Еще совсем недавно многим казалось, что правящему режиму в Азербайджане абсолютно ничто не угрожает и члены "алиевской семьи", поочерёдно сменяя друг друга, будут ещё очень долго пребывать у власти. На вопрос, когда же рухнет этот засидевшийся во власти и погрязший в коррупции авторитарно-олигархический режим, многие обескуражено разводили руками и отвечали: когда иссякнет либо нефть на Каспии, либо бездонное терпение азербайджанского народа.

Но, судя по характеру развития событий в мире, регионе и в самой стране, бездонное терпение азербайджанского народа может иссякнуть всё же гораздо раньше, чем нефть. За последнее время правящий режим настроил против себя так много реальных сил внутри и за пределами страны, что ему уже не просто остановить процесс неуклонного падения авторитета власти и нарастающих протестных настроений.

Политическая ситуация в стране стремительно меняется. И дело тут не только в "эффекте революционного домино", хотя он, конечно же, оказывает катализирующее воздействие. Тот самый обездоленный народ, который ещё недавно пребывал в политической апатии или послушно голосовал за стабильность этой власти, теперь, столкнувшись с невиданными социальными контрастами, невыносимыми ценами, безработицей и произволом чиновников, уже начинает терять терпение и все чаще срывается на стихийные акции протеста. Та самая оппозиция (демократическая или исламская), которая под перманентным прессингом власти была выдавлена на периферию политической жизни и долгое время пребывала в виртуальном состоянии, теперь, вдохновляясь революционными примерами, заряжаясь импульсами извне и протестными настроениями внутри страны, стремительно консолидируется, активно заявляет о себе и демонстрирует готовность к решительной борьбе. Та самая бизнес-элита (местная или зарубежная), которая раньше была лояльна режиму за то, что он особо не препятствовал ей нормально работать и обогащаться, теперь, оказавшись в ситуации правового произвола, нарастающих коррупционных поборов и постоянного ущемления прав, с неподдельным беспокойством думает о собственном будущем и втихомолку также клянет эту власть.

Сегодня в Азербайджане противостоят друг другу две параллельные реальности - опирающаяся на внушительные силовые и денежные ресурсы власть и абсолютно чуждое ей задавленное большинство населения. Ничем хорошим такая система самодовольного господства олигархической номенклатуры кончиться не может. Те, кто у власти, уже лишились мандата доверия общества. В Азербайджане теперь мало кто верит, что "эти" могут сделать жизнь страны и людей лучше: они умеют только "отнимать и делить", "карать и сажать". Значит, будет перманентно расти число обиженных подобным "делением" и "сажанием". Энергия недовольства рано или поздно найдет себе выход. Если "пряник" уступил место "кнуту", если институциональных механизмов минимизации недовольства населения, т.е. "выпуска пара", практически не осталось, куда направится достигающее уже критической массы недовольство в обществе? Ответ прост - против самой узурпаторской системы. Власть сама накликает революционную угрозу.

Напуганная масштабами революционной эпидемии в мире и ростом протестных настроений в стране, правящая элита Азербайджана, тем не менее, совершает типичную для всех автократических режимов ошибку: пытается противостоять этим угрозам популистской игрой в реформы и жесткими полицейскими мерами. Что касается первого, то эта запоздалая имитационная игра не вызывает уже доверия в обществе. А что касается второго, то, стремясь держать в осаде всё общество, власть, по сути, загнала саму себя в круговую осаду. Против неё сегодня не только основной массив населения страны, но многие политические, социальные, экономические и даже региональные силы: левые и правые, атеисты и исламисты, "западники" и националисты, люмпены и бизнесмены.

Такой одиозный конгломерат противников власти вызывает у части общества серьезную тревогу за будущее страны. Видя, как на авансцену борьбы с режимом потенциально готовы выдвинуться и прежние коррупционеры, и экс-мастодонты правящей элиты, и прочие опасные реваншистские силы, некоторые задаются резонными вопросами: Что сулит стране такой одиозный "протестный букет"? Стоит ли "менять шило на мыло"? Но не менее резонны и доводы их оппонентов: Разве подобную ситуацию создала не сама действующая власть, систематически плодя вокруг себя недовольных? Что же остается? Терпеть однозначно плохую власть только потому, что новая власть может оказаться столь же плохой? Может, не стоит гадать, какой будет новая власть - лучше или хуже, а обеспечить надежные политико-правовые институты её сменяемости и быть на их страже?

Правящий режим в Азербайджане в последнее время полностью предал забвению то, чем в известной степени, хотя бы на имитационном уровне, дорожил даже Гейдар Алиев - заботу об имидже, авторитете и всенародной поддержке власти. Ведь, что бы там ни говорили, основа устойчивости и силы любой власти - это доверие населения, подтверждаемое на выборах и в ходе реализации позитивных реформ (данных обществу обещаний) в поствыборный период. Выборы и реформы - не блажь и не дань каким-то современным веяниям, это главный способ связи общества и власти, главный оплот легитимности органов управления. А вместо этого обществу навязана система, где власть в принципе не зависит от населения и может делать с ним все, что угодно. Выборы в Азербайджане давно превратились в фарс, в дежурную фальсификационную игру. А реформы полностью дискредитированы и не выходят за рамки пропагандистского шоу.

Конечно, авторитарная власть может продолжать уповать на "дубинку" и нефтедоллары. Но на фоне революционных процессов в мире и нарастающего недовольства в стране она будет все сильнее погрязать в кризисе и неминуемо окажется в ситуации коллапса. При сохранении нынешнего курса население и власть будут и далее обитать в параллельных политических реальностях. Абсолютное отчуждение населения от власти станет в этом случае системно неизбежным. А значит, системно неизбежным станет и глубокий кризис власти. Страну вместо укрепления и процветания ждет вырождение. Очевидно, что власть, независимая от населения, никогда не будет о нем заботиться. Интересы общества будут и далее игнорироваться. Проблемы регионов замалчиваться. Права граждан нарушаться. Уровень жизни падать. А протестные настроения нарастать. Полицейская дубинка и энергетическая "палочка-выручалочка" - единственный оплот власти. Окажется ли достаточным этот ресурс для нейтрализации угроз и удержания власти?

К слову сказать, прежний глава государства Гейдар Алиева никогда не ограничивал задачу защиты своего режима лишь опорой на традиционные "кнут и пряник" (карательные и финансовые ресурсы). Он с достаточным вниманием относился к фактору народного доверия и старался не утрачивать этот важный ресурс. В то же время он даже этим не ограничивался. Осознавая переменчивость симпатий общества, он постоянно опирался на созданную им сложную и многослойную систему политической, экономической, социальной и региональной поддержки: правящая и примыкающие к ней партии, крупные и средние бизнес-круги, творческая интеллигенция, трайбовые и семейно-клановые группы, внешнее лоббирование и т.д. Наличие широкой сети групп поддержки и собственное политическое мастерство, дополненное необходимой харизмой, давали ему возможность тонко маневрировать и предупреждать напряжение, часто не прибегая даже к "кнуту и прянику". Гейдара Алиева трудно назвать всенародным лидером: ни процессуально (не избирался легитимно), ни концептуально (не проводил общенародную политику) он на эту роль не годился. Но, вместе с тем, он был реальным политиком, отражающим интересы определенных групп, с конкретными социальными корнями, обеспеченными тылами и даром своевременного реагирования на угрозы.

В отличие от него Ильхам Алиев с самого начала продекларировал внешне благородную и демократическую задачу: стать всенародным лидером и президентом каждого гражданина Азербайджана. Формально он вроде бы пытался преодолеть явные социальные, политические, региональные и прочие перекосы отцовской политики. И, казалось, партийная, региональная, социальная и клановая мотивация действительно стали играть меньшую роль в его государственной и кадровой политике. На деле же, сделав ставку только на силу и деньги, впав в зависимость от ближайшего семейного окружения, узкой олигархической номенклатуры и собственных капризов, он так и не сумел возвыситься до уровня общенародного лидера, стать президентом каждого азербайджанца. В результате он сильно сузил и ограничил социальную базу режима. Теперь режим, можно сказать, не только утратил кредит доверия общества в целом, но и лишился значительной части поддержки тех групп, которые ранее были либо форпостом этой власти, либо проявляли лояльность к ней. Теперь у режима только две опоры - "кнут и пряник": при этом в большей мере реальный кнут, чем имитационный пряник.

Ведь власть рушится не столько оттого, что у неё есть сильная оппозиция, а прежде всего оттого, что она стала слабой властью, лишенной внешней поддержки и реальной социальной опоры в обществе. Если режим качественно не изменит свою политику, то в том виде, в котором он существует сейчас, он не имеет серьезной перспективы. Ведь, как свидетельствует участь настигнутых революционной волной диктаторских режимов, только на одних лишь нефтедолларах, полицейских дубинках и былой поддержке Вашингтона или Москвы в 21 веке вряд ли можно усидеть долго. С известной долей осторожности наверно можно констатировать, что служащий опасным прецедентом для всего постсоветского пространства азербайджанский неомонархический проект явно не удался, а трансформироваться в нечто иное - более благообразное, современное и правовое, он так и не смог, не захотел или в принципе был не способен. Это уже начинают осознавать многие как внутри, так и за пределами страны. В своем нынешнем варианте этот "самодержавный" режим может парадно агонизировать ещё какое-то время, но если он не изменит свою природу, не захочет перевоплотиться в политсистему с человеческим лицом, не будет стремиться реанимировать доверие собственного народа и международного сообщества, у него не будет реальной перспективы. Это очевидно.