Вице-министр иностранных дел Литвы Эгидиюс Мейлунас 13 мая в Варшаве предложил оставить сложные вопросы двусторонних отношений специалистам и экспертам. Он подчеркнул, что Литва всегда была и останется другом Польши и заявил, что в Литве нет никакой антипольской истерии. По мнению дипломата, самой большой проблемой в отношениях Литвы и Польши являются не правовые нормы, а "взаимные ориентировки" и "существующие стереотипы". "Мы должны лучше понимать друг друга, чтобы не было всех этих проблем. Наш диалог должен быть более открытым и искренним. Может последние 20 лет этот диалог с нашей стороны не был лучшего качества. Но говоря открыто и искренне о сложных проблемах, можно его исправить", - заявил он.

Говоря о том, что сложные вопросы следует обсуждать на уровне специалистов, Мейлунас привел в пример вопрос образования: о нём высказываются все, журналисты, дипломаты, и никто не слышит голоса специалистов. Мейлунас заметил, что решение Суда справедливости ЕС по вопросу письменности в Литве показало, что эта страна не нарушает союзное право, передает tvp.info.

Пресс-секретарь МИД Польши Марцин Босацки отметил, что Варшава приветствует слова литовского вице-министра, но ждет конкретных шагов, подтверждающих эту декларацию. 12 мая, суд ЕС вынес решение, в котором не усмотрел нарушения прав в том, что в Литве имена и фамилии пишутся только литовскими буквами. Однако, пресс-секретарь МИД Польши Марцин Босацки заметил, что данный вопрос был рассмотрен судом в контексте свободного передвижения людей.

"Руководствуясь правом ЕС, нельзя поднимать вопрос о правилах написания фамилий", - отметил Босацки. "Решение суда не связано с отношениями между Польшей и Литвой, так как право ЕС не регулирует вопросы, связанные с национальными меньшинствами", - добавил он.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, исторически проживающие в Литве поляки борются за право реприватизации земли в Виленском крае, право использовать двуязычное - наравне с литовским польское - написание фамилий и имен на уличных указателях и в личных документах. Литовское законодательство запрещает это, в то время как европейское право, которое Литва приняла при вступлении в ЕС, гарантирует соблюдение прав нацменьшинств.