Нарастающие экономические трудности на Украине могут привести к достаточно серьезным кадровым изменениям в ближайшее время.

Одним из главных событий в начале июня в украинских медиа и экспертном пространстве стала публикация письма главы НБУ Сергея Арбузова премьер-министру Николаю Азарову. Пресс-секретарь премьера Виталий Лукьяненко первоначально усомнился в подлинности опубликованного документа, но сомнения официально развеял председатель Нацбанка, резонно указав, что "такая переписка является нормальной мировой практикой взаимодействия центральных банков и правительства".

В своем письме Национальный банк высказывает обеспокоенность ускорившейся динамикой инфляции, годовые темпы которой уже к середине лета могут достичь 12-13%. В связи с этим констатируется слабая реалистичность правительственного инфляционного прогноза (8,9%), "что ставит под сомнение всю совокупность макроэкономических показателей как на текущий, так и на следующий год". Факт появления такого письма и фактическая открытая критика финансовой политики Николая Азарова вновь поставили вопрос о возможности смены украинского премьера. Действительно: последние события не внушают оптимизма по поводу перспектив украинской экономики.

Мировой рынок металла - основного экспортного товара Украины - стагнирует. Предел рентабельности для производства металла в стране наступает при уровне 280-290 долларов за тысячу кубометров газа (в четвертом квартале цена на российский газ, согласно действующему контракту, может составить более 400 долларов). Ситуация в металлургии самым прямым образом сказывается на положении во всей экономике - в апреле произошло серьезное замедление темпов роста промышленности. В апреле этого года промышленное производство на Украине выросло по отношению к аналогичному месяцу 2010 года на 4,9%, сообщила Государственная служба статистики. Стоит отметить, что такой показатель оказался существенно ниже темпов роста в марте (8%), в феврале (11,5%) и январе (9,7%). Аналитики ожидают еще большего замедления темпов роста украинской промышленности в мае и летом.

Киев так и не смог решить своей основной сверхзадачи в России - добиться снижения цены на российский газ до 220-240 долларов. Все настойчивые пожелания Киева разбиваются о корректную, но неизменную позицию Москвы - дальнейшее снижение цены на российский газ возможно либо в случае присоединения Украины в Таможенному союзу, либо в случае создания реально действующего СП между НАК "Нафтогаз Украины" и "Газпромом" с передачей в это СП Газотранспортной системы Украины. Как следствие - антироссийские выступления украинских официальных лиц, включая премьера Николая Азарова, становятся все более радикальными.

Украина не будет иметь существующий газовый контракт с Россией вечно, отметил премьер-министр Украины Николай Азаров. "Украина не будет этот контракт иметь вечно, наступит момент, когда мы его расторгнем, поэтому лучше рано или поздно договориться о нормальных составляющих нового контракта" - сказал он, комментируя результаты переговоров с премьер-министром России Владимиром Путиным.

В 2011 году Украине предстоят огромные выплаты по внешнему долгу. В текущем году Украина должна выплатить 189 млрд гривен по внешним долгам (порядка 23,5 млрд. долларов), заявил 1 июня, во время расширенного заседания правительства президент Украины Виктор Янукович. "В этом году к существующим проблемам добавилась еще проблема внешнего долга - 189 млрд гривен, который надо платить, а все это из кошелька налогоплательщиков", - добавил Янукович. По информации Минфина Украины, государственный и гарантированный государством долг Украины на 30 апреля 2011 года составил 463.323.225.960 гривен, или почти $58,167 млрд, что на 3% больше показателя на конец марта 2011 года.

Киев сейчас критично зависит от новых кредитов, прежде всего, от кредитов МВФ. В своем письме глава НБУ Сергей Арбузов указывает, что "доныне ожидание мировой общественности и инвесторов в отношении Украины формировались на основании убеждения о возобновлении сотрудничества с МВФ и продолжения выполнения правительством взятых обязательств". В Нацбанке, в частности, подсчитали, что невыполнение условий Меморандума с МВФ приведет к недопоступлению средств только в 2011 году в объеме почти 7,7 млрд. долл. США от международных финансовых организаций (от МВФ - 6,2 млрд., Всемирного банка (ВБ) - 0,85 млрд., Еврокомиссии - 0,6 млрд.). "Также с высокой вероятностью: ухудшится суверенный рейтинг Украины; вырастет стоимость внешних займов; сократятся поступления прямых иностранных инвестиций и долговых ресурсов в банки и реальный сектор; повысится спрос на наличную валюту".

Говоря проще, в случае неполучения кредитов МВФ и ВБ Киеву придется выплачивать внешние долги из золотовалютных резервов Нацбанка, что неизбежно приведет к резкому снижению курса гривны к основным валютам. Крайне негативное влияние на состояние платежного баланса Украины оказывает ухудшение торгового баланса. Дефицит торгового баланса страны увеличился в январе-апреле 2011 года до $2,335 миллиарда со $177 миллионов за аналогичный период прошлого года, сообщил предварительные данные Национальный банк. Экспорт товаров и услуг за четыре месяца составил $26,831 миллиарда, импорт - $29,166 млрд.

На таком фоне Киев продолжает переговоры с Брюсселем о создании Зоны свободной торговли (ЗСТ). Проект соглашения о создании ЗСТ - сейчас чуть ли не основная государственная тайна независимой Украины, поэтому аналитики вынуждены пользоваться крайне отрывочными данными. "Украина подпишет соглашение о зоне свободной торговли с Евросоюзом до октября 2011 года", - об этом заявил премьер-министр Украины Николай Азаров 7 июня на совместной пресс-конференции по итогам заседания комитета по вопросам экономического сотрудничества украино-российской межгосударственной комиссии в Москве. Что примечательно, ранее (еще в конце мая) украинский премьер был настроен много более пессимистично по поводу создания ЗСТ Николай Азаров тогда заявил, что считает дискриминационной позицию Европейской комиссии в переговорах по зоне свободной торговли. Говоря о квотировании сельхозпродукции, он подчеркнул, что Украина имеет значительный экспортный потенциал, но Еврокомиссия при этом предлагает установить минимальные квоты. "По сути, это дискриминационный подход. Мы вообще противники всяких квот в свободной торговле, мы сторонники либеральной торговли", - подчеркнул Азаров.

Азаров подчеркнул,что Украина согласна на введение 10-летнего переходного периода, в ходе которого квоты будут увеличиваться. Вместе с тем, говоря о рынке услуг автоперевозчиков, премьер подчеркнул, что в этом секторе на Украине задействовано большое количество работников. "По сути Еврокомиссия занимает также дискриминационную позицию, то есть они не готовы допустить наших перевозчиков на свой рынок", - сказал Азаров, отметив, что в этом вопросе Украина также готова на переходной период.

В ходе переговоров о создании ЗСТ с ЕС Украина была вынуждена отказаться от использования многих так называемых "географических наименований". Брюссель разрешил Украине использовать географическое название только кагора. Были запрещены использование таких "географических наименований", как шампанское, коньяк, портвейн, мадера. Таким образом, Украина не имеет права не только использовать, но и пропускать через свою таможенную территорию товары с географическими названиями, защищенными Евросоюзом. 20 июня 2011 года, во время проведения очередного раунда консультаций о создании ЗСТ, Киев хочет поставить вопрос о компенсации за отказ украинских производителей от использования "географических названий". Минфин Украины сейчас формирует перечень компенсационных мер, которые он хочет озвучить на очередном раунде переговоров.

Также предметом переговоров станут вопросы доступа на украинский рынок автомобилей и секонд-хэнд одежды, вывозных пошлин (включая вывозную пошлину на семена подсолнечника) и энергетики.

По мнению основного главного украинского переговорщика - заместителя министра экономики Украины Валерия Пятницкого, следующим этапом в развитии отношений Украина-ЕС в экономической сфере в долгосрочной перспективе (15-20 лет) после создания зоны свободной торговли может быть заключение таможенного союза с ЕС.

В то же время потеря (хотя бы и частичная) рынков Таможенного Союза ЕврАзЭС (прежде всего, России) будет иметь для Украины крайне тяжелые последствия. Процесс фактического закрытия рынка ТС ЕврАзЭС для украинских товаров уже начался. Таможенный союз уже утвердил список товаров, которых коснутся антидемпинговые и специальные защитные меры. Согласно решению, эти меры будут касаться стальных и нержавеющих труб с Украины, а также полиамидной технической нитки (стекловолокно), машиностроительных креплений и ряда других товаров.

Защитные меры также коснулись и рынка сахара. Об этом сообщил министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк. "Мы так и не достигли понимания с Российской Федерацией относительно снятия пошлины на импорт украинского сахара. Мы не понимаем, почему это затягивается. Несмотря на то, что Россия импортирует более 1 млн тонн сахарного тростника, для нас на сегодняшний день вопрос не решен по 100 тыс. тонн сахара", - сказал Присяжнюк. Как сообщалось ранее, в апреле Украина просила Россию ускорить рассмотрение беспошлинной поставки 100 тыс. тонн украинского сахара. В данное время на весь украинский сахар, который ввозится в Россию, установлена пошлина в размере 330 долларов с тонны. Также Присяжнюк заявил, что "российское правительство приняло решение о введении пошлин на всю карамель, которая завозится на территорию Российской Федерации". По его словам, Украина ежегодно ввозит в Россию 16 тыс. тонн карамели. В 2004 году объем поставок составил 60 тыс. тонн. После введения пошлины на экспорт карамели с Украины российский рынок будет фактически закрыт для украинских производителей.

Украинские власти явно понимают все последствия закрытия рынков ТС для экономики страны и пытаются лавировать, при этом не беря на себя никаких обязательств.

На прошлой неделе Виктор Янукович распорядился создать рабочую группу по вопросам развития взаимодействия Украины с ТС Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации по схеме "3+1". Согласно распоряжению президента Украины №190/2011-рп, с целью подготовки и реализации мероприятий, направленных на развитие "взаимодействия" Украины с ТС, главой рабочей группы назначен министр иностранных дел Украины Константин Грищенко - один из наиболее противников вступления Украины в ТС и последовательных сторонников создания ЗСТ с ЕС. Уже через 2 месяца эта рабочая группа должна внести свои предложения, однако группа не будет рассматривать никаких вариантов, связанных с присоединением Киева к ТС ЕврАзЭс.

Совершенно ясно, что России и всему ТС надо разрабатывать новые подходы по подключению Украины к ТС, исходя из стремительного движения Киева к экономическому коллапсу. Сейчас самые весомые аргументы и расчеты российской стороны о выгодности для Украины членства в ТC воспринимаются Киевом чуть ли не как слабость Москвы.

Не решит проблему сближения позиций Киева и ТС и возможное присоединение России к ВТО, тем более это присоединение опять откладывается. При присоединении России и ТС к ВТО планируется серьёзная защита внутреннего рынка через установление более высоких ставок ввозных пошлин, чем действуют сейчас на Украине как члене ВТО. Украине в случае присоединения к ТС придется принять нормы Таможенного кодекса Таможенного союза, что потребует новых переговоров в рамках ВТО. ВТО уже прокомментировала данную ситуацию: Украина может вступить в любое торговое объединение по своему выбору, но при этом она должна придерживаться взятых на себя обязательств или провести переговоры об их изменении со 152 странами-членами ВТО. Об этом заявила секретарь ВТО Кит Роквелл. Даже при этих обстоятельствах идея присоединения Украины к Таможенному союзу ЕврАзЭс в потенциале не просто жизнеспособна, но и весьма перспективна, но требуется детальный анализ, как можно задействовать данный потенциал в стремительно меняющихся украинских реалиях. Они уже не оставляют времени для простых решений.