Как утверждает ереванская газета "Грапарак" ("Площадь"), Запад выдвинул требование к властям Армении закрыть доступ в парламент следующего созыва для кандидатов, так или иначе связанных с криминалом. В противном случае, согласно изданию, Еревану угрожают поставить под сомнение демократичность, справедливость и прозрачность самих парламентских выборов. Данная версия представляется достаточно правдоподобной. Не секрет, что катализатором подобных процессов стал разгром в США в октябре прошлого года преступного синдиката, состоявшего, в основном, из местных этнических армян и эмигрантов из Армении. Тогда, напомним, в разных штатах было арестовано более 70 выходцев из стран бывшего Союза, которых обвинили в многомиллионных махинациях. В частности, речь шла о незаконном "изъятии" $160 млн из системы "Мэдикэр", специализирующейся на оказании помощи престарелым. Тогда федеральный прокурор США Прит Бхарара заявил, что разгромленная группировка сравнима с Cosa Nostra, однако превосходит последнюю "с точки зрения нелегальных доходов, географического охвата и амбициозности". К этому Бхарара добавил, что вскрытая мошенническая схема "является крупнейшей в истории США".

Лидером преступной группы был неоднократно судимый уроженец Еревана Армен Казарян по кличке "Пзо", который еще в 1991 году был "коронован" "вором в законе". Его задержание, кстати, стало вторым (после нейтрализации в 1996 году Иванькова -"Япончика") арестом в США "вора в законе". В ходе следствия выяснилось, что, помимо аферы с "Мэдикэром", группировка Казаряна занималась рэкетом, кражей личных данных, подделкой кредитных карт, отмыванием денег, продажей наркотиков, вымогательством, незаконным распространением сигарет и контрафактной "виагры".

В 1993 году Пзо был заподозрен в организации расстрела двух других армянских "воров в законе", не раз счастливо избегал покушений, а в 1996 году сумел перебраться в США и получить там вид на жительство. В этом ему помогла вымышленная душещипательная история собственной жизни - будто бы он, Казарян, является беженцем из зоны армяно-азербайджанского конфликта, на его глазах был заживо сожжен отец и т.п. Впрочем, через десять лет, он, давая показания в качестве свидетеля по одному уголовному делу, о своих выдумках, вероятно, подзабыл и сказал, что имеет живого отца. Это несоответствие сразу ввело Казарана-Пзо в круг неблагонадежных элементов, за которыми осуществляется наблюдение. Со временем правоохранительной системе Америки удалось выяснить, что возглавляемая Пзо гангстерская группировка, фактически, обкрадывает американских налогоплательщиков в особо крупных размерах.

После ареста Пзо и его подельников появилась масса публикаций, в которых содержались намеки на возможную связь преступника с криминальными структурами и отдельными представителями предпринимательских и политических кругов Армении. Сообщалось, что ФБР, в частности, провело в Ереване проверку ряда нотариальных актов, связанных с приобретением недвижимости, фактически - отмыванием денег, полученных незаконным путем в Америке. Эти сведения официально были категорически опровергнуты. Факт, однако, состоит в том, что недавно новоназначенный министр юстиции Армении Грайр Товмасян приступил к широкой реформе вверенной ему сферы, в частности, упразднив нотариальный орган при министерстве и выведя за штат весь состав подразделения. Напомним также, что после ликвидации банды Пзо в отношениях Вашингтона с Ереваном стал ощущаться холодок. США прекратили финансирование программы "Вызовы тысячелетия" для Армении, кроме того, американский посол Мари Йованович стала время от времени выступать с утверждениями, что для гражданского общества республики настало время сказать свое веское слово в жизни страны.

Таким образом, совсем не исключено, что Вашингтон вполне мог поставить перед армянскими властями требование обуздать криминалитет, особенно - сросшийся с политикой. Разумеется, в случае, если оно будет проигнорировано, Запад найдет массу возможностей усилить давление на Армению, в том числе во внешнеполитической сфере. В свете этого официальный Ереван, конечно, хотел бы перекрыть путь в парламент лицам, имеющим криминальное или полукриминальное прошлое - тем, кого в Армении принято называть "парнями с кличками". Проблема однако в том, насколько успешной может быть такая попытка. Кажется, "пробный шар" был пущен загодя: один из действующих депутатов, бизнесмен Рубен Айрапетян уже заявил, что в новый парламент баллотироваться не собирается. То есть воспринял ситуацию "с пониманием". Чего, однако, нельзя сказать о некоторых его коллегах, в рядах которых, если верить слухам, растет недовольство намеками относительно того, что и им надо бы последовать примеру "сознательного" парламентария.

Между тем, та же газета "Грапарак" указывает, что "недостатка в депутатах, ассоциирующихся с криминальным миром, нет как в правящей Республиканской партии Армении (РПА), так и в партии "Процветающая Армения" (ПА)". Последняя, кстати, является основным партнером РПА по правящей парламентско-правительственной коалиции, однако не секрет, что между партнерами постоянно происходят различные трения. Некоторые наблюдатели склонны утверждать, что эти трения имеют не только политический, но и "хозяйственный" подтекст, то есть объясняются попытками сторон взять под контроль как можно больше "хлебных мест и объектов", что и приводит ко взаимному "недопониманию". После официального заявления лидера ПА, депутата-олигарха Гагика Царукяна о том, что партия пойдет на очередные парламентские выборы самостоятельно, вне коалиционного списка, становится ясно, что властям, видимо, придется бороться с опасностью очередной волны "криминализации" Национального собрания не только в собственных рядах. А это заметно осложнит решение поставленной Западом задачи и может привести к определенным обострениям в ходе предвыборной кампании.

Кроме того, все это означает, что властный ресурс правящей партии, в немалой степени опирающийся на материальные и силовые ресурсы местных олигархов, бизнесменов и тому подобных личностей, может быть размыт. В таком случае, даже замена поднадоевших всем известных лиц "молодой порослью", о чем сейчас говорится все чаще, мало что решит. Задача сохранения контроля в парламенте для РПА может сильно осложниться. Не исключено, что начавшийся диалог власти с оппозицией в лице Армянского Национального Конгресса (АНК) во главе с экс-президентом Левоном Тер-Петросяном, объясняется также стремлением превратить недавнего врага, ставшего сегодня "ситуативным союзником", в будущего партнера, что позволит пересмотреть существующий ныне в парламенте коалиционный формат. Подобное предположение лишь на первый взгляд может показаться неосуществимым. В конце концов, практически все представители нынешней власти и руководители АНК вышли, что называется, из "одной шинели" Армянского Общенационального Движения (АОД) и долгие годы находились по одну сторону политических баррикад. Никуда не делись и налаженные в ту пору личностные взаимоотношения, что также имеет значение в Армении. В результате может случиться, что в Национальное собрание республики пройдут не столько новые, сколько несколько подзабытые "старые" фигуры. В отсутствие серьезной альтернативы, "третьего полюса" в политической жизни республики, эти лица на первых порах и впрямь могут сойти за альтернативу.