В развитии событий, как в самой Ливии, так и вокруг нее, - что ни сюжет, то уникальный парадокс. Изначально полковник Каддафи заявлял, что он борется не с Западом, а с силами " Аль-Каиды", которые пытаются не просто дестабилизировать обстановку в Северной Африке, но и создать у южного подбрюшья Европы свой плацдарм.

Каддафи не поверили, расценили его заявления как элемент информационной войны. Однако командующий силами НАТО в Европе адмирал Джеймс Ставридис, затем его коллеги по ЦРУ признали, что есть "подозрения", что в рядах ливийской оппозиции воюют боевики "Аль-Каиды". Бывший сотрудник ЦРУ и советник американской администрации Брюс Ридел также заявил, что "по крайней мере, часть повстанцев - это боевики-исламисты". На днях аналогичное заявление сделал глава Федеральной разведывательной службы Германии (BND) Эрнст Урлау. По его словам, так называемые революции в арабских странах "могут привести к усилению "Аль-Каиды" в Африке". Урлау объяснил свои опасения тем, что, во-первых, государственные силовые структуры в этих странах находятся в плачевном состоянии, а, во-вторых, в некоторых из этих государств, например в Ливии, были разграблены склады вооружений и оружие попало не только к повстанцам, но и в южные районы Ливии, где сильны позиции "Аль-Каиды в Магрибе". Теперь, по мнению Урлау, "Аль-Каида" будет пытаться "вербовать для вооруженной борьбы мусульман во все новых африканских странах, вымогать деньги с помощью похищения туристов и привлекать к себе внимание иными способами".

"Против Каддафи сражаются салафиты, "Аль-Каида" и исламские экстремисты, - констатирует английская "Гардиан". - Восточные районы Ливии всегда были рассадником исламского экстремизма. Боевики "Аль-Каиды" тоже всегда базировались на востоке Ливии. Сейчас эти люди захватили оружие у Каддафи и хотят превратить Ливию во второе Сомали". Более того, телеканал Fox News со ссылкой на свои источники в Белом Доме намекает, что США направили спецподразделения ЦРУ в Ливию еще до "потрясений" задолго до того, как президент Барак Обама подписал секретное распоряжение, разрешающее проведение в Ливии тайных операций ЦРУ. Источник телеканала уточнил, что деятельность американской разведки была "направлена на обеспечение лучшего военно-политического понимания ситуации" в стране.

То есть времени для анализа ситуации и принятия решений у администрации Белого Дома было достаточно. Поэтому нынешний ход событий в Ливии вызывает множество вопросов.

Любопытно, что на встрече международной контактной группы по Ливии в Катаре, где собрались представители ливийского оппозиционного Переходного национального совета и стран, участвующих в международной операции в Ливии, представитель Переходного совета призвал западные страны выделить 1,5 миллиарда долларов "на административные нужды совета и для помощи мирным жителям". Речь шла о средствах, которые были арестованы на ливийских банковских счетах после введения санкций в отношении некоторых ливийских чиновников из окружения Каддафи. Но дело в том, что, по оценке экспертов, между началом ливийского кризиса и введением санкций был создан временной люфт, позволяющий полковнику Каддафи перевести свои средства "туда, куда нужно".

Кстати, английская пресса сообщала, что эти операции осуществлялись через лондонские банки. Поэтому, когда в Катаре речь зашла о создании денежного фонда для оказания помощи повстанцам, против этого выступила Германия. Она призвала создавать фонд на законных основаниях и для начала выяснить, кому точно принадлежат арестованные средства, чтобы не получилось так, что радикальных исламистов финансирует Европа.

Вот почему странно на этом фоне звучит заявление госсекретаря США Хиллари Клинтон о том, что "мы ищем пути обеспечения ливийской оппозиции финансовыми средствами, чтобы она была в состоянии сама удовлетворить часть своих потребностей". Означает ли это, что ЦРУ отказалось финансировать по своим каналам силы оппозиции? Тут много неясностей и масса загадок. Авторитетный эксперт Джордж Фридман из Stratfor считает, что "было бы огромной ошибкой считать произошедшее в Ливии массовым либерально-демократическим восстанием" и что к Ливии " такие понятия неприменимы".

Тогда во имя чего затевался в этой стране весь сыр-бор? Согласно тем же данным Stratfor, так называемая ливийская оппозиция представляет собой смесь политических оппортунистов и партизан-моджахедов, таких как Абдель-Хаким аль-Хасиди из "Ливийской исламской боевой группы". Он не делает секрета из своих тесных связей с "Аль-Каидой" еще со времен Афганистана.

В таком контексте совершенно в ином свете выглядит и решение правительства Турции открыть бюро "Талибана" в Стамбуле. Американцы ведут диалог с "умеренной частью" афганского движения, которому они в свое время сами помогали утвердиться в стране. Теперь к этому процессу подключается и Турция. Как отмечает в этой связи Global Post, налицо попытка США сконструировать на Ближнем Востоке новую реальность, которая на практике означает попытку вывода "Аль-Каиды" к непосредственной близости к границам с Европой.

Согласно аналитическому прогнозу, подготовленному Библиотекой Конгресса США, ЦРУ совместно со спецслужбами Саудовской Аравии и Франции готовили и поддерживали противников Каддафи еще до неудавшегося переворота. С одной стороны, эта данность является результатом неудачи военных операций США и их союзников в Ираке и в Афганистане, а с другой - попыткой начать операцию по дальнейшей фрагментации геополитического пространства на Ближнем Востоке. Тогда развал - вслед за Ираком и Афганистаном - и Ливии выглядит уже в качестве тактического решения, выхода из сложной ситуации.

При этом бывшие враги становятся тактическими союзниками, а бывшие друзья в лице президенте Туниса Бен Али, лидера Египта Хосни Мубарака, а теперь и лидера Ливии Каддафи объявляются врагами. С другой стороны, нагнетая политическую истерию относительно присутствия" Аль-Каиды" в рядах ливийской оппозиции, США и их союзники готовят условия для осуществления в Ливии наземной военной операции. Но, как считает "Гардиан", такая интервенция только втянет Запад в очередную кровавую бойню.

Так что на Ближнем Востоке заваривается "большая каша", хлебать которую, как в Ираке и в Афганистане, придется не только США и их союзникам, но и многим другим странам.