Последние месяцы были отмечены резкой активизацией дискуссий о членстве Украины в Таможенном Союзе ЕврАзЭС. Отправной точкой стало сделанное 5 апреля 2011 года заявление уполномоченного кабинета министров Украины по сотрудничеству с Россией, странами СНГ и Евразийского экономического сообщества Валерием Мунтияну. "Подписание договора о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) с СНГ ожидается в мае этого года, а уже в июле, если будет соответствующее решение Конституционного суда и завершится проведение внутригосударственных процедур, мы сможем присоединиться к протоколу о создании Таможенного союза", - сказал уполномоченный Кабмина.

Правда, практически сразу заявление Мунтияну опроверг МИД Украины, который подчеркнул, что присоединение к ТС возможно только после создания Зоны свободной торговли с ЕС. Тема участия Киева в интеграционном объединении стала основной во время визита председателя правительства РФ Владимира Путина на Украину 12 апреля. Российский премьер подчеркнул те преимущества, которые даст членство в Таможенном союзе: "Если посмотреть на расчеты экспертов, то при продвижении на этом пути прямой выигрыш Украины будет составлять где-то, по нашим данным, от 6,5 до 9 миллиардов долларов в год". Особый упор был сделан на развитие высокотехнологичного экспорта: Владимир Путин напомнил, что совокупный экспорт высокотехнологичных товаров из Украины составляет, по российским оценкам, 9 млрд долларов в год, из них 5 млрд приходятся на Россию.

Тема возможного участия Украины в ТС вновь была поднята во время встречи Дмитрия Медведева и Виктора Януковича 26 апреля во время мероприятий, посвященных 25-летию Чернобыльской катастрофы. Киев продолжает настаивать на приоритетности для него "евроинтеграции", первым шагом на пути которой должно стать подписание соглашение об ассоциации (создание Зоны свободной торговли между ЕС и Украиной является одним из пунктов этого соглашения). Что будет означать для Киева создание ЗСТ с ЕС?

Украине так и нее удалось в ходе переговоров о создании ЗСТ преодолеть европейский протекционизм. Брюссель не хочет обсуждать возможность свободного доступа украинской аграрной продукции на европейские рынки. Наиболее сложные переговоры идут вокруг квот на сахар, курятину, свинину и молочную продукцию. По словам украинского премьера Николая Азарова, Украине выделены крайне малые квоты на поставки сельхозпродукции.

21 марта 2011 года Азаров громко сетовал, что "европейский рынок практически остается закрытым для Украины.. Это уже не открытый рынок, это не свободная торговля" - вследствие того, что ЕС настаивает на унизительных квотах на экспорт в ЕС украинской сельскохозяйственной продукции. В частности: на пшеницу и муку - 200 тыс. т (и это при объемах экспорта пшеницы из Украины в июле 2010 - июне 2011 - 5,5 млн. т), на свинину - 1,5 тыс. т, на мясо птицы - 1 тыс. т, на сахар - до 15 тыс. т. Так, по льготным ставкам можно будет экспортировать на рынки ЕС 20 тысяч тонн зерна и одну тысячу тонн свинины. Кроме как смешными, эти квоты назвать нельзя.

Брюссель также настаивает на введении 50-процентной пошлины на ввоз кондитерской продукции из Украины, что делает экспорт кондитерской продукции на рынки ЕС нерентабельным. В то же время Брюссель настаивает на фактическом открытии внутреннего рынка Украины, что с одной стороны приведет к усилению давления на местных аграрных товаропроизводителей, с другой - будет стимулировать реэкспорт европейской аграрной продукции на территорию Таможенного Союза, прежде всего - России. Таможенный Союз, безусловно, будет закрывать свой рынок от украинского демпинга. Потеря части российского рынка для украинских товаров обойдется Киеву от 5 до 7 млрд. долларов.

Замглавы отдела торговых связей с Европой и Центральной Азией при Еврокомиссии Филипп Куиссон в конце прошлого года заявил, что "после отмены таможенных тарифов по условиям вступления в ЗСТ украинское правительство недополучит в бюджет 5% доходов". Потери могут составить до 15 млрд гривен (около 1,85 млрд долларов). ЕС совместно с США уже предупредил Киев, что попытка создать "зерновой пул" с Россией и Казахстаном (предполагается трехстороннее согласование квот) противоречит правилам ВТО и может стать серьезным препятствием для соглашения об ассоциации. Зона свободной торговли с ЕС не решает вопрос об облегчении доступа на европейские рынки и основного украинского экспортного товара - металла. Сейчас более 80 процентов украинской металлопродукции идет на экспорт.

Экспортный потенциал украинской металлургии базируется, прежде всего, на крайне низкой стоимости рабочей силы. Так, средняя зарплата китайского металлурга, по данным Metals Consulting International Limited и Bureau of Labor Statistics, составляет лишь около $1,3 в час (ниже только в Индии), в Бразилии - $ 3,2, на Тайване - $6,4, в Японии - $21,7, США - $23,8, Германии - $34,1. Стоимость часа работы украинского металлурга составляет только 2 доллара (в России около 5). Но и крайне низкие затраты на рабочую силу уже не смогут поддержать украинский экспорт. Цена российского газа для Украины в III и IV кварталах 2011 года будет соответственно $313 и $347 за 1 тыс. куб. м (с учетом $100 скидки согласно "харьковским соглашениям"). Между тем предел рентабельности для украинской металлургии близок к отметке $ 280 за 1000 кубометров.

ЕС не видит необходимости в предоставлении кредитов на модернизацию украинской металлургии - зачем создавать себе конкурента? Кроме того, не предусмотрено никаких льгот для экспорта украинской металлургической продукции высокого передела. В результате украинские металлурги все больше вытесняются в нишу полуфабрикатов. Теперь 55% в общей структуре украинского экспорта металлопродукции - доля полуфабрикатов, которые в 1,5-3 раза дешевле изделий более высоких переделов.

Конкуренция на европейском рынке металла очень скоро станет еще более жесткой. В 2009-2010 гг. в мире было введено в строй металлургических мощностей на 225 млн. т (в первую очередь в Индии, Китае и Бразилии) В ближайшие 2 года ожидается ввод мощностей ещё более чем на 100 млн. т.

О явных преимуществах для Украины от присоединения к ТС сказано очень много и, видимо, нет необходимости вновь детально рассказывать о них. Практически все ясно из статистики внешней торговли Украины: в 2010 году в страны СНГ было экспортировано 36,4% всех товаров и услуг, в страны ЕС 25,4% (в 2009 году соответственно 33,9% и 23,9%). Крупнейшим торговым партнером Украины остается Россия. Российско-украинский товарооборот составил в 2010 году 41,6 млрд. долларов (для сравнения - со странами ЕС товарооборот составил только 32 млрд. долларов). Подключение к ТС позволило бы решить Киеву и столь острую для него проблему цен на газ. Однако Украина пытается получить все льготы от членства в ТС, по сути отказываясь присоединяться к нему.

Виктором Януковичем в оборот запущена непонятная формула 3+1 (страны ТС плюс Украина). Вряд ли это предложение может серьезно заинтересовать Москву. Что же реально тормозит процесс полноценного присоединения Украины к ТС? Оставим за скобкой разговоры о "евроинтеграции" как об основном внешнеполитическом векторе Украины. Есть более серьезные причины материального характера. В первую очередь, это зависимость Киева от финансирования Запада.

Один из лидеров Партии регионов Украины, председатель Совета директоров запорожской двигателестроительной корпорации "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев сказал: "Я полностью за вступление Украины в Таможенный союз. Об этом знают все в парламенте, и я не скрываю свою позицию по этому вопросу. И таких, как я, у нас в парламенте больше половины, потому что мы понимаем, насколько это выгодно Украине. Но деньги Украина занимает (на Западе) уже несколько лет: мы живем на заемные средства".

Второе - наличие очень мощного лобби "импортеров" внутри Украины, которым крайне выгодно создание ЗСТ с ЕС, поскольку это приведет к резкому увеличению объема импорта в страну. Обычно "импортное лобби" ассоциируется с БЮТ, но оно имеет сильные позиции и в Партии регионов.

В-третьих - опасения украинских ФПГ, что присоединение к ТС усилит экспансию российского капитала на Украину, что негативно скажется на позициях украинских олигархов. В-четвертых - опасения, что действующие нормы Таможенного кодекса ТС не способствуют импорту новых технологий и оборудования, что не позволит модернизировать промышленность Украины. Во многом эти опасения можно считать надуманными, поскольку Таможенный кодекс ТС носит достаточно гибкий характер и не препятствует ввозу необходимого для модернизации оборудования и технологий. Кроме того, ответственный секретарь комиссии ТС Сергей Глазьев не раз подчеркивал, что Украина сможет влиять на нормы Таможенного кодекса в случае присоединения к ТС и Таможенный Союз готов сблизить многие таможенные тарифы с позициями Киева.

Отчетливо видно отсутствие информационной поддержки на Украине проекта Таможенного Союза и в более широком понимании ЕЭП ЕврАзЭС. Рядовой украинец не имеет информации, что лично ему даст участие его страны в интеграционных объединениях ЕврАзЭС.

Особенно разителен в этом случае контраст с информационной политикой ЕС на Украине. Между тем, социологические опросы стабильно показывают, что более 60% граждан Украины выступают за создание экономического союза с Россией. Причем в последнее время сторонников такого союза становится больше в центре Украины. Как представляется, нового всплеска интереса к ТС на Украине стоит ожидать осенью-зимой 2011 года.

Тому есть несколько объяснений: видимо, переговоры с ЕС об ассоциации в 2011 году не завершатся, что вызовет новый всплеск "евроскепсиса" в стране; финансовое положение Украины остается крайне тяжелым и политические и экономические элиты страны становятся все более договороспособными. Утрата конкурентоспособности украинской металлургией и химической промышленностью приведет к очень чувствительным потерям для основных украинских олигархов, тесно связанных с Партией регионов; лозунг о необходимости присоединения Украины к ТС и ЕЭП станет одним из основных в ходе предвыборной кампании по выборам в Верховную Раду Украины в 2012 году.

Время сейчас объективно подталкивает Украину к присоединению к Таможенному Союзу. Cможет ли Москва воспользоваться этой возможностью для начала создания реальной экономической конфедерации на постсоветском пространстве или опять все закончатся разговорами "об усилении экономической интеграции" и односторонними уступками? Вопрос остается открытым.