В речи, произнесенной сегодня, 14 июня, у Монумента свободы в день 70-й годовщины июньской депортации 1941 года, президент Ильвес отметил: "Европейские государства, в которых в XX веке захватили власть тоталитарные или авторитарные режимы, попросили за эти преступления прощения и выразили сожаление по поводу прошлого. Одно государство до сих пор этого не сделало и вместо этого обвиняет других в том, что называет пересмотром итогов Второй мировой войны". Об этом сообщает информационный портал Delfi.

По словам Ильвеса, за депортацией стояла ненависть: "Ненависть против вся и всех, которые справлялись, которые думали и действовали независимо. К тому времени Советский Союз уже уничтожил Эстонскую республику. Теперь он обратил свой аппарат насилия на народ, желая уничтожить также воспоминания и мечты об Эстонской республике".

Ильвес подчеркнул: "Эстонская республика открыла свои архивы и на независимом международном уровне систематически расследовала те преступления, которые были совершены на территории Эстонской республики, в том числе и нашими соотечественниками. Однако те, что объявили себя правопреемниками преступного государства, закрыли архивы, чтобы скрыть эти преступления. Но, не попросив прощения и не осудив преступления, политики отбирают у будущих поколений основу, на которой может зиждиться справедливое государство".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в середине мая в Таллине состоялись "Петербургские встречи". Делегацию Санкт-Петербурга возглавила лично губернатор города Валентина Матвиенко. В интервью эстонским СМИ о цели своего визита она заявила следующее: "Время разбрасывать камни прошло. Соседей не выбирают, соседей даёт Господь Бог. И поскольку мы соседи, то мы обречены на сотрудничество и добрососедство. Прагматический подход в политике должен быть преобладающим. Сегодня отношения между нашими странами должны двигаться к улучшению взаимопонимания. Это выгодно нашим странам. Это выгодно нашим народам. И мы надеемся, что будут изменены политические акценты в сторону уважения. Это задача сегодняшнего времени.Мы - соседи, а хорошие соседи бывают лучше иных родственников".

Справка ИА REGNUM: терминологический вопрос о признании или отрицании "советской оккупации" (присоединении Латвии, Литвы и Эстонии к СССР в 1940 году) для современных националистических властей Латвии, Литвы и Эстонии не является чисто научным. Несмотря на то, что легитимность мирного включения Латвии в состав СССР, например, однозначно поддержал действовавший в 1940 году президент Латвии Карлис Ульманис и высшие власти Литвы и Эстонии, на теории "советской оккупации" строится современная националистическая идентичность Латвии, Литвы и Эстонии, она служит политическим и юридическим основанием для режима массового безгражданства русскоязычных в стране как "оккупантов", поражения их в правах, на сегодняшний день составляющего до 80 принципиальных отличий от объёма прав граждан Латвии и Эстонии.

Кроме режима фактического апартеида в Латвии и Эстонии, теория "оккупации" позволяет предъявлять современной России как государству-продолжателю СССР политические и материальные претензии, является почвой для реабилитации нацизма, гитлеровских коллаборационистов и распространения неонацизма в Прибалтике. При этом полностью игнорируется тот факт, что, например, объявление независимости Латвии, Литвы и Эстонии в начале 1990-х годов было осуществлено парламентами, избранными по законам СССР и возглавленными советской партийно-хозяйственной ("оккупационной") номенклатурой, и следовательно - легитимность деклараций о независимости Латвии, Литвы и Эстонии равна легитимности принявших их советских "оккупационных" властей республики. Кроме того, Латвия, Литва и Эстония по умолчанию признают действующими "оккупационные": территориальные приращения Литвы, осуществлённые СССР (Мемельский край и Виленский край), свидетельства об образовании, трудовом стаже, профессиональной и научной квалификации, записи актов гражданского состояния (брак, развод, свидетельства о рождении и смерти), права частной собственности и наследования и т.д.