не ершиться, а то на том внешнеполитическом шпагате, что был ранее, можно было и порвать все "связки". В связи с этим можно только приветствовать тот выбор, который белорусские власти сделали в декабре прошлого года, подписав знаковые соглашения с Россией и Казахстаном, и продолжают делать в году нынешнем. Хотя (анализируя риторику государственных чиновников) видно невооруженным взглядом, что возвращение к реальности вызывает просто очевидную ломку всего аппарата республики. Вместе с тем, других вариантов, кроме движения в сторону ЕЭП и ТС, у Белоруссии просто нет - экономическая и финансовая система республики на грани краха и только продолжение интеграции, прежде всего, с Россией может не допустить взрыва ситуации в стране.

Что касается действующей власти, то она просто вынуждена прижаться к России, иначе Запад ее уничтожит, т.к. он не простит ей разрушенные надежды декабря 2010 года. Сейчас коридор маневрирования официального Минска стал чрезвычайно узким во многом благодаря существующей экономической системе. По сути, горизонт стабильности режима сейчас составляет всего два месяца, хотя еще в прошлом году составлял где-то полгода.