В ИА REGNUM поступила статья кандидата исторических наук, советника министра иностранных дел Нагорного Карабаха Рубена Заргаряна. Ниже она представлена без изменений.

"Если Азербайджан продолжает политику диверсионно-террористических атак на границе и отказывается признать независимость Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах), как того императивно требует международное право, то в ответ международному сообществу ничего не остается, как принудить Азербайджан уважать международное право. Затягивание решения этого вопроса фактически поощряет деструктивную политику Азербайджана, подталкивают бакинскую администрацию действовать более агрессивно, вплоть до развязывания новой широкомасштабной военной и террористической агрессии.

Затягивание окончательного признания НКР, игнорирующее объективные реальности международной жизни, давно стало фактором, серьезно осложняющим межгосударственные отношения. Согласно декларативной теории признания государств, признание констатирует появление адресата признания и служит механизмом, облегчающим осуществление с ним контактов. Большинство юристов-международников считают, что именно декларативная теория признания государств (а не альтернативная теория государственности - конститутивная) отвечает реальностям международной жизни.

В статье № 3 "Конвенции о правах и обязанностях государств", которая была подписана в Монтевидео (Уругвай) 26 декабря 1933 г. всеми государствами, представленными на 7-ой международной конференции Американских государств, и вступила в силу 26 декабря 1934 г., зафиксировано, что "политическое существование государства не зависит от признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость, обеспечивать самосохранение и процветание, и следовательно организовывать себя так, как оно считает нужным, принимать законы в своих интересах, руководить своим аппаратом и определять юрисдикцию и компетенцию своих судов. Осуществление этих прав не имеет каких-либо ограничений, отличных от осуществления прав другими государствами в соответствии с международным правом".

В статье №1 дано юридическое определение государства - субъекта международного права, которое должно обладать следующими характеристиками: а) постоянное население; б) определенная территория; в) правительство; и г) способность вступать в отношения с другими государствами. Очевидно, что Нагорно-Карабахская Республика обладает всеми перечисленными характеристиками. Таким образом, наряду с другими нормами международного права, подписание "Конвенции о правах и обязанностях государств" такими девятнадцатью странами, как США, Гондурас, Сальвадор, Доминиканская Республика, Гаити, Аргентина, Венесуэла, Уругвай, Парагвай, Мексика, Панама, Гватемала, Бразилия, Эквадор, Никарагуа, Колумбия, Чили, Перу, Куба, налагает на них обязательство квалифицировать НКР как независимое государство.

Возможность присоединения НКР к "Конвенции о правах и обязанностях государств" определяется статьей №16, в которой сказано, что "настоящая Конвенция открыта для применения и присоединения со стороны государств, которые не являются ее участниками. Соответствующие ратификационные грамоты будут депонированы в архив Организации Американских Государств, который сообщит об этом другим Высоким Договаривающимся Сторонам".

Конвенция Монтевидео в настоящее время применялась при решении вопроса о том, соответствует ли Палестина критериям государства. Палестинский совет в конце 1988 г. провозгласил суверенное Палестинское государство, но это притязание было отвергнуто большинством западных правительств, сославшихся на критерии Монтевидео. Отказ был мотивирован тем, что Западный берег и полоса Газа не имели фактического палестинского управления. В ситуации же с НКР все критерии полностью соответствуют, поэтому данный аргумент не может быть использован.

Определением государства, зафиксированным конвенцией Монтевидео, руководствовалась Арбитражная комиссия Конференции по Югославии (известная как Арбитражный комитет Бадинтера по фамилии её председателя, главы Конституционного суда Франции Робера Бадинтера), предоставлявшая ЕС рекомендации по проблемам бывшей Югославии в 1991-1993 годах. Эта комиссия была создана Советом министров Европейского экономического сообщества 27 августа 1991 г. в целях обеспечения Конференции по Югославии юридическими консультациями. Комиссия Бадинтера выработала ряд условий для признания независимости бывших югославских республик. Главным критерием признания независимости было объявлено "фактическое состояние".

Таким образом, конвенция Монтевидео, также как и другие нормы международного права, является основой для незамедлительного окончательного признания НКР со стороны международного сообщества".