Директор центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО МИД России Александр Лукин на заседании форума ШОС в столице Узбекистана отметил, что на саммите в Астане в июне 2011 года предполагается принять типовой Меморандум об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса члена, что станет последним шагом в создании формальной базы для приема новых членов, передает корреспондент ИА REGNUM.

По его словам, до недавнего времени все государства ШОС и большинство экспертов придерживались мнения, что от количественного роста организации до поры до времени стоит воздерживаться, так как первоначально необходимо укрепить ее в существующем составе, наладить механизмы работы, набраться опыта.

"Между тем, интерес к ШОС в мире растет, прежде всего, среди государств-наблюдателей. Еще в 2006 году с просьбой о предоставлении статуса полноправного члена обратился Пакистан, в 2007 и 2008 годах Иран, в 2010 году Индия. В 2009 году на саммите в Екатеринбурге введен новый статус - "партнера по диалогу", его предоставили Шри-Ланке и Белоруссии. Сегодня на этот статус претендуют члены НАТО - Турция и США. А ведь не так давно НАТО как бы "не замечала" ШОС", - отметил эксперт.

Он также подчеркнул, что нежелание принимать новых членов объясняли техническими причинами: отсутствием механизма присоединения. "Однако в июне 2010 года на заседании Совета глав-государств ШОС в Ташкенте одобрено Положение о порядке приема новых членов. В документе четко сформулированы критерии, которым должен соответствовать претендент. Согласно Положению, государство, желающее стать полным членом ШОС, должно принадлежать к Евро-азиатском региону, иметь дипломатические отношения со всеми странами ШОС и поддерживать с ними активные торгово-экономические связи, обладать статусом наблюдателя или партнера по диалогу, не находиться под санкциями СБ ООН. Последний пункт на неопределенное время отсекает одного из активных заявителей - Иран", - резюмировал - резюмировал директор центра исследований Восточной Азии и ШОС.