При подъёме уровня Чебоксарского водохранилища уровень воды в районе Нижнего Новгорода поднимется в среднем на 1,5 метра, "но он и сейчас, в пик половодья, поднимается выше". Как передаёт корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил инженер-гидротехник Нижегородской ГЭС Александр Рябинин в ходе пресс-тура на гидроэлектростанцию. "Все боятся 68-й метки, а просчитывали-то вообще на 68-71-ую", - сказал он.

В настоящее время специалисты Нижегородской ГЭС констатируют спад весеннего половодья в районе Нижегородского гидроузла, пик которого пришёлся на 24 апреля и держался на протяжении пяти дней. Эксперты считают, что вероятность повторного половодья крайне мала - это возможно в случае, если будут затяжные осадки, порядка 2-3 недель.

Что касается Нижнего Новгорода, то в районе города в условиях половодья вода находится на отметке 68 метров, что соответствует проектному уровню Чебоксарского водохранилища. Эксплуатация водохранилища на промежуточной отметке 63 метра не оказывает влияния на подтопление территорий города - к такому выводу пришли члены рабочей группы по обсуждению вопросов, возникающих в ходе работы над проектом завершения строительства Чебоксарской ГЭС. Выездное совещание прошло в начале мая в Нижнем Новгороде с участием представителей органов исполнительной власти Нижегородской области. Участники совещания констатировали, что основная проблема низменных участков Нижнего Новгорода - это существующая ливневая и дренажная канализации. Действующая водоотводящая система создавалась еще до строительства Чебоксарского гидроузла (в 30-60 гг. прошлого века) и не имела комплексного характера. Сегодня, по словам специалистов, она требует капитального ремонта и реконструкции независимо от подъема уровня Чебоксарского водохранилища.

Напомним, в 2010 году управляющий директор по технической политике ОАО "Русгидро" Расим Хазиахметов в беседе с корреспондентом ИА REGNUM подчеркнул, что угроза подтопления Нижнего Новгорода существует уже сегодня, когда ещё нет 68-й отметки, и защиту города нужно выполнять независимо от того, "будет 68-я отметка или нет": "В том проекте, который мы продвигаем, затраты на инженерную защиту Нижнего Новгорода составляют превалирующую часть. И это связано не с тем, что мы просто какую-то подачку Нижнему хотим сделать, чтобы отвязался. На самом деле тот объём работ по инженерной защите надо выполнять независимо от того, поднимается отметка водохранилища или нет". "При повышении отметки Чебоксарского водохранилища до 68-й в районе Нижнего Новгорода даже не достигаются те отметки, которые достигаются в этом районе из-за нерегулируемых стоков во время большого половодья... Во время большой воды он утонет точно так же, как утонет при 68-й отметке. Чем больше он тянет, тем быстрее утонет", - уверен Расим Хазиахметов.

Энергетики особо подчёркивают, что вопрос реконструкции ГЭС и подъёма воды в Чебоксарском водохранилище до проектной отметки актуален не только для энергетиков, но и для транспортников: "Волга стала такой же, как во времена, когда суда тянули бурлаки. Суда ждут, когда появится вода". В частности, по словам Александра Рябинина, в Нижегородской области ряд морских вокзалов находятся на высоте 9 метров от уровня реки - они построены в расчёте на то, что Чебоксарское водохранилище будет работать на отметке 68 метров, в итоге многие из них в настоящее время находятся в разрушенном состоянии: "Вот я ездил до Работок - там метеоры причаливают к каким-то баржам. Некоторые речные порты уже разграблены за 30 лет и пришли в упадок - стоят без окон, без крыш. Сейчас вся эта инфраструктура будет восстанавливаться". По словам инженера-гидротехника, один самых критичных участков в области - в 50 км от Нижнего Новгорода, где глубина не превышает 2,5 метров.

Начальник Городецкого района судоходных сооружений (здесь происходит шлюзование судов - ИА REGNUM) Владимир Костылев в ходе общения с журналистами также особо подчернул, что интенсивность речного пароходства на Волге за последние 30 лет упала в 2,5 раза. Если раньше через Городецкий гидроузел пропускал 50 тыс. единиц флота и более 50 млн тонн груза, сейчас 4,5-5 тыс. единиц и 18-19 млн тонн груза. "Хотя это самый дешёвый вид транспорта", - напоминает Костылев. По его словам, в маловодные годы при пропуске, например, метеора, "людей с "носа" пересаживали на корму, затем - в обратно". Крупным грузовым судам зачастую приходиться разгружаться, чтобы пройти через шлюз. В настоящее время шлюзование происходит раз в сутки и в течение четырёх часов, шлюзование одного суда в среднем занимает 30-40 минут. "По сути, мы выиграем в обоих случаях - и при подъёме Чебоксарского водохранилища, и при строительстве низконапорного гидроузла. Но во втором случае выигрываем только мы, так как у нас вода постоянная - на отметке 68-69. А низовье Волги как страдало, так и будет страдать", - говорит Костылев.

"Ни одна развитая страна в мире не может себе позволить такую роскошь, чтобы такая крупная водная артерия не использовалась в транспортных целях. Поэтому мы на сегодня имеем то, что имеем на дорогах: фуры сегодня заполонили трассы, это в том числе это и перевозка грузов, выпавшего из водного транспорта. Отсюда наслоение многих других проблем. Именно поэтому сегодня транспортные затраты на наши товары по цене превышают 70%, а самый дешёвый вид транспорта - водный - не используется", - приводит аргументы Хазиахметов и подчеркивает, что решение транспортной проблемы, в том числе и судоходства, также отражено в проекте завершения строительства Чебоксарской ГЭС: "Это мост через Волгу - в том самом месте, где рассматривались варианты низконапорной плотины".

Что касается энергетической составляющей, то при подъёме уровня Чебоксарского водохранилища Нижегородская ГЭС потеряет в напоре 1,5 метра и в выработке электроэнергии примерно 10-11%. "Но это плюс 600 мегаватт мощности для Чебоксарской ГЭС - это больше, чем даёт в целом наша Нижегородская ГЭС (520 мегаватт - ИА REGNUM), то есть выгода здесь реальная. Да, мы теряем в выработке, но Волжско-Камский каскад в целом выигрывает. Он получает мощности больше, чем вся наша станция. Эти потери просто многократно покроются Чебоксарами. От этого выигрывает не только энергетика, но и судоходство", - говорит Александр Рябинин. По его словам, Нижегородская область - энергодефицитный регион: дефицит составляет примерно 40%, доля выработки ГЭС - 13-15% от общего объёма производства электроэнергии на Нижегородской земле.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, Чебоксарское водохранилище расположено на территории трёх субъектов России - Нижегородской области, Чувашии и Марий Эл - и уже на протяжении 30 лет является для них "яблоком раздора". Проблемным остается вопрос подъёма уровня воды до 68 отметки. Чувашия вместе с энергетиками выступает за достройку Чебоксарской ГЭС и подъём уровня воды до проектной отметки, ссылаясь на обмеление реки, узкий транспортный коридор и угрозу экологической катастрофы, а также на возможность увеличения электроэнергии. Марий Эл и Нижегородская область против повышения из-за затопления территорий. Нижегородское руководство видит решение проблемы в строительстве низконапорного гидроузла с мостовым переходом около Городца. На совещании в Кирове 14 мая 2009 года президент России Дмитрий Медведев адресовал поручение правительству России по завершению разработки проектной документации строительства Чебоксарской ГЭС до проектной отметки, ответственными назначены премьер-министр Владимир Путин и руководители трёх регионов - Нижегородской области, Чувашии и Марий Эл. В апреле 2010 года Владимир Путин подписал распоряжение о подготовке в 2010 году изменений в проектную документацию строительства Чебоксарской ГЭС, предусматривающих подъём уровня воды до 68-й отметки.