Происходящее общественное обсуждение предложений по детоталитаризации президентского Совета развитию гражданского общества и правам человека, аргументация сторонников проекта создают ощущение, что неведомая машина времени перенесла Россию в пылающий 1918 год. "Ленин, Сталин, Дзержинский, Троцкий, а также другие палачи и убийцы должны быть осуждены. Их имя должно быть стёрто с указателей улиц российских городов, вычеркнуто любое их положительное упоминание из учебников истории. Народ должен покаяться за кровавый большевистский переворот. Те, кто оправдывают злодеяния большевиков, должны быть изгнаны с государственной службы", - слышим мы от поддерживающих детоталитаризацию. Это те слова, которые я бы лично произнёс, если бы жил в том самом 1918 году. Если бы Бог позволил бы мне родиться на век раньше и жить в страшное время гражданской войны, то я, безусловно, был бы в рядах Белой Армии.

Но со времён русской революции 1917 года и кровавой гражданской войны минуло почти столетие. К сожалению, героическое офицерство Белой Армии по многим объективным причинам было обречено на поражение. Белые офицеры как представители прежней элиты не сумели совладать с миллионами вырванных Первой мировой войной из сельской общины безграмотных крестьян. Это была катастрофа, подобная атомному взрыву. Катастрофа, разорвавшая страну. Но история России на этом не закончилась. Русская православная церковь провидчески отказалась от поддержки близкого ей по духу Белого движения, призвав народ к смирению. Иерархи РПЦ МП тогда заявили, что "власть от Бога" и ей надо подчиниться.

И началось долгое, многолетнее преодоление Россией последствий Революции и Гражданской войны. Последующие после завершения открытой фазы Гражданской войны два десятилетия пришедшие к власти революционные группировки уничтожали друг друга. Последним актом революции и гражданской войны был Большой Террор 1937-1938 года, выкосивший практически всех участников противостояния с обеих сторон. Как реальных, так и потенциальных. Участники русской революции с обеих сторон были утоплены в крови Термидора. Это был последний взрыв реактора революции 1917 года.

После чего российский народ положил ещё одну жертву на алтарь Отечества. Десятки миллионов погибших во время Великой Отечественной. И именно та страшная война, выдвинувшая на руководящие должности новое постреволюционное поколение элиты, фактически воссоздала Россию. Россия воссоздалась в заснеженных полях под Москвой и в последних метрах у Волги. На "Малой земле", где сражался будущий генсек Леонид Брежнев. В партизанских отрядах, откуда вышел будущий председатель КГБ Юрий Андропов. На дипломатической фронте, на котором интересы СССР в США представлял Андрей Громыко. В советской промышленности, которой руководил молодой выдвиженец Дмитрий Устинов.

Брежнев, Андропов, Устинов, Громыко - именно этот квартет в 1970-х правил СССР. Все четверо не были связаны с революцией и гражданской войной. Их создала новая, выкованная в лихолетье Великой Отечественной, Россия. Именно при них оформилась никогда официально не озвученная идеология национального примирения - офицеры Белой Армии в СССР вновь обрели уважение. Фильмы "Бег", "Неуловимые мстители" показывали блестящих белых офицеров, которым хотелось подражать. Выбор же харизматичного Владимира Высоцкого на роль белого офицера в фильме "Служили два товарища" говорит о слишком многом.

Почему в 1970-х де-факто прошла реабилитация Белого движения? Да потому что, если машина времени перенесла бы Брежнева, Андропова, Устинова и Громыко в пылающий 1918 год, то их легко представить в мундирах Белой Армии. Но никак не Красной.

А вот на какой стороне в 1918 были бы большинство членов президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека? Думается, не в рядах Белой Армии, защищавшей российские устои. Их, наоборот, легко представить в числе яростных сторонников новой большевистской власти, ниспровергающих Россию. Не потому ли они сейчас, замаскировавшись обличиями защитников России дореволюционной, так хотят вновь бросить Россию в пучину новой гражданской войны? Войны, которую Россия уже пережила и грех которой она уже искупила? Не для того ли, чтобы как большевики в 1917-1918 годах, вновь разорвать страну?