Политика: "Иного пути в Европу, кроме как через... ну, сами понимаете, через что, Молдавия отыскать не смогла". Молдавско-приднестровское урегулирование: "Варианты разрешения конфликта на Днестре обсуждаются на оси "Москва-Берлин". Религия: "Через пару лет в городах Молдавии появятся мечети и новообращенные мусульмане, которые изменят свои имена Ион, Петру, Василе на Мустафа, Камил, Ибрагим".

Политика: "Иного пути в Европу, кроме как через... ну, сами понимаете, через что, Молдавия отыскать не смогла"

В Молдавии - стране вечных выборов - на службу кандидатам поставлено даже право, пишут "Молдавские ведомости". Правда, на смену уголовным делам, в изобилии возбуждавшимся перед прошлогодними выборами, пришел более цивилизованный способ: манипуляции с законами. На дату проведения выборов у нас принято ориентироваться как на конец света. Полицейские против принятых в закон поправок, но бастовать будут только после выборов. И это не забота о безопасности, как можно было бы подумать, а просто "нежелание политизировать процесс". Долгожданной реформой юстиции тоже займутся "после выборов": то ли есть дела поважнее, то ли это тоже предвыборное обещание - мол, выберете кого надо, будет вам юстиция. Впрочем, сразу после этих заявлений и. о. президента утверждает совет, который будет рассматривать все вопросы, связанные с реформой.

Наши власти вообще любят создавать комиссии, только вот толку от них немного, продолжают "Молдавские ведомости". Можно вспомнить печально известную комиссию по расследованию событий 7 апреля, которая чудесным образом реанимировалась накануне выборов. Придумают ли там что-то новое? Вряд ли. Но у избирателя есть ощущение, что власть не сидит на месте, пытается разобраться, а, значит, молодцы, надо за них голосовать. Другая комиссия, расследующая законность нормативного акта, регулирующего деятельность казино, наоборот, продлевает работу на месяц и обещает вынести вердикт не 15 мая, а 15 июня. Официальная причина: работы много, за месяц не успели. Однако изменения в закон подписал бывший и. о. президента Михай Гимпу, снизив стоимость лицензии для стола в казино с 360 до 180 тыс. леев (1 рубль = 0,4 лея - прим. ИА REGNUM), в результате чего, по мнению коммунистов, государство уже получило убытки в 5,6 млн леев. Всем ясно, что, если вынести вердикт сейчас, он может косвенно повлиять на то, будут ли голосовать кишиневцы за нынешнего мэра.

За месяц до местных выборов правительство утверждает новую статью Уголовного кодекса - о недопустимости "задаривания" избирателя, пишут "Молдавские ведомости". Согласно проекту, предоставление подарков, услуг или других благ избирателю, чтобы побудить его исполнить свои избирательные права на парламентских, президентских выборах, выборах в местные публичные органы и на референдуме, наказывается неоплачиваемым трудом в пользу общества от 100 до 200 часов или лишением свободы на срок до 3 лет. Отличная статья, с ней соглашаются все участники предвыборной гонки, но ведь она не работает, пока не пройдет через парламент, а случится это явно после 5 июня.

Скандал с газетами тоже любопытен с точки зрения права, продолжают "Молдавские ведомости". В конце апреля в Кишиневе и других населенных пунктах Молдавии были распространены газеты с логотипом, шрифтом и названиями рубрик Ziarul de Gardă. А две недели назад появилось еще одно поддельное печатное издание - Timpul de Chişinău, напоминающее дизайн Timpul de dimineaţă. Фальшивки оказались в почтовых ящиках большинства кишиневцев, и к тому же бесплатно раздавались прохожим на улице. Издания распространяли компромат на Дорина Киртоакэ и Виктора Бодю.

Виновников искали тщательно, и, наконец, задержали, пишут "Молдавские ведомости". Произошло это 13 мая в Кишиневе и встретило бурные аплодисменты со стороны общественности. В квартире, которую снимали двое мужчин с украинским гражданством, обнаружили "склад" поддельных газет, том числе на украинском языке, а также необходимую для их создания технику. Радость была недолгой. МВД задержало предполагаемых преступников и рассчитывало, что они будут находиться под арестом, а суд отпустил их на подписку о невыезде. Первые лица государства стараются не комментировать это решение, МВД "категорически против и продолжает собирать улики". Ажиотаж создан. И все как будто забыли, что подписка о невыезде - в этом случае единственно законная мера пресечения, потому что преступление не является общественно опасным, и во время следствия подозреваемые вполне могут находиться на свободе. Но преступление "предвыборно опасное", поэтому возмущению нет предела.

Правоохранительные органы намекают, что за задержанными "стоит одна из политических партий, действия которой направлены на то, чтобы две другие проиграли", продолжают "Молдавские ведомости". Намек прозрачен и уже вызвал дискуссии между кандидатами, но возникает вопрос: как полиция, которая еще даже не предъявила задержанным обвинение, а, значит, не собрала все доказательства, может заявлять такие вещи? Право вещь упрямая: пока виновность кого-либо не доказана в суде, говорить о ней бессмысленно и наказуемо. Но ведь эффект нужен прямо сейчас, перед выборами. А законными методами что-то сделать сложно. Снять с гонки "подозрительного" кандидата нельзя - презумпцию невиновности никто не отменял. С юридической точки зрения обвинить заказчика и установить его связь с кандидатом - сложно, на это требуется время. Доказать его виновность в суде займет не меньше полугода. А кому это тогда будет нужно? Тем более что правовых рычагов, позволяющих из-за этого признать выборы недействительными, в стране попросту не существует.

Сегодня есть возможность привлечь кандидатов к ответственности за создание препятствий осуществлению избирательных прав или деятельности избирательных органов; использование поступивших из-за рубежа средств, которые не обнародованы; размещение агитационных материалов в неположенных местах; предвыборную агитацию за день до выборов или непосредственно в день выборов; а также фальсификацию результатов голосования, пишут "Молдавские ведомости". Прокуратура обещает тщательно отслеживать нарушения. А гражданам остается лишь надеяться, что законами ради выборов не будут манипулировать хотя бы правоохранительные органы, подводит итог издание.

Альянсу за евроинтеграцию всё труднее объяснять свои проблемы "происками оппозиции", пишет "Пульс". АЕИ-2, как ржавчина, разъедают внутренние противоречия, которые вот-вот станут непреодолимыми, антагонистическими. Что, наконец, вести друг с другом войну на уничтожение (а по сути на самоуничтожение), но при этом указывать на коммунистов - мол, это от них все беды, обозначает валить с больной головы на здоровую.

А ведь вопросы, стоявшие перед АЕИ, для них, можно сказать, ключевые, продолжает "Пульс". Именно на этих спекулятивных темах они выстроили свой политический дискурс и разнузданный пиар. Именно активным педалированием этих тем они получили голоса на выборах, рейтинги и прочие политические профиты. Речь идёт ни много ни мало о плане по либерализации визового режима для граждан Молдавии. Стоит ли отделять визовые вопросы от общей политики европейской интеграции, начатой ещё в 2002 году, - вопрос, конечно, интересный. В соответствии с элементарной логикой, упрощение режима, вплоть до полной отмены виз, должно стать одним из итогов активного комплексного сотрудничества Кишинёва и Брюсселя по всему спектру взаимоотношений Молдавия - Евросоюз. Но так было при коммунистах, которые скрупулезно и прилежно выполняли план действий "РМ - ЕС", получая по мере реализации этого документа те или иные дивиденды - от грантов до режима свободной торговли со странами ЕС и, кстати, тех же визовых послаблений. Ведь реально, хоть сегодня об этом, разумеется, не принято говорить, но первый этап либерализации визового режима для некоторых категорий граждан Молдавии уже прошёл, и для этого государству следовало потрудиться, равно как и для получения европейских квот на поставку молдавских товаров. Хорошо известно: около 300 законов, сближавших молдавское законодательство с европейским, было принято парламентом только с 2005 года. Сегодня подобной статистики никто не ведет. Очевидно, потому, что вести особо нечего. Как развивается сотрудничество кишинёвских властей с Еврокомиссией, тоже не очень хорошо известно. Из всего богатейшего спектра вопросов, связанных с европейской интеграцией Молдавии, власть привычно выбрала один-единственный, но хорошо поддающийся массированной рекламе - визовый.

Казалось бы, им и карты в руки: примите всё, что нужно, да и выбегайте с широкими улыбками и криками "Мы открыли вам Европу!" к журналистам, пишет "Пульс". Но вот тут как раз самая закавыка: для того чтобы бодро и с огоньком отчитаться о выполнении плана по либерализации визового режима, власти надо было принять Закон о недискриминации. В переводе на нынешний молдавский политический сленг, "голубой закон". Иного пути в Европу, кроме как через... ну, сами понимаете, через что, нынешняя либеральная власть отыскать в своём диалоге с европейскими партнёрами не смогла.

Проблема придания сексуальным меньшинствам дополнительных прав уже взбудоражила молдавское общество, продолжает "Пульс". Своё категорическое "нет" разрушению общественной морали через фактическую легализацию института нетрадиционного секса уже высказали религиозные деятели и многочисленные общественные организации. Уравнивание в правах сексуальных и, к примеру, национальных меньшинств возмутило представителей различных этнических групп, испокон проживающих на территории Молдавии и, как правило, придерживающихся традиционных представлений о добре и зле, морали и безнравственности. А ведь, к примеру, гагаузы - как минимум двое: Александр Стояногло и Петр Влах - входят в состав партий правящего альянса. Иными словами, для подавляющего большинства граждан Молдавии даже такая заманчивая цель, как безвизовый въезд в Европу (причём не сейчас, а как-нибудь потом, в грядущем, в перспективе), не оправдывает такого средства, как легализация и попечение государства о сексуальных меньшинствах.

По стране уже прокатилась волна протестных акций против принятия Закона о недискриминации, а нынешняя власть чрезвычайно болезненно реагирует на любую, тем более уличную критику в свой адрес, пишет "Пульс". Правительство Филата, избегая проигрышного для себя сценария, даже отозвало скандальный закон "на доработку". Но вопрос снова встал на повестку дня парламента, и альянс не выдержал экзамена. Законопроект перенесли на после 5 июня. Причём именно в такой формулировке: после выборов. Так глава профильной юридической комиссии, либерал Виктор Попа и заявил. Это весьма циничный подход: мол, давайте не будем нагнетать страсти, пусть избиратели, особенно в сельской местности, где велико влияние церкви и традиционных ценностей, проголосуют, а уж потом, когда их голоса нужны не будут, поставим их перед прискорбным фактом. И, несмотря на то, что в этом вопросе у составляющих альянса, что называется, совпали предвыборные, шкурные интересы, скандала в ближайшем уже будущем (сколько там осталось до 5-го?!) им не избежать.

Надо сказать, что для своих партнёров по коалиции ЛДПМ и её лидер Владимир Филат всё чаще и чаще становятся объектом очевидного пренебрежения, продолжает "Пульс". Так, в ответ на очередную попытку поставить вопрос ребром: либо парламент (читай - АЕИ) принимает пакет законов о реформах в области юстиции, либо правительство подаст в отставку, другие члены альянса отреагировали уже как-то лениво. Они, по всей вероятности, не очень верят в угрозы Филата либо совершенно их не опасаются. Второе для него значительно хуже. Ибо он, оставаясь единственной реальной политической силой в АЕИ, перестаёт восприниматься в качестве единственного сколько-нибудь серьёзного олицетворения этой коалиции. Реакция Гимпу на угрозы Филата уйти в отставку: "Он пошутил". Такого по отношению к Филату пару месяцев назад даже безбашенный Гимпу не мог себе позволить. Больше того, и Демократическая, и Либеральная партия, скрипя зубами, выдавливая из себя чуть ли не злые ругательства, но поддались на открытый филатовский шантаж и проголосовали-таки за пакет бюджетных документов под угрозой отставки правительства. Сейчас им на это, похоже, наплевать, раз Гимпу позволяет себе высказываться о Филате в таком нескрываемом иронично-издевательском тоне.

Реакция Лупу на предложение Филата о безоговорочной поддержке пакета законов по реформе в области юстиции: своим указом он сформировал национальную комиссию по проведению реформы как раз в этой сфере, пишет "Пульс". То есть ответил Филату открытым отказом. Можно сколько угодно иронизировать на тему: хочешь завалить дело - создай комиссию, но указ Лупу следует рассматривать в более широком контексте непрекращающейся войны между составляющими альянса. Новоиспечённый лидер фракции ЛДПМ в парламенте Валерий Стрелец, конечно, выразил озабоченность формированием комиссии Лупу, но на него даже не обратили внимания. Настоящей пощёчиной стало то, что вице-председателем комиссии по вопросам реформирования правоохранительных органов стал заклятый враг Филата - Влад Плахотнюк. Ну, так чтобы уже вообще никто не сомневался, откуда ветер дует. Он, Плахотнюк, будучи вообще неравнодушным к правоохранительной системе, где он, как утверждают, не первый день насаждает "своих" людей, разумеется, преследует и корыстные интересы: в процессе работы комиссии можно будет подмять под себя и всё ещё контролируемую Филатом юстицию, и всё ещё контролируемое Филатом МВД. Однако для него, человека не менее амбициозного, чем Филат, по всей видимости, было чрезвычайно важно обозначить своё политическое превосходство над премьером. Чего он убедительно добился.

Филат уже практически и не огрызается, продолжает "Пульс". Юрий Лянкэ, заявивший, что, мол, война, развязанная против ЛДПМ, завершится победой ЛДПМ, поскольку на её стороне Европа, мало кого впечатлил. Филат, вместо того чтоб принять бой и разогнать противников, фактически сбежал в эту самую Европу. По детской логике: вы, мол, меня ругаете все, а я вам докажу, что я хороший и другие подтвердят. И отправился в Берлин, к Ангеле Меркель за похвалами и поддержкой. И всё бы ничего, когда б немецкая железная фрау могла Филату действительно чем-то реальным помочь в его неравной схватке с партнёрами по альянсу. Ну, скажем, одним только своим заявлением решила приднестровский вопрос или там отвалила столько денег, да так, чтобы не возвращать, чтобы народ Молдавии проснулся в один миг процветающим. Ну, или что-то в этом роде. Однако даже умелая пресс-служба Филата едва ли смогла вытянуть из скупых заявлений Меркель что-то действительно профицитное для своего шефа. Всё очень обтекаемо и неконкретно: "мы надеемся, что переговоры в формате "5+2" возобновятся"; "мы поддерживаем Молдавию в проведении реформ", "мы постараемся, чтобы на форуме "Восточного партнёрства" в повестку дня были внесены вопросы, связанные с Молдавией". И т. д. И чем, скажите, это отличается от обычной, обтекаемо-мобилизующей риторики, которую европейские лидеры вот уже лет 10, если не больше, практикуют по отношению к любой кишинёвской власти? И вряд ли эти заявления госпожи Меркель убедят партнёров по коалиции отнестись к Филату серьёзно. Скорее, лишь утвердят их в решимости добить ЛДПМ и сделать центром АЕИ связку либералов и демократов.

И давайте себе признаемся, что нам от этих позиционных схваток ни тепло, ни холодно, пишет "Пульс". Что мы вообще-то выбирали власть не для того, чтобы любоваться на то, как эти граждане самозабвенно уничтожают друг друга. И, наконец, в том, что мы наблюдаем за процессом саморазрушения АЕИ с удовольствием и надеждой на возврат к нормальному, бесконфликтному развитию государства и общества. Но не надо и себя обманывать. Эти персонажи, преодолевая взаимную ненависть, ещё могут упасть в объятия друг к другу. Может приехать какая-нибудь европейская делегация или американский посол, либо позвонят из Бухареста, чтобы их как-то взбодрить и не дать разбежаться. Вероятна попытка выстроить более широкий (он же антикоммунистический) фронт за счёт союза АЕИ с внепарламентскими партиями. Можно ещё перечислять варианты. Но всё это будет лишь обречёнными на провал попытками оттянуть свой бесславный конец. Однако история знала целые эпохи, которые можно охарактеризовать одним словом - гниение. И есть только одна возможность ускорить этот малоприятный, дурно пахнущий процесс: оказать такое общественное давление на власть, чтобы она уже один раз рухнула, подводит итог издание.

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Варианты разрешения конфликта на Днестре обсуждаются на оси "Москва-Берлин"

Молдавский премьер Владимир Филат вернулся из поездки в Германию, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Встреча с канцлером Ангелой Меркель заметно воодушевила премьера в вопросе приднестровского урегулирования. В Тирасполе, однако, считают рассуждения о скором восстановлении целостности РМ наивными и предлагают Кишиневу заняться экономикой. Кишиневские эксперты также отмечают, что по пути экономических реформ Молдавия движется "со скоростью улитки".

Уходящая неделя отмечена оживлением на внешнеполитическом направлении, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Наиболее значимым событием в этом контексте стала состоявшаяся 19 мая встреча премьер-министра Владимира Филата с канцлером Германии Ангелой Меркель. Первая встреча госпожи Меркель с молдавским премьер-министром, случившаяся год назад, положила начало сотрудничеству между Молдавией и Германией по двум направлениям: продвижению европейских реформ и разрешению приднестровского конфликта. Поэтому неудивительно, что, подводя итог нынешней встречи, Владимир Филат, отметил, что одно из центральных мест в разговоре лидеров заняло как раз приднестровское урегулирование. Ангела Меркель признала за Европейским союзом ответственность за нахождение успешного разрешения проблемы. По мнению канцлера Германии, решение проблемы должно быть таким, чтобы оно "улучшило жизнь всех граждан РМ в объединенной стране". Госпожа Меркель полагает, что именно приднестровская проблема сдерживает Молдавию на ее пути в Европу. Она также разъяснила, почему Германия так близко принимает к сердцу приднестровскую проблему: "Мы понимаем ситуацию РМ, так как и Германия пережила раскол". Канцлер Германии выразила надежду на возобновление в июне переговоров в формате "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM) с участием всех сторон. По ее словам, российский президент Дмитрий Медведев, с которым она имела разговор на эту тему, также выступает за ускорение процесса поиска решений для восстановления целостности Молдавии.

Владимир Филат отметил, что был удивлен тем, насколько детально госпожа Меркель владеет темой приднестровского урегулирования, пишет "Коммерсантъ-Молдова". В Приднестровье, где внимательно отслеживают заявления крупных международных игроков относительно урегулирования на Днестре, напротив, удивлены "недостаточной информированностью" Ангелы Меркель о том, что происходит в регионе. Как полагает приднестровский политолог, старший научный сотрудник Центра социально-политических исследований "Перспектива" Михаил Кушаков, "канцлер Германии, по всей видимости, недостаточно хорошо информирована о том, что происходит в современной Молдавии". "Республика Молдова - одно из самых слабейших государств на европейском континенте. Для того чтобы попасть в Европу, официальному Кишиневу нужно решить много внутренних задач как в сфере экономики, так и в сфере политики. При условии того, что в Молдавии затяжной кризис власти, все это в совокупности дает картину абсолютного коллапса", - заявил господин Кушаков.

Утверждение госпожи Меркель о том, что приднестровская проблема сдерживает продвижение Молдавии в Европу, по мнению приднестровского эксперта, так же является заблуждением, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Если бы Молдавия по-настоящему хотела быть в Европе, то еще года три назад молдавские власти приняли бы предложение президента Румынии Траяна Бэсеску об объединении. Приднестровская сторона к разрешению вопроса европейской интеграции Молдавии совершенно не имеет никакого отношения. Дело в том, что сама Европа не хочет приблизить Молдавию без Приднестровья в ее составе. Потому и пытаются европейские политики повернуть ситуацию таким образом, чтобы переговоры по молдавско-приднестровскому урегулированию в итоге привели к восстановлению так называемой территориальной целостности Молдавии. Хотя это нереально, так как Молдавия и Приднестровье - это два разных государства, которые мало как связаны между собой", - резюмировал господин Кушаков.

Помимо приднестровского урегулирования в Германии молдавский премьер занимался вопросами экономики и европейской интеграции, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Говоря о сотрудничестве в рамках программы "Восточного партнерства", Ангела Меркель предложила содействие Германии по продвижению позиции Молдавии на саммите "Восточного партнерства", который пройдет в сентябре этого года и будет организован под председательством Польши. Госпожа Меркель также отметила готовность Германии поддержать Молдавию в создании функциональной экономики. В Берлине полагают, что это возможно в случае, если Молдавия создаст благоприятный инвестиционный климат, при котором права инвесторов будут защищены на уровне эффективно действующей правовой системы.

По мнению молдавских экспертов, процессы реформирования Молдавии и разрешения приднестровской проблемы неразрывно связаны, так как призваны обеспечить Молдавии успешное политическое и экономическое развитие страны, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Именно такая Молдавия станет притягательной для Приднестровья. Однако успехи Молдавии на этом направлении, несмотря на большие ожидания как внутри страны, так и за ее европейскими рубежами, пока достаточно скромны. В частности, как указано в мониторинговом докладе Euromonitor, с начала года Молдавией практически не выполнено ни одного из 81 пункта главного раздела "Реформа правосудия", намеченных в Программе действия правительства "Европейская интеграция: свобода, демократия, благосостояние" на 2011-2014 годы. По мнению эксперта аналитического центра Expert Grup Валериу Прохницкого, скромны и результаты Молдавии по внедрению реформ для создания Зоны свободной торговли Молдавия-ЕС. "В отношении таких значимых направлений, как упрощение таможенного контроля, устранение технических барьеров в торговле, обеспечение качества товаров, установление санитарных и фитосанитарных мер, улучшения инвестиционного климата и защиты конкуренции, Молдавия движется со скоростью улитки", - отметил господин Прохницкий.

Депутат парламента, бывший министр реинтеграции РМ Василий Шова считает, что московская встреча переговорщиков в формате "5+2", намеченная на вторую половину июня, способна после пятилетнего перерыва стать официальной и дать практические результаты в поисках путей по подготовке проекта политических условий приднестровского урегулирования. В интервью агентству "НИКА-пресс" он, впрочем, заметил, что приднестровская тематика за два десятилетия вобрала в себя несметное число дипломатических и иных специальных хитростей, а посему правильно оформленный, а затем без оговорок подписанный всеми участниками протокол встречи, вполне может служить основанием для заявлений о начале полномасштабного процесса.

Шова считает естественным процесс перемещения центра сил в урегулировании к оси "Москва-Берлин", где, как он предполагает, и обсуждаются с учетом европейских и российских интересов варианты разрешения конфликта на Днестре, продолжает "НИКА-пресс". В таком случае Кишиневу и Тирасполю было бы разумней и во всех смыслах полезней двигаться в фарватере устремлений великих держав, создавать новые или хотя бы сохранять прежние поводы для взаимного доверия и сближения, однако, по его мнению, стороны сегодня не блещут практицизмом.

Шова назвал ликвидацию либерально-демократическими властями РМ министра реинтеграции малопродуктивным действием, лишь вызывающим лишние вопросы от зарубежных чиновников и экспертов относительно серьезности целей официального Кишинева по восстановлению территориальной целостности страны, пишет "НИКА-пресс". А Тирасполь, убежден депутат, умело пользуется торопливыми действиями своих визави на правом берегу и упорно ведет остановленный диалог в русло переговоров об отношениях двух соседних государств. Два подряд мартовских текущего года локальных конфликта в Зоне безопасности, которые, впрочем, способны были легко нарушить здесь мир, Шова объясняет именно отсутствием у сторон интереса друг к другу, что, по его мнению, ничего хорошего в ближайшем будущем не сулит. Бывший министр реинтеграции, как и прежде, настаивает на высоком потенциале так называемого пакетного принципа урегулирования, разработанного коммунистическими властями РМ, одобренного всеми участниками переговоров в формате "5+2" и не потерявшего до сих пор своей актуальности.

Любые коллективные усилия, направленные на реинтеграцию страны и сближение конфликтующих сторон, всегда лучше каких-либо келейных и скрытых переговоров, и потому сама по себе идея создания в рамках высшего законодательного органа РМ комиссии по приднестровскому урегулированию не лишена здравого смысла, считает депутат парламента, почетный председатель Демократической партии Дмитрий Дьяков. Однако, как заявил он агентству "НИКА-пресс", сегодня следует учесть, что сформированная в одностороннем порядке и без предварительной подготовки на внешнем уровне, она вряд ли окажется эффективной, а при известных настроениях официального Тирасполя по отношению к нынешним властям РМ может и вовсе стать предметом для обоснованной критики за недееспособность. В этой связи Дьяков не исключил создание такой ситуации, когда от поведения тираспольских переговорщиков, а не от усилий членов парламентской комиссии, будут зависеть ее успехи или неудачи.

В составе парламента образца 2005-2009 годов Дьяков - тогдашний лидер ДПМ неоднократно выступал с призывами сделать депутатские слушания по приднестровской проблематике постоянной заботой законодателей и резко критиковал скрытность коммунистов, превративших, по его выражению, министерство реинтеграции в тайное ведомство, где берет истоки скрытая дипломатия Воронина, пишет "НИКА-пресс". Он же говорил, что вызывающе нетранспарентная деятельность кишиневских "политических челноков" Шовы и Ткачука, о результатах которой молдавский политический класс узнавал исключительно из российских СМИ или кишиневских слухов, рожденных от нехватки информации, ничего хорошего Молдавии не принесет.

Наверное, Дьяков прав, что заботится об авторитете коллег-законодателей: зачем тешить друг друга пустыми надеждами, создавая еще одну структуру, которая, как и все остальные кишиневские структуры, пока ничего не способны изменить на приднестровском направлении, продолжает "НИКА-пресс". А его ссылка на способности официального Тирасполя либо не дать и шагу ступить молдавской парламентской комиссии, либо что-то все-таки позволить ей сделать, дабы показать внешним игрокам свою договороспособность и волю к мирному разрешению конфликта, обидна, конечно, но во многом точна. Однако, если по Дьякову, то следует ждать, когда в Тирасполе и в Москве решат, что специальная комиссия законодателей РМ будет им полезна для ведения своей политики в регионе. Об интересах Молдавии там же думают в последнюю очередь, ну, кроме дежурных заявлений российских дипломатов об уважении молдавского суверенитета и территориальной целостности страны. С другой стороны, пассивность официального Кишинева на фоне периодических напоминаний Москвы, что приднестровская проблема является проблемой исключительно молдавской, представляется, по меньшей мере, неосмотрительной, да и унизительной тоже.

Встречи (и тем более результативные) кишиневских и тираспольских законодателей в рамках межпарламентского взаимодействия по налаживанию и укреплению мер доверия были бы, безусловно, желательны, пишет "НИКА-пресс". Но не они главное. Правобережным парламентариям нужно начать учиться самостоятельно мыслить о приднестровских проблемах, и только тогда придет понимание, что им самим вместе с другими структурами власти надо разрабатывать, обсуждать и принимать основные документы по реинтеграции страны. Для более ответственного подхода к вопросу и членам комиссии, и всему депутатскому корпусу РМ придется также признать, что за двадцать лет противостояния власти Молдавии оказались не в состоянии предложить и Тирасполю, и международным посредникам, гарантам и наблюдателям (да и себе тоже) свой проект урегулирования. Кишинев вечно довольствовался подачками то со стороны ОБСЕ, то со стороны Москвы, отовсюду, где заносчиво считали, что без особых усилий и враз спасут "бедных молдаван" (читай, туповатых молдаван) от развала их родины, и без приднестровской-то проблемы некрепко стоящей на ногах. Отсюда и вся неровность темпов разрешения конфликта на Днестре, его немыслимо долгие сроки и, если быть честными по отношению к самим себе, откровенный тупик.

Политика кишиневских коммунистов на этом направлении не облегчила ситуацию, как многие рассчитывали в начале нулевых годов, а запутала ее до предела, продолжает "НИКА-пресс". Заявления Воронина, что у него в запасе "шестнадцать (!) вариантов урегулирования", направленный им же в парламент для безоговорочного принятия закон от июля 2005 года (22 июля 2005 года парламент Молпдавии в одностороннем порядке принял закон "Об основных положениях особого правового статуса Приднестровья". Закон устанавливает статус Приднестровья как "особого автономно-территориального образования, являющегося неотъемлемой составной частью Республики Молдова", которое "в пределах полномочий, определенных Конституцией и законами Республики Молдова, решает вопросы, отнесенные к его ведению" - прим. ИА REGNUM), а до этого его выкрутасы с "Меморандумом Козака", дают основания для одного лишь вывода: если бы проблемой такого высокого государственного значения занималась не партийная группка, а, как это и должно быть в уважающей себя стране, широкий круг чиновников и депутатов, то, по крайней мере, можно было бы избавиться от постоянного позора и насмешек. Кстати сказать, если бы такая комиссия сегодня в парламенте работала, то мартовские события в Зоне безопасности могли бы быть более тщательно изученными, и тогда пришлось бы сделать вывод: за него несут ответственность не только "проклятые приднестровские сепаратисты", но и местные молдавские чиновники, выполнявшие партийные поручения сомнительного свойства.

А парламентская комиссия по проблемам урегулирования существовала, пишет "НИКА-пресс". Она была создана после победы коммунистов на выборах 2001 года и даже успела коротко поработать. В Кишинев приезжали левобережные депутаты во главе со спикером ВС Приднестровья Маракуцей. Разговора не получилось - стороны уже тогда научились успешно винить друг друга в вероломстве и политической жадности, а также легко находить на высоком внешнем уровне понимающих друзей-товарищей. Больше на таком уровне стороны не встречались. С тех пор депутатский корпус Молдавии лишь изредка, да и то из пустого любопытства поглядывает на проблему. Еще созыв-другой, и в парламенте появятся депутаты, которые не знают, в какой стороне Тирасполь, и они однажды сильно возмутятся, когда им напомнят, что приднестровское урегулирование - это и их забота тоже.

А между тем в кишиневской и тираспольской делегациях, действующих в рамках Объединенной контрольной комиссии, выражают озабоченность ситуацией в Коржево, имеющей тенденцию к очередному обострению либо накануне местных выборов 5 июня, либо в день голосования, продолжает "НИКА-пресс". Главной причиной практически неизбежного конфликта здесь считают позицию руководства ЦИКа РМ, согласно которой избирательный участок будет обязательно открыт, однако если приднестровские власти предпримут попытку давления на избирателей, то он тут же будет переведен в соседнее село Кучиеры.

Источники "НИКА-пресс" в тираспольской делегации ОКК отмечают, что нет никаких видимых причин думать, что выборы в населенном пункте Коржево, считающимся властями ПМР микрорайоном Дубоссар, а потому находящимся под юрисдикцией непризнанной республики, состоятся, и что это произойдет при молчаливом согласии администрации Дубоссарского района. В свою очередь члены кишиневской делегации в Объединенной комиссии намерены направить в соответствующие структуры властей РМ документ, обосновывающий отказ от открытия здесь участка необходимостью уберечь самую болезненную точку в Зоне безопасности от очередного всплеска напряженности.

Во время подготовки ноябрьских (2010 года) выборов в парламент РМ было решено участок в Коржево по известным причинам не открывать, чтобы не раздражать процедурой голосования и молдавской государственной символикой приднестровские власти, пишет "НИКА-пресс". Однако же, когда 2 марта текущего года коржевцы попытались провести свой митинг в память защитников территориальной целостности РМ и подняли государственный флаг Молдавии, то официальный Кишинев резко осудил ответные силовые действия группы жителей Дубоссар, что в очередной раз едва не переросло в драку, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: На территории Приднестровской Молдавской Республики молдавские выборы не проводятся. Проживающие в ПМР граждане Молдавии имеют возможность проголосовать на специально открываемых для них участках в приграничных населенных пунктах Молдавии. В то же время Кишинев, игнорируя призывы приднестровских властей решать вопрос на основе двусторонних договоренностей, неоднократно и безуспешно в одностороннем порядке пытался открыть избирательные участки в микрорайоне города Дубоссары Коржево, находящегося под юрисдикцией ПМР, провоцируя инциденты с участием сотрудников правоохранительных органов приднестровской и молдавской сторон.

Религия: "Через пару лет в городах Молдавии появятся мечети и новообращенные мусульмане, которые изменят свои имена Ион, Петру, Василе на Мустафа, Камил, Ибрагим"

14 марта сего года министерство юстиции зарегистрировало Исламскую лигу, пишет "Независимая Молдова". Отныне мусульманские общины смогут проводить в Молдавии коллективные молитвы, устанавливать официальные контакты с зарубежными исламскими центрами, строить мечети. Известие о регистрации Исламской лиги вызвало преимущественно негативную реакцию в обществе. И неудивительно, учитывая неоднозначную ситуацию, сложившуюся вокруг ислама в мире вообще. На этом основании ни в коем случае нельзя делать вывод о недостаточной веротерпимости народа Молдавии. В противном случае здесь бы не проживали в мире и согласии целыми столетиями люди разных национальностей и вероисповедования.

Протест в обществе вызывает нелогичность и странность этого решения правительства, продолжает "Независимая Молдова". Во-первых, в Молдавии подавляющее большинство населения - около 93-95 % - исповедуют православие. Мусульман начитывается всего около 1,5 - 2 тысяч человек. Во-вторых, данное решение было принято без совета с гражданским обществом и Митрополией Молдавии. В-третьих, самое главное, регистрировать исламскую организацию в условиях, когда мусульмане во всем мире не могут разобраться, что происходит в исламе в целом, по меньшей мере, неразумно. Ведь можно было бы не торопиться с регистрацией, ссылаясь на различные причины. Это при условии, что те, кто принимал решение о регистрации, руководствовались бы государственными интересами. Однако, хорошо известно, что государственные интересы, интересы народа и интересы Альянса, это редко пересекающиеся понятия.

Ислам переживает сложный период своей истории, пишет "Независимая Молдова". Множество исламских духовных лидеров и ведущих исламоведов не могут прийти к однозначному выводу о том, в чем причины исламского "ренессанса", который наблюдается в мире в последние 20 лет и почему одновременно с ним произошел невиданный ранее всплеск исламского терроризма? Далеко не случайно в Молдавии речь идет о Лиге, которая объединяет мусульманские общины, а не одну общину. Дело в том, что их, этих общин, много, и они разные. Среди этих разных нередко встречаются такие, которые исповедуют радикальные экстремистские варианты ислама, преследующие цель переустроить мир на основе шариата - средневекового свода исламских законов. С этими террористическими организациями, партиями и группами цивилизованный мир давно ведет затяжную борьбу.

Может ли кто-нибудь в Министерстве юстиции или в правительстве сказать: нет ли таких общин и в Молдавии, в том числе под эгидой зарегистрированной Исламской лиги? - продолжает "Независимая Молдова". Едва ли наши чиновники способны дать ответ на этот вопрос. Так же как и на многие другие. Прежде чем что-то регистрировать, надо знать, что это. В данном случае: надо иметь хотя бы приблизительное представление об исламе.

Последователи традиционного ислама являются первыми противниками регистрации всех исламских организаций подряд, без спокойного и вдумчивого анализа их программ, состава и планов, пишет "Независимая Молдова". Они-то отлично знают, что нередко под прикрытием организации с невинным названием, кроется верхушка какой-нибудь террористической группы. Между тем для религиозных экстремистов-исламистов - главными врагами как раз и являются сторонники традиционного ислама. В исламе идет ожесточенная идеологическая борьба между последователями различных направлений и течений. Сторонники экстремистских идей нередко берут верх за счет материальной поддержки со стороны государств, расположенных на Ближнем Востоке: Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Кувейта, Судана, Йемена. Только Саудовская Аравия за последние 30 лет направила около 100 миллиардов долларов на создание в других государствах мечетей, медресе, исламских центров, тренировочных лагерей, приобретение оружия, пополнение террористических организаций наемниками.

Когда-то власти Великобритании разрешили регистрацию небольшой исламской общины, продолжает "Независимая Молдова". И что же? Сегодня Лондон представляет собой мировой центр религиозного экстремизма. Здесь расположены штаб-квартиры нескольких десятков экстремистских организаций, в том числе партии "Хизб ут-Тахрир", которая ведет террористическую войну против стран Центральной Азии. Здесь же расположены исламские фонды, фирмы, банки, всевозможные общественные организации, редакции множества газет и интернет-порталов. Всего, около 250 организаций, часть которых придерживается радикальных направлений ислама. В Лондоне действует шариатский суд. Несколько лет назад он официально приговорил к смертной казни премьер-министра Тони Блэра за участие Великобритании в военных действиях в Ираке. В своих документах исламисты называют Британию британским вилаятом и утверждают что на островах проживают 4 млн. мусульман, хотя по официальным данным их около 1,5 млн. человек.

Большинство из построенных на деньги ближневосточных исламских фондов в 90-х годы в Узбекистане, Азербайджане, Таджикистане, Киргизии мечети давно уже не являются только центрами, где люди просто молятся, пишет "Независимая Молдова". При каждой из них действуют легальные и подпольные группы и кружки, вокруг которых кучкуется молодежь. Из ее рядов вербуются ученики в исламские университеты, медресе, и просто наемники в террористически отряды. Исламисты располагают неограниченными материальными возможностями. Там где православные пастыри и последователи традиционного ислама действуют словом и взывают к душе, исламисты идут с толстой пачкой долларов в кармане. Продвижение экстремистских идей, под прикрытием официальной религии, особенно хорошо протекает в странах, в которых не преодолена бедность, преобладает безработица, где немалая часть молодежи, благодаря бестолковой болонской системе, мается бездельем до 20 лет на школьной скамье. Лучшего материала для обработки не придумаешь.

Благодаря необычайной сговорчивости и гибкости АЕИ, через пару лет в Кишиневе и других городах Молдавии появятся мечети и новообращенные молодые мусульмане, которые изменят свои прежние имена Ион, Петру, Василе на Мустафа, Камил, Ибрагим и т.д., продолжает "Независимая Молдова". На все вопросы у исламских наставников будет простой ответ: "Вы бедно и плохо живете, у вас нет работы и денег, потому что не веруете в Аллаха. Перемените веру, сразу станете богатыми и благополучными". Примерно так же начиналась колонизация Косово и некоторых других регионов мира.

Решение о регистрации Исламской лиги Молдавии - опасное и безграмотное, пишет "Независимая Молдова". Оно не учитывает ситуации внутри страны и за ее пределами. Это настоящая диверсия против государственности и народа Молдавии. В лучших своих традициях АЕИ не ведает что творит. Только за это их надо гнать от власти пока совсем не загубили страну. И не превратили ее в притон для исламских экстремистов со всего мира, подводит итог издание.