Институт управления и регионологии Северного (Арктического) федерального университета проводит с 1 по 4 июня 2011 года Соловецкий форум-2011 "Геополитика Арктики". В рамках международной конференции будут обсуждаться следующие вопросы: геополитика, арктические стратегии и вызовы для России; социально-экономические проблемы северных территорий; этнокультурный ландшафт Арктики и Севера; гендерные аспекты геополитики Арктики. Предполагается, что в форуме примут участие более 100 человек.

В преддверии форума журнал "Арктика и Север" начал публикацию докладов на тему форума от его участников. В рамках проекта "Борьба за Арктику" и как информационный партнер форума ИА REGNUM будет публиковать доклады участников, подготовленные к мероприятию.

В статье Арктическая стратегия приарктических государств: общее и особенное доктор политических наук, профессор, академик Академии геополитических проблем, глава Екатеринбургского отделения Академии геополитических проблем Наталья Комлева рассматривает арктические стратегии основных приарктических государств: России, США, Канады, Норвегии, Дании. Акцентируется внимание на том, что Арктическая стратегия России является в наибольшей степени разработанной, в то время как Северная стратегия Норвегии единственная из всех содержит разработку методов осуществления soft power ("мягкой силы") в процессе освоения арктического региона.

"Арктический регион мира в течение последнего десятилетия стал ареной нешуточных политических страстей: за преимущественные права на его освоение активно борются северные государства Евразии и Америки, к освоению региона пытаются подключиться азиатские страны, расположенные значительно южнее (Китай, Корея, Япония). Приз велик: установлено, что по объему запасов нефти и газа шельфы Северного Ледовитого океана превосходят все остальные океаны Земли. Предположительно, в Арктике находится до четверти всех запасов углеводородов планеты. Арктический шельф богат и другими полезными ископаемыми: углем, золотом, медью, никелем, оловом, платиной, марганцем и т.д.

Основной компонент борьбы за Арктику - соревнование пяти государств: России, США, Канады, Норвегии, Дании. Четыре последних являются членами НАТО, что придает ситуации особую остроту потенциальной возможности военного конфликта в Арктике между НАТО и РФ. Четыре страны из пяти, перечисленных выше, разработали и приняли на государственном уровне программные документы, выражающие их намерения в освоении Арктического региона. В сентябре 2008 года появились "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу", в том же году - Северная стратегия Норвегии ("Стратегия правительства Норвегии в северных регионах"), в январе 2009 года - арктическая доктрина США, летом 2009 года - Северная стратегия Канады ("Statement on Canada's Arctic Foreign Policy").

Часть положений этих документов у всех четырех стран совпадает. Совпадения касаются следующих моментов:

- арктический регион все приарктические страны полагают имеющим стратегическое значение не только для себя как для отдельно взятого государства, но и для всего Севера планеты и даже более того - стратегическим регионом мира как такового. Арктика признается, прежде всего, стратегической ресурсной базой как для каждой из стран, так и для мира в целом;

- каждая из четырех стран (США, Канада, Норвегия, РФ) подчеркивает свое реальное или будущее исключительное лидерство в Арктике и в связи с этим артикулирует задачу укрепления своего суверенитета над соответствующим сектором Арктики;

- каждая страна "четверки" планирует развивать экономику и социальную сферу, охранять окружающую среду, совершенствовать структуру управления своего сектора Арктики, развивать здесь научные исследования. Все эти важные направления деятельности предполагается осуществлять в режиме циркумполярного диалога;

- приарктические страны, включая на сей раз и Данию, немаловажной частью своего присутствия в регионе считают присутствие военное. Предполагаются и уже активно создаются арктические группировки войск, как сухопутных, так и морских, новые базы для таких группировок, укрепляются пограничные соединения, совершенствуется инфраструктура.

Дания. Разумеется, стратегия приарктических стран включает не только схожие моменты, но и различия. Обращает на себя внимание позиция Дании. Позволим себе довольно длинную цитату из аналитического обзора сайта Pentagonus, поскольку в его тексте точно обрисованы основные характеристики и причины особой позиции Дании: "К настоящему времени, несмотря на членство в Евросоюзе и НАТО, Дания остается единственной страной, чьи отношения с претендентами на Северный полюс можно назвать сбалансированными. На сегодняшний день Дания придерживается политики нейтралитета по отношению к различным позициям соседних по региону стран, а потому выступает наиболее лояльным участником "арктического спора". С одной стороны, датское королевство является членом НАТО и Евросоюза, а потому представляет интересы европейского сообщества, с другой − оно старается сохранить независимую внешнеполитическую линию в Арктике, рассчитывая на приобретение новых источников пополнения федерального бюджета. Такая позиция, по мнению датских экспертов, важна также и для того, чтобы страна не оказалась втянутой в противостояние главных центров силы в регионе − более крупных государств, которые станут основными участниками борьбы за Арктику".

Россия. Наибольшей проработкой отличаются "Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу". В документе не только тщательно, в деталях прорисовываются основные направления деятельности государства в различных сферах развития Российской Арктики, но также выделяются этапы осуществления арктической политики России. На первом этапе (2008−2010 годы) должно быть обеспечено: проведение геолого-геофизических, гидрографических, картографических и других работ по подготовке материалов для обоснования внешней границы АЗРФ; расширение возможностей международного сотрудничества, в том числе для эффективного освоения природных ресурсов Арктической зоны Российской Федерации; реализация целевых программ, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников, включая формирование государственной программы развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года, в рамках которой в качестве базовых создаются высокотехнологичные производственно-энергетические и производственно-рыбохозяйственные кластеры, особые экономические зоны; реализация перспективных инвестиционных проектов в рамках государственно-частного партнерства, связанных со стратегическим развитием АЗРФ. На втором этапе (2011−2015 годы) должно быть обеспечено международно-правовое оформление внешней границы АЗРФ и реализация на этой основе конкурентных преимуществ России по добыче и транспортировке энергетических ресурсов; решение задач структурной перестройки экономики в АЗРФ на основе освоения минерально-сырьевой базы и водных биологических ресурсов региона; создание и развитие инфраструктуры и системы управления коммуникациями Северного морского пути для решения задач обеспечения евразийского транзита; завершение создания единого информационного пространства АЗРФ. На третьем этапе (2016−2020 годы) должно быть обеспечено превращение АЗРФ в ведущую стратегическую ресурсную базу России.

Стратегическими приоритетами государственной политики России являются: 1) осуществление активного взаимодействия РФ с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов РФ, а также для решения вопросов международно-правового обоснования внешней границы Арктической зоны РФ; 2) наращивание усилий приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил; 3) укрепление на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона, добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды в Арктике; 4) содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции РФ и в соответствии с международными договорами РФ; 5) активизация участия российских государственных учреждений и общественных организаций в работе международных форумов, посвященных арктической проблематике, включая межпарламентское взаимодействие в рамках партнерства Россия - Европейский союз; 6) разграничение морских пространств в Северном Ледовитом океане и обеспечение взаимовыгодного присутствия России на архипелаге Шпицберген; 7) совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации, в том числе за счет расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в Арктике; 8) улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике; 9) развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации за счет использования перспективных технологий; 10) модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации.

Норвегия. Особенно интересна, на наш взгляд, Северная стратегия Норвегии, единственная из всех предполагающая освоение Арктики не только в географическом и экономическом, но и в идеологическом пространстве и, соответственно, охрану не только географических и экономических, но и идеологических границ Норвегии. Имеется в виду следующее. Поскольку наиболее важными для присутствия Норвегии в Арктике в тексте Северной стратегии Норвегии признаются отношения между Норвегией и Россией, то норвежское государство учреждает Стипендию северных регионов для российских студентов и ученых для осуществления ими обучения и научных исследований в учебных заведениях Северной Норвегии. Поощрение получения образования и проведения научных исследований в определенной стране является давней геополитической технологией внедрения необходимых базовых ценностей в сознание студентов и исследователей. Естественно, существуют пределы принятия "иного" как массовым, так и индивидуальным сознанием. Тем не менее, определенная степень трансформации сознания стипендиатов в процессе обучения и осуществления научных исследований способствует содействию в реализации политики "страны обучения" в рамках геополитических пространств иных обществ, являющихся "родными" для стипендиатов. В тексте "Стратегии правительства Норвегии в северных регионах" содержится интересная фраза: "Используя ведущие позиции в знаниях, Норвегия должна показывать путь вперед". Путь вперед в данном случае означает "центральные позиции во всех сферах деятельности на Севере". Норвежский документ полагает "присутствие, активность и знания" "важными ключевыми словами для норвежской стратегии на Севере". В документе также указывается: "Знания являются сердцевиной стратегии в отношении северных регионов: поднять на новый уровень знания людей и их опыт так, чтобы мы могли показывать путь вперед, использовать уже известные возможности и открывать новые, привлекать к себе других людей, которые также хотят участвовать в этой работе, инвестировать в знания и делиться этими знаниями с другими. Внешняя политика станет одним из компонентов нашей активной работы в сфере знаний, и мы будем развивать внешнюю политику, опираясь на эти знания и тем самым увеличивая ее способность в большей мере отстаивать норвежские интересы в северных регионах". Норвегия, как представляется, это единственная из основных приарктических стран, активно готовящаяся использовать в борьбе за свои интересы в Арктике так называемую "мягкую" силу (soft power), не снимая, однако, с повестки дня и развитие силы "жесткой" (hard power). Думается, несмотря на высокую степень проработанности Арктической стратегии России, нашему государству в данном случае стоит перенять норвежский опыт и включить использование soft power в свою арктическую доктрину.

Канада как арктическая страна также претендует на роль лидерства по арктическим проблемам на международном уровне и дома. Канадское правительство разработало Северную стратегию, наметив в Арктике ряд мер по укреплению своего суверенитета, экономического и социального развития Арктического региона, его управления и защиты окружающей среды. "Наша Северная стратегия ясно дает миру понять: Канада контролирует арктические земли и воды и подходит к этому крайне ответственно", − заявил глава министерства Лоренс Кэннон в Канадском экономическом клубе. "Именно поэтому мы так жестко реагируем в тех случаях, когда другие страны, такие как Россия, устраивают учения или принимают другие меры, которые угрожают нашей безопасности на севере и подрывают сотрудничество, к которому мы должны и будем стремиться". В соответствии с канадской оборонной стратегией (CFDS) вооруженные силы должны демонстрировать свое видимое присутствие в регионе, быть способными осуществлять контроль и защищать территорию в Арктике. Постоянного военного присутствия в Арктике у Канады нет. Военные находятся там только во время плановых учений, таких как "Нанук", или в случае какой-то необходимости. Канада намерена провести переговоры с США и Данией по урегулированию пограничных споров и обсудить со всеми странами-членами Арктического совета поступательное освоение Арктики. К установленному ООН 2013 году Канада завершит исследование "морского дна" и представит свой доклад для делимитации границы в соответствии с научными данными. В Северном Ледовитом океане канадская программа предполагает кооперацию с соседями по Арктике, в частности Данией, Россией и США. "Мы фокусируемся на том, чтобы обеспечить наше лидерство именно в решении появляющихся споров, ведь разработка плана границ континентального шельфа - один из тех процессов, которым занимается сейчас каждая страна, претендующая на влияние в Арктике. Мы также работаем с другими прибрежными государствами над обеспечением безопасности на севере. Как нам кажется, на данный момент все прибрежные государства действуют в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву и подтвердили это обязательство, подписав декларацию 2008 года, которая представляет собой достаточно прочный фундамент для ответственного управления территориями Северного Ледовитого океана", − заявил Л. Кэннон газете " ВЗГЛЯД" в декабре 2010 года.

США. С точки зрения долговременных стратегических тенденций одним из важнейших факторов, определяющих расстановку и взаимодействие различных политических и экономических сил в XXI веке, становится борьба за ресурсы. "В этой связи вероятно объективное нарастание геоэкономических противоречий в Арктике, связанное с ее ресурсным потенциалом и транспортным значением, с одной стороны, и с отсутствием признанной и нормативно оформленной демаркации морских пространств и шельфа − с другой". Президент США 9 января 2009 года утвердил арктическую региональную политику, в рамках которой основным национальным приоритетом США определена свобода открытого моря. Северо-Западный проход вдоль берегов и островов Канады используется для международного судоходства. Северный морской путь, или Северо-Восточный проход также включает проливы, используемые для международного судоходства, где применяется режим транзитного плавания. Но США не единственная страна, заинтересованная в интернационализации Северного мирского пути.

В ХХI столетии возрастает стратегическое значение Арктики и её ресурсов, что находит своё отражение в арктических стратегиях других стран мира.

Китай. Свою арктическую стратегию по использованию Северного морского пути начинает разрабатывать Китай. С тех пор как в Северном Ледовитом океане начал таять лёд, открывая новые морские пути и доступ к огромным запасам полезных ископаемых, Китай с жадностью стал присматриваться к Арктике. Пока что Пекин сдерживается, чтобы не вспугнуть полярные государства. Но китайские официальные лица и учёные требуют развития "арктической стратегии", чтобы тоже получить долю подаренных изменением климата возможностей. Ежегодник СИПРИ Стокгольмского института исследования проблем мира вышел в Осло с многозначительной статьёй "Китай готовится к свободной ото льда Арктике". "Китай начал замечать коммерческий и стратегический потенциал свободной ото льдов Арктики", - говорит находящаяся в Китае Линда Якобсон, член СИПРИ [10]. Таяние арктических льдов открывает Китаю новые торговые пути. Путь из Шанхая в Гамбург вдоль российского побережья становится на 6 400 км короче традиционного маршрута. Помощник министра иностранных дел Ху Чжэнъюэ призывает полярные страны отказаться от "интересов прибрежных стран" в пользу "интересов всего человечества". Океанолог Гуо Пхэйцин подчеркнул: "Полярные государства должны понять, что арктические дела - это не только региональная тема". Официальный Китай пока молчит, понимая, что из-за своего размера и нового статуса супердержавы может вызвать напряжение и опасения в полярных странах. Сам Китай опасается создания альянса северных стран, но в то же время придерживается такой позиции, чтобы не быть отрезанными от доступа к Арктике."