Решению главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова назначить своим представителем в Совете Федерации РФ Вячеслава Дерева можно рассматривать как шаг республиканских властей по общей стабилизации политической обстановки. Такое мнение высказали опрошенные ИА REGNUM эксперты.

Напомним, что Темрезов огласил свое решение назначить Дерева сенатором 7 апреля. Ранее, в 2009 году, кандидатура Дерева, депутата Народного Собрания (парламента) Карачаево-Черкесии, гендиректора ООО "Меркурий-2", трижды отклонялась депутатами парламента республики, хотя была поддержана генсоветом "Единой России". Черкесское национальное движение организовывало протестные акции по этому поводу.

Независимый эксперт Мурат Гукемухов (Черкесск) считает, что решение Темрезова лишает черкесское движение повода для политических протестов: "Вообще, активность национальных движений является реакцией на действия властей, затрагивающих, по их мнению, сферу национальных интересов. Активность черкесских организаций в 2009-2010 годах была связана не с тем, что президент и парламент Карачаево-Черкесии не пропустили в сенаторы Вячеслава Дерева, а с тем, что была проигнорирована консолидированная кандидатура сенатора от черкесов. Причем сделано это было в самой унизительной и нелепой форме, - "припомнили" участие покойного брата Дерева Станислава в выборах главы региона в 1999 году. Если руководствоваться этим принципом, то одновременно должен был уйти в отставку Борис Эбзеев, возглавлявший регион в момент, когда была отклонена кандидатура Дерева в сенаторы - Эбзеев ведь тоже участвовал в выборах 1999 года. Да и 90% депутатов Народного Собрания имело к ним отношение. Поэтому реакция черкесских организаций на безответственное поведение президента и на, мягко говоря, провокационные заявления депутатов, была предсказуема".

"Кроме того, кандидатура Вячеслава Дерева была согласована с высшим руководством "Единой России", - напомнили Гукемухов. - Борису Эбзееву не составляло труда выполнить волю партии власти, тем более, что сенатор - черкес традиционно выдвигался в Федеральное Собрание от президента республики. Вместо этого Эбзеев изменил процедуру и передал рассмотрение кандидатуры Вячеслава Дерева в парламент КЧР, как кандидата от законодательной власти. Примечательно, что одна та же группа влияния, оппозиционная к Эбзееву, тогда приложила руку к тому, чтобы парламент проголосовал против Дерева, а теперь поддержала его кандидатуру в Федеральное Собрание. То есть сначала оппозиция выставила Эбзеева беспомощным руководителем, не способным ни выполнить волю Центра, ни блюсти межнациональный мир, а потом, уже после его отставки, продемонстрировала способность исправить ошибки своего предшественника".

"В настоящее время причин для активизации черкесского национального движения нет. Насколько я знаю, сейчас новый президент Темрезов проводит консультации с лидерами всех этнических организаций республики, - республиканская власть демонстрирует стремление к межнациональному согласию", - считает Гукемухов.

Учредитель Карачаевского научно-исследовательского института Рашид Хатуев также считает, что трехкратное отклонение кандидатуры Вячеслава Дерева в члены Совета Федерации в 2009 году было связано, прежде всего, с общим оппозиционным настроем парламентариев Карачаево-Черкесии по отношению к действовавшему тогда главе республики. "Эбзееву на выборах весной 2009 года так и не удалось сформировать лояльный по отношению к себе парламент. На тех выборах Мустафа Батдыев, возглавлявший республику в 2003-2008 годах, взял своего рода реванш - в парламент республики тогда прошли все представители его команды, сейчас многие из них вошли в состав правительства нового главы республики Темрезова. Соответственно политическая дестабилизация была на руку непосредственно им, и последовательное трехкратное отклонение кандидатуры Дерева было лишь предлогом для удара по позициям Бориса Эбзеева. Такова, на мой взгляд, подоплека тех событий", - считает Хатуев.

"Сейчас же, когда Вячеслав Дерев назначен представителем в Совет Федерации от исполнительной ветви власти КЧР, а правительство набрано с учетом этнических квот, не остается никаких формальных поводов для предъявления черкесским национальным движением каких-либо претензий, адресованным местным властям", - считает Хатуев.