Петербургские и казанские социологи, авторы исследования "Милиция и этнические мигранты. Практики взаимодействия" опровергают мнение, что "в милиции, а ныне в полиции процветает расизм". Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом сегодня, 24 июня на пресс-конференции в Санкт-Петербурге заявил Борис Гладарев, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований (ЦНСИ) (Санкт-Петербург).

Гладарев сообщил, что это стало одним из основных выводов эмпирического исследования, проведенного с 2006 по 2009 год в двух городах России - Санкт-Петербурге и Казани социологами ЦНСИ и Института социальных исследований и гражданских инициатив (Казань).

Борис Гладарев сообщил, что многие грубые и унижающие человеческое достоинство действия представителей правоохранительных органов по отношению к трудящимся мигрантам и любым этническим мигрантам "имеют, прежде всего, экономическую природу" - это происходит от неудовлетворительной организации работы рядовых сотрудников милиции, а ныне полиции, их низкого положения в иерархии современного российского общества, невозможности самореализации. "Наше общество очень иерархично, рядовые сотрудники милиции - нередко сами приезжие в крупные города, люди с финансовыми и культурными проблемами, находятся на низкой ступени иерархии, трудовые мигранты и этнические мигранты тоже внизу иерархической лестницы. И та и та группа хочет что-то достичь в большом капиталистическом городе, и это просто перераспределение ресурсов на низшей ступени российской иерархии, а ксенофобия и расизм - лишь средство", - отмечает эксперт. Также Гладарев говорит о том, что ксенофобию и расизм нередко провоцируют "организованные сверху государственные кампании". "Вспомните в 2007 году чистки рынков от неграждаан России. А потом военный конфликт между Россией и Грузией, когда было организовано направленное давление а грузинские диаспоры внутри страны, также и необдуманные высказывания государственных лидеров дают рядовым сотрудникам правоохранительных органов представление о том, что этнические мигранты не такие, как коренное население, у них не такие права, как у других".

Майор полиции, представитель Управления участковых уполномоченных ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Антон Жилин исследования еще не читал, но сказал, что "на 90% согласен с тем, что говорил социолог". Жилин привел статистику, сославшись на данные Росстата: до 26% всех правонарушений в Санкт-Петербурге и до одной трети в России совершаются мигрантами из стран СНГ. До 50% преступлений против половой неприкосновенности в Санкт-Петербурге совершается мигрантами из ближнего зарубежья. "Если я вижу человека, по лицу которого я могу сказать, что он родился точно не в Санкт-Петербурге и даже не в России, то для меня это повод для проверки документов", - сказал полицейский. Вместе с тем майор Жилин считает, что ФМС "наших проблем понимать не хочет": за нарушение миграционного законодательства на 1 мигранта уходит 3-4 человеко-дня сотрудников полиции, а если надо человека депортировать, то "мы с ним провозимся до утра". Вся работа ФМС с мигрантами, по мнению полицейского - это лишь регистрация и пополнение госбюджета, а на полицию приходятся контролирующие и карательные функции: "Мы в глазах мигрантов ничего хорошего не делаем - надзираем и наказываем. А из-за несовершенства законов нам чрезвычайно трудно привлечь к ответственности за нарушение миграционного законодательства". Майор считает, что за последние годы изменились и сами трудящиеся мигранты - среди них стало больше появляться людей асоциальных и пьющих, которые "приезжают и болтаются здесь".

Директор ЦНСИ Виктор Воронков при этом считает, что известная поговорка "со своим уставом в чужой монастырь не ходят" неприменима к ситуации огромного города с его коренным населением и трудящимися мигрантами, впрочем, как и с любыми приезжими, не работает: "нельзя сравнивать город с таким монастырем, так как у коренных горожан при этом закрепляется отношение господства, представления о "хозяевах" и "гостях", то есть появляется ощущение, что "у нас есть право исключать людей", а это расистские практики". Ценность исследования "Милиция и этнические мигранты. Практики взаимодействия", представленного сегодня в Санкт-Петербурге, в том, что на эту проблему социологи впервые попытались посмотреть через призму отношения рядового состава милиции - социологи вместе с милиционерами "работали в поле", проводили интервью с милиционерами и трудящимися мигрантами, впервые в отечественной социологии провели анализ рутинного труда рядовых "стражей порядка". В книге приводятся детальные описания типичных форм взаимодействия рядовых бойцов ППС и участковых с гражданами РФ и других государств, являющихся мигрантами. Как подчеркнул Виктор Воронков, исследование проводилось на грант одного из западных фондов, без государственного финансирования, причем, если руководство органов внутренних дел Казани "дало добро" на работу социологов, то прежнее руководство ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области отказалось допустить социологов к работе, поэтому работать приходилось исключительно на личных связях.