Автор издания "Хроники Туркменистана" Батыр Сейиткулыев утверждает, что, по всей видимости, "волна нетерпения по отношению к узбекам докатилась и до Туркмении". По его словам, соглашения о вечной дружбе между Туркменией и Узбекистаном остаются лишь "на бумаге", а на самом деле, узбеков из Туркмении попросту выживают.

"Хорошим образчиком в этом отношении является Чоршангинский район Лебапской области. Здесь некоторые руководители, что называется, в глаза заявляют узбекам, что они не имеют права жить и работать в Туркмении. А если сегодня посмотреть, кто учится в наших вузах, то, наверняка, узбеков-студентов, являющихся гражданами Туркмении, здесь можно будет сосчитать на пальцах одной руки. Да, и здесь на негласном уровне идет политика выживания узбеков", - отмечает Сейиткулыев.

По его данным, в числе "не поступивших всегда" находится именно эта категория абитуриентов. "Впоследствии, ребята и девушки выезжают за рубеж, мотивируя свой поступок необходимостью заработков. На самом же деле, все они с успехом поступают в российские, турецкие, украинские и белорусские вузы, а идти на обман вынуждены из-за запрета туркменских властей, наложенного на иностранное образование. Кто же потеряет в конечном итоге? Узбеки, которые получат европейское образование и не захотят возвращаться на Родину, которая их гнобит со страшной силой, или та самая Родина, которая выдавила своих детей, а сама осталась с горе-специалистами, которых выпускают наши институты и университеты?", - заключает автор туркменского издания.

Как уже сообщало ИА REGNUM, на севере Туркмении, где компактно проживают десятки тысяч узбеков, полностью прекращено изучение узбекского языка в школах. Как сообщает газета "Хроники Туркменистана", еще в 90-х годах прошлого столетия в Туркмении были закрыты русские, узбекские, казахские школы. "Все они стали туркменскими. В крупных городах, в бывших русских школах, оставили по 1-2 класса с русским языком обучения. В узбекских школах, а они расположены в Лебапском и Дашогузском областях, где проживает большая узбекская диаспора, оставили было 2 предмета - узбекский язык и узбекская литература, но вначале 2000-х отменили и эти предметы. И с июня прошлого года, когда окончили школы те, кто успел поступить в 2002-м, обучение узбекских детей ведется исключительно на туркменском языке. Узбекские дети потеряли возможность изучать родной язык и литературу, а учителя потеряли работу", - отмечает издание.