Проблему насилия в отношении ЛГБТ-активистов, преступления на почве гомофобии и ксенофобии 23 июня на пресс-конференции в Москве обсудили правозащитники, представители политических и общественных организаций, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Корреспондент "Новой газеты" Елена Костюченко, участвовавшая 28 мая 2011 г. в московской гей-прайде и получившая удар по голове от противника мероприятия, сообщила, что имя нападавшего известно (это некий Роман Лисунов) и теперь стоит вопрос о переквалификации уголовного дела в отношении него по ст. 116 УК РФ ("побои") с пункта "а" - совершение преступления "из хулиганских побуждений" - на пункт "б": "по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы". "Я убеждена, что гомофобия - это не политическая позиция, не убеждение - это ненависть, которая приводит к прямому насилию, травле, разрушает семьи, - отметила Костюченко. - Быть гомофобом - это все равно, что быть неонацистом, расистом".

По словам демографа, правозащитницы Маргрет Саттеруэйт, сексуальные меньшинства в России сталкиваются с теми же проблемами дискриминации, что и меньшинства п признаку возраста, этнической или социальной принадлежности и т.д. "Современное общество агрессивно, полно патологических предрассудков, - отметила Саттеруэйт. - В такой ситуации, любой, кто может быть унижен по тому или иному признаку, непременно будет унижен". Как демограф она периодически сталкивается с убеждением, что гомосексуалы являются причиной демографического кризиса в России, добавила эксперт. Никаких подтверждений, по ее словам, этому нет: "причина плохой демографии в России - общий упадок здоровья населения, прежде всего". Для сравнения, во многих странах, где нет предубеждения против геев, с рождаемостью дело обстоит лучше, чем в России - например, в скандинавских странах, отметила демограф. Так же обстоит дело с мифом о взаимосвязи гомосексуальности и педофилии: большинство уголовных дел против педофилов не подтверждает этот стереотип. Не имеет под собой оснований и убежденность в том, что гомосексуальностью можно "заразиться", при виде, например, акции в защиту прав геев. "В целом, если уж мы так заботимся о демографии, вряд ли в этих целях может помочь дискриминация и насилие в отношении достаточно большой группы граждан", - резюмировала эксперт.

Как отметил член Совета Российской ЛГБТ-Сети Валерий Созаев, мониторинг, который на протяжении нескольких лет ведется в ряде регионов России, показывает, что уровень насилия в отношении ЛГБТ по всей стране примерно одинаков. Назвать точные данные относительно числа случаев такого насилия затруднительно по ряду причин: во-первых, жертвы редко обращаются в полицию, так как опасаются, что вместо защиты своих прав получат лишь очередную "порцию" негативного отношения к себе. Во-вторых, нет ни одного прецедента, чтобы суд признал гомофобию отягчающим обстоятельством, даже если подсудимые сами признают, что при нанесении побоев или совершении других насильственных действий ими двигала гомофобия. ЛГБТ не признаются в качестве отдельной социальной группы, по отношению к которой проявляется ненависть и вражда, констатировал Созаев, и правозащитники и общественные активисты работают над тем. чтобы изменить эту правовую ситуацию.

Как отметила член организации Комитет за рабочий интернационал Анна Брюсс, можно не согласиться с тем, что гомофобия не является политической позицией. Напротив, полагает она, гомофобия, как и ксенофобия в целом, может быть очень выгодна для того, чтобы отвлечь внимание населения от реальных социоэкономических проблем: падения доходов, безработицы, инфляции. "Эскалация дискриминации - это последовательная политика властей, - заявила Брюс. - Это типичная попытка чиновников "перевести стрелки" и найти виноватого. Сегодня ЛГБТ - это не вопрос ориентации, это вопрос равенства прав. В ситуации, когда от дискриминации защищены только представители правящего класса, а все общество разделено на меньшинства, которые угнетаются по тому или иному признаку, мы все - геи".

На пресс-конференции также был затронут вопрос языка вражды в СМИ: участники выразили мнение, что журналисты не должны оставлять без комментариев ксенофобные заявления чиновников или представителей различных церковных конфессий.

В заключение активисты заявили о намерении провести вечером 23 июня пикет на Пушкинской площади под лозунгами "Мы требуем справедливости" и "Гомофобия - это не хулиганство, остановите насилие".