Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад уже, по меньшей мере, три дня не появлялся в президентской резиденции. Как передает телеканал Euronews, он не принял участия в заседании правительства, несколько раз проигнорировал вызов во дворец аятоллы Али Хаменеи и отменил официальный визит в религиозную столицу страны город Кум.

Многие эксперты выражают убеждение, что в Иране намечается кризис внутри правящей элиты и, в частности, в отношениях между президентом и духовным лидером страны. Распространяются слухи о том, что Ахмадинежад написал заявление об отставке. Если события и далее будут разворачиваться в подобном направлении, то процесс импичмента Ахмадинежада может оказаться в повестке дня.

Ситуация в политическом руководстве Ирана накалилась после того, как аятолла Хаменеи восстановил на своем посту уволенного днем ранее главу иранской разведки Гейдара Мослехи. А в суботу, 23 апреля, согласно телеканалу Al-Arabiya, Хаменеи заявил, что он вмешается в дела правительства "когда будет необходимо".

Аятоллу, наверное, беспокоит укрепление и расширение политического капитала президента. Кроме того, поводом для гнева может быть и то, что Ахмадинежад не разделяет ультрарадикальные и ультраконсервативные взгляды Хаменеи насчет внешней политики. Несмотря на свои антиизраильские и антизападные заявления, президент, на самом деле, хочет найти пути примирения с Западом, что обсуждается аналитическими кругами.

Однако, более вероятен другой вариант. Ахмадинежад просто не хочет идти на открытую конфронтацию с суннитским арабским миром. А соратники Хаменеи, напротив, проявляют готовность к такой конфронтации и даже призывают прибегнуть к весьма радикальным мерам.

Так, 17 апреля редактор газеты Keyhan Хусейн Шариатмадари назвал революционный террор в отношении саудовских крон-принцев и чиновников "священным долгом". Он написал: "Наследние принцы и государственные чиновники Саудовской Аравии месяцами отдыхают в своих легендарных дворцах в США и Европе. Распознать и отомстить им будет легко.... Даже после свержения их режима, все саудовские чиновники, принцы и вторгнувшиеся в Бахрейн военные не будут застрахованы от мести мусульман". Отметим, что редактор этой газеты назначается непосредственно аятоллой Хаменеи и считается его представителем.

Вдобавок, 18 апреля, согласно иранскому порталу Bultan News, заместитель и советник аятоллы Яхйа Рафим Сафави сказал: "Вооруженные силы Ирана имеют мощную сдерживающую силу и могут установить стабильность в регионе.... Военное вмешательство Саудовской Аравии в ситуацию в Бахрейне противоречит нормам международного права и равносильно военной интервенции. Саудовская Аравия должна иметь ввиду, что сама может оказаться в этой ситуации и под теми же предлогами подвергнуться военному нападению".

Несколькими днями ранее председатель провластной фракции "Энгелаб Эслами" Рухолла Хусейниан выступил с открытым обвинением в адрес исполнительной власти страны. По данным иранского агентства Jahan News, во время обсуждений в парламенте Ирана он заявил: "Ирану следовало продемонстрировать более серьезную позицию по поводу вторжения войск Саудовской Аравии в Бахрейн. Я даже склонен считать, что поскольку армия Саудовской Аравии вторгается в Бахрейн, то и нам следует готовить нашу армию к борьбе с Саудовской Аравией, и не допустить того, чтобы армия этой страны приблизилась и к нашим границам". Хусейниан подчеркнул: "В настоящее время возникла исключительная возможность, и нам не следует упускать этот шанс и допустить осуществление захватнических действий наших врагов в регионе".

На все это президент Махмуд Ахмадинежад сказал, что Иран не хочет начинать военные действия и попытался перенаправить недовольство в другое русло. Выступая перед тысячами иранцев в городе Захедан, он обвинил США в попытке разжечь "ирано-арабский и шиито-суннитский конфликты".

По видимому, попытка иранского президента не удалась. Но партия еще не закончена. И от того, кто выиграет в этой партии, будет зависеть судьба региона - превратится ли холодная война между Ираном и его арабскими шиитскими партнерами против суннитского арабского мира в горячий военный конфликт, или события будут развиваться в противоположном направлении. Теперь, как ни странно, победа Махмуда Ахмадинежада стала ключом к относительной стабильности на Ближнем Востоке.

Арарат Мирзоян - обозреватель ИА REGNUM по Ближнему Востоку