Беспорядки в небольшом и считавшемся спокойным до событий 12 июня поселке Кобралово Гатчинского района Ленинградской области породили массу слухов, к реальным фактам прибавился вымысел. Тем не менее, общий смысл происшествия пугающе прост: бытовая драка может легко стать причиной межэтнических осложнений. В этом убедился корреспондент ИА REGNUM, посетивший Кобралово.

Место, где развивались события 12 июня, в День России и Святой Троицы, 16 июня в 10 часов утра выглядело пустынным. Время от времени у магазина на небольшом, округлом пространстве, которое и площадью-то назвать трудно, появлялись редкие прохожие - преимущественно, старушки.

Местные жители с готовностью шли на контакт. Все они оказались единодушны в том, что драк с перестрелкой в поселке ранее не встречалось. Налетчиков, как они рассказывают, было несколько. Они приехали на двух машинах без номеров. Маршрутки, по словам местных жителей и вопреки тому, что понаписано в Интернете, не было. Вероятно, за маршрутное такси люди приняли "Скорую" - так объясняли потом многие очевидцы. По словам жителей Кобралово, события начались с того, что выходец из Дагестана, житель Кобралово Алхаз стал бить парня по имени Алексей. В драку вмешались другие люди. Тогда Алхаз позвонил землякам в соседний поселок Коммунар и дождался подкрепления.

Справка.

Кобралово - поселок в Гатчинском районе Ленинградской области. Расположен в 40 км от Санкт-Петербурга - на электричке можно доехать за 50 мин. Станция - прямо в поселке. В Кобралово живут около 2000 человек. Фото поселка см.ниже.

Люди старшего поколения в беседе с корреспондентом подчеркивали, что дело драка сопровождалась кровопролитием: "Крови-то было много! - сказала пожилая женщина. - Танька, внучка моя, едва увернулась от пули. Но сама-то я ничего не видала!.."

Жительница дома, находящегося рядом с площадью, на которой произошла драка, рассказала, что, услышав звуки выстрелов, она испугалась за дочку, которая гуляла на улице, выбежала и почувствовала сильный удар: ей в ногу кто-то бросил увесистый камень. Ее соседка рассказала, что вместе с другими разнимала дерущихся. По ее словам, 16-летнего кобраловского жителя Алексея Суслова налетчики повалили и принялись избивать. А потом ситуация вышла из-под контроля.

"Я не понял. Мы танцевали, появилась какая-то тетка, на меня показала, и эти... давай меня метелить, - подтвердил Алексей Суслов. - Лицо было все в синяках..." Другой пострадавший, Алексей Раздобудкин рассказал, что в него стреляли в упор, он получил ранение в руку, также у него битой с гвоздем рассечено лицо. Он также утверждает, что среди нападавших были выходцы из Дагестана, хотя не уверен, что все они были дагестанцами. Его поддержала его жена Марина: "Я написала заявление в милицию, пусть разбираются. Когда нас не трогают, мы тоже никого не трогаем. Началась драка, Алхаз бил пацана, на которого почему-то указала его (Алхаза) кобраловская жена Нина Терлыга - не понимаю, как она здесь теперь будет жить - у них ведь тоже ребенок... Потом началась общая драка, стрельба, и уже не разберешь, кто, что и как..."

Сильно пострадали во время драки и перестрелки, по подсчетам жителей, более 15 человек. Восемь человек были увезены на "Скорой". Сейчас в больнице остаются трое. После массовой драки в местную амбулаторию обратились два человека: один пострадавший, как рассказала медсестра, - с травмой вследствие пулевого ранения, другой - с сильно рассеченной бровью.

Среди участников драки оказался 22-летний житель Ленинградской области Башир. Его отец Муса и мать Роза утверждают, что их сын случайно попал в гущу событий. "Мы сыновей просили оставаться дома в этот день, но вышло так: мы с женой уже четыре месяца живем в Кобралово, и Башир приехал за мной, чтобы отвезти в Пушкин. Дорога идет мимо площади, в разгар драки люди увидели машину сына, и началось! Толпа стала машину раскачивать. Он у нас владеет только одной рукой, вторая не действует давно - из-за болезни. Травматическое оружие у него было с собой, он защищался и выстрелил в воздух три раза. Сейчас Башир в бегах, дома не появляется. Знаем, что ранен в ногу. Хотя были другие выстрелы, боимся, что на него все могут "свернуть". Меня ночью арестовали, увезли в Гатчину - сутки провел в милиции", - рассказал отец.

"Мусу несколько раз избивали просто из-за внешности, - пояснила мать Роза. - Мы приехали из Ингушетии с двумя сыновьями и дочкой, она на инвалидной коляске. Здесь в институте Турнера девочку проще лечить. Мы ничего плохого никому не сделали, но часто бывает, идет навстречу человек, с ним здороваешься, а он молчит. Не хочу здесь жить, хочу уехать. Не знаем, что теперь будет с Баширом..."

Полицейский из Коммунара рассказал, что, пока страсти не улеглись, приходится постоянно контролировать ситуацию в Кобралово. Он добавил: обстоятельства дела тщательно разбираются ведомствами разного уровня. На вопрос о том, можно ли в полдень застать дома очевидцев драки и перестрелки, заявил: "Они постоянно дома, мало кто хочет работать". На глазах у корреспондента к полицейской машине пожилая женщина и стала уточнять, когда кончится "напряженка". "По двое, по трое ходим, боимся, - пожаловалась она. Страж порядка посоветовал ей обратиться к кобраловскому участковому Артуру Ахатовичу и заверил, что скоро все успокоится.

Директор кобраловского сельского клуба Родион Ярославов и представители местной власти указали на некоторые детали произошедшего, о которых другие жители поселка не говорили. Они сказали, что драке 12 июня предшествовала некая пьяная разборка двух взрослых людей возле детского сада (Алахаза они назвали, а некого жителя Кобралово - нет, отметили только, что это не 16-летний Алеша, с которого началась драка 12 июня). Однако о деталях событий возле детского сада не рассказали и они.

Ярославов заверил, что страхи кобраловцев насчет возможной мести со стороны тех, кто спровоцировал страшные события и о якобы врытом на площади зеленом исламском флаге (по словам жителей, его сломали и сожгли), скорее всего, не соответствуют действительности. "Зеленый флаг вместе с флагами разного цвета я сам принес туда, где отмечался день России, но у страха глаза велики", - объяснил он. В свою очередь, многие кобраловцы полагают, что было два зеленых флага.

Заместитель главы администрации Сусанинского сельскогот поселения, в состав которого входит Кораблово, Дмитрий Стручков обещает, что кобраловскому народу буквально на днях все объяснят. Он отмечает, что в числе пострадавших неизбежно оказываются на равных представители разных национальностей - русские, ингуши, дагестанцы, узбеки.

К слову, разные обитатели Кобралово рассказывали, что в их, кобраловском "интернационале" немало людей, приносящих пользу: доярами, например, на ферме долгое время работают узбеки.

В день подготовки репортажа 16 июня стало известно, что Следственный комитет РФ решил изъять уголовное дело о массовой драке в Кобралово из органов внутренних дел и принять его в свое производство.

Евгения Дылева.