Верховный суд РФ подтвердил решение Верховного суда РТ, который признал недействующими и противоречащими федеральному законодательству отдельные положения республиканского закона "О вступлении в должность президента Республики Татарстан".

Как сообщало ИА REGNUM, некоторые положения присяги, данной в марте 2010 года Рустамом Миннихановым (и которую неоднократно давал экс-президент РТ Минтимер Шаймиев), вызвали недоумение у одного из казанских предпринимателей - Рамиля Нуртдинова. Еще год назад он потребовал признать клятву президента Татарстана не соответствующей Конституции России. Все это время он пытался указать на противоречия в различных инстанциях, отправляя письма даже президенту Дмитрию Медведеву.

Однако процесс сдвинулся с мертвой точки только после обращения Нуртдинова в Генеральную прокуратуру. По требованию управления Генпрокуратуры в ПФО Верховный суд Татарстана 3 марта подтвердил, что "отдельные положения закона "О вступлении в должность президента Республики Татарстан" в части о государственном суверенитете признаны недействующими".

Портал "Право.ру" сообщает, что Верховный суд Татарстана удовлетворил большую часть прокурорских претензий: признал противоречащими федеральному законодательству, а также решениям Конституционного суда РФ по аналогичным делам положения "о суверенитете Татарстана" и указал, что руководители регионов обязаны при вступлении в должность декларировать свою верность общероссийским законам. Также суд признал обоснованными нарекания к таким формулировкам закона, как "народный депутат" и "избранный президент республики". Соответствующие пункты закона были признаны недействующими.

При этом республиканский суд не нашел ничего предосудительного в пункте о "вопросах обеспечения деятельности" президента Татарстана, указав, что по смыслу абзаца речь идет "только о финансовых вопросах, которые относятся к компетенции регионов".

После вынесения решения оно было обжаловано обеими сторонами процесса: республиканской прокуратурой (которая действовала в соответствии с требованиями управления Гепрокуратуры в ПФО) - в части, в которой было отказано в удовлетворении ее требований, и Госсоветом Республики Татарстан, который вообще настаивал на отмене решения суда. Однако Верховный суд РФ признал решение Верховного суда РТ законным и обоснованным по всем пунктам.

Тем не менее, как указывают эксперты, подобный ход дел вряд ли повлияет на существующую ситуацию. По мнению казанского профессора-политолога Сергея Сергеева, даже после решения Верховного суда РФ никто в Татарстане не станет отменять присягу президента Минниханова, поскольку "закон обратной силы не имеет". В последующем текст присяги, вероятно, будет изменен, но "очень постепенно" и лишь по некоторым пунктам.

Собственно, об этом в ноябре 2010 года уже предупреждал спикер Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, который заявил, что хотя Конституция Татарстана нуждается в уточнении некоторых статей, изменения последуют очень постепенно. В частности, пост президента Татарстана будет сохранен в республике как минимум до 2012 года.

Тогда же глава Госсовета РТ сообщил, что в республике создается рабочая группа, которая рассмотрит предложения по изменению самой структуры и отдельных норм Конституции РТ. Что касается требований Конституционного суда РФ, еще два года назад потребовавшего убрать статью о суверенитете из Конституции Татарстана, то эта тема, по словам Мухаметшина, также "будет рассматриваться". Первые результаты могут быть получены после выборов депутатов Госдумы РФ, а второй этап завершится после выборов президента России, чтобы "не будоражить общественность".