Экс-сотрудник КГБ СССР Фёдор Яковлев, единственный из бывших коллег Потеева, который до настоящего времени не только открыто признаёт своё знакомство с ним, но и предоставил ИА REGNUM ставшую широко известной уникальную фотографию 1979 года, на которой присутствует Потеев, прокомментировал ИА REGNUM появившиеся в СМИ материалы об оглашении 27 июня с.г. приговора Московского окружного военного суда в отношении экс-полковника Службы внешней разведки РФ, которым он признан виновным в государственной измене по ст. 275 и дезертирстве по ст. 338 УК РФ и приговорён к 25 годам лишения свободы заочно и штрафу в размере годового оклада. Потеев также лишен воинского звания и государственных наград:

К сожалению, это был не столько суд, сколько некое не совсем удачное и малоубедительное шоу с совершенно прогнозируемым финалом-приговором, призванным продемонстрировать "торжество закона" и "неотвратимость справедливого наказания", однако, в результате которого появилось гораздо больше вопросов, нежели было до этого, так называемого, суда.

ИА REGNUM: Например?

Сначала необходимо обратиться к "классике жанра" и отметить, что по любому делу должны быть выдвинуты, как минимум, три версии, - оправдательная о непричастности к преступлению, обвинительная о преднамеренности и осознанности его совершения, и какая-то средняя между ними, допускающая совершение преступления в силу некоторых обстоятельств, которые могли стать для обвиняемого непреодолимыми. В ходе предварительного и, особенно(!), судебного следствия все эти версии должны быть тщательно изучены и доказательно мотивированы на предмет того, почему они отвергаются либо принимаются.

ИА REGNUM: И что же может оправдать предательство?

А почему нельзя допустить, что Потеев никакого отношения к предательству не имеет, а его попросту убили и закопали специально для того, чтобы отвести подозрение от того "крота" или "кротов", которые в действительности передавали информацию американцам и до сих пор находятся на своих немаленьких должностях в СВР!? Ведь местонахождение Потеева до сих пор не установлено. Тот путь "побега" в США через Беларусь, Украину и Германию, который смоделирован ФСБ и СВР, и безапелляционно принят судом, абсолютно никак не доказывает, что человек, возможно и прошедший этим путём, являлся действительно Потеевым, а не каким-то подставным лицом, его изображавшим.

ИА REGNUM: Многие факты не оглашались, поскольку процесс, учитывая его секретность, шёл в закрытом режиме

Секретной может быть только определённая часть данных, переданных американцам, и сведения о некоторых специфических каналах и методах получения информации СВР и ФСБ о действиях Потеева после его пропажи, но не весь процесс. Поэтому было бы логично, если бы те заседания, на которых рассматривались вопросы секретного характера, были закрытыми, а те заседания, на которых должны были исследоваться материалы по документированию деятельности Потеева и его передвижениях, были открытыми, поскольку эти материалы должны носить совершенно официальный характер.

ИА REGNUM: Что вы имеете в виду?

Например, опустим то, каким образом ФСБ установило, что Потеев покинул Беларусь на поезде Минск - Ивано-Франковск по документам некоего Дудочкина. Но ведь должны быть, как минимум, подтверждающие эти данные показания проводников вагона, в котором он ехал, и они не могут являться секретом, так же, как и показания работников львовского аэропорта, из которого он должен был улететь во Франкфурт-на-Майне, поскольку по маршруту следования этого поезда улететь в Германию более просто неоткуда. И эти показания тоже секретными не являются.

Кроме того, не являются секретными запросы в МИД ФРГ по поводу того, где, когда и каким образом на фальшивые документы, которыми пользовался Потеев либо тот, кто действовал под его личиной, была открыта въездная виза в Германию. В самом Львове в день отлёта это сделать было невозможно, во-первых, потому, что во Львове нет официального консульства ФРГ, во-вторых, поезд приходит во Львов утром в 4.54, а самолёт на Франкфурт-на-Майне улетает в 9.05. Без таких материалов и их открытого исследования в суде, заявленный маршрут "побега" Потеева не более, чем ничем не подкреплённая версия.

Если по поводу местонахождения Потеева делался официальный запрос в США и это на суде оглашалось, то аналогичный запрос, раз есть документы, свидетельствующие о его, пусть даже весьма кратковременном пребывании на территории ФРГ, должны были сделать и в Германию.

ИА REGNUM: А как же его SMS жене: "Мэри, постарайся принять эту новость спокойно, я уезжаю не в командировку, а навсегда. Я этого не хотел, но так получилось. Я начну жизнь сначала. Детям буду оказывать помощь, если они ее примут, пожалуйста, не настраивай их против меня"?

Здесь тоже есть определённая нестыковка. Озвученная в приговоре версия о том, что Потеев просил у начальства отпуск для того, чтобы съездить в Одессу к любовнице, которая, якобы, родила ему ребенка, свидетельствует о том, что ему крайне необходимо было на два-три дня исчезнуть из поля зрения коллег для того, чтобы потом "исчезнуть" навсегда. Это понятно, однако, согласно приговору - "в отпуске ему было категорически отказано".

Тогда абсолютно непонятна цель, с которой Потеев послал эту SMS уже на второй день "побега" по другому варианту!? Насколько я его знал, он не был ни сентиментальным, ни идиотом, тем более, настолько, чтобы "трогательно успокаивать жену"... сигналом о собственном предательстве, да ещё с территории Беларуси (!), поскольку он не мог не понимать, что с этого момента его начнут активно искать.

Непонятна и позиция руководства, "категорически отказавшего" Потееву в отпуске. Если исключительно по "моральным" соображениям, значит Потеев до последнего дня нахождения на службе был вне подозрений. Если его всё-таки в чём-то подозревали, то почему при таком явном признаке намерения "слинять", его незамедлительно не взяли под наблюдение!?

Правда, если допустить, что некоему закулисному "кукловоду" было необходимо убедить бывших коллег Потеева в его предательстве, то всё становится на свои места и тогда цель этой SMS становится понятной.

ИА REGNUM: Может, поэтому, его жена не верит в виновность мужа?

И не только Марина. Не может не вызвать вопросов и отсутствие на процессе совершеннолетних детей Потеева, - дочери и сына, а также вообще каких-либо упоминаний о них в связи с обстоятельствами дела. К тому же наш общий знакомый, который также учился с Потеевым в 1979 году на КУОС, т.е. в школе спецназа КГБ СССР, а затем дважды, в 1979 и 1981 годах, был с нами в командировках в Афганистане, а последний раз общался с ним по телефону в апреле прошлого года, т.е., буквально накануне его исчезновения, категорически не воспринимает даже саму возможность предательства со стороны Потеева. Такой слабодоказательный приговор его только укрепил в своём мнении.

ИА REGNUM: То есть он не поверил в объективность официально вынесенного приговора?

Сейчас у всех на слуху дело лейтенанта С. Аракчеева, которого Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил к 15 годам за убийства, которых он не совершал! То есть, согласно официальному приговору суда, за решёткой уже пять лет находится совершенно невиновный человек. Но если бы это дело рассматривалось в закрытом режиме, то так никто бы и не узнал, что у Аракчеева стопроцентное алиби, поскольку его вообще не было на месте убийства и это подтвердило порядка 30 свидетелей, а по заключению баллистической экспертизы, пули и гильзы, найденные на месте преступления, не подходят не только к оружию Аракчеева, но и вообще ни к одному стволу в части, в которой он служил. Кроме того, согласно однозначному выводу комплексного психофизиологического исследования с применением полиграфа, проще говоря, детектора лжи, непосредственное участие Аракчеева в убийстве также не подтверждается.

Судью, который приговорил недавно убитого в Москве полковника Буданова в 2003 году к 10 годам лишения свободы, Московский гарнизонный военный суд в 2009 году признал виновным в мошенничестве (!?) и приговорил его самого к семи годам лишения свободы. Согласитесь, что после таких фактов сложно поверить в "объективность" суда, особенно, когда к "доказательной" части приговора столько вопросов.

ИА REGNUM: Видимо, поэтому адвокат Потеева заявляет о намерении обжаловать приговор

Да, он может требовать пересмотра даже по формальным признакам. И дело не в том, что подсудимый отсутствует, - российское законодательство разрешает "в исключительных случаях проводить судебное разбирательство в отсутствие подсудимого, который находится за пределами страны и уклоняется от явки". Но в данном случае суд не только не знал, где находится Потеев, но даже не знал, жив он или мёртв, поскольку никаких достоверных данных о его местонахождении в настоящее время нет. Американские власти его пребывание на территории США не подтверждают, а сам Потеев молчит. А для того, чтобы определить, что Потеев "уклоняется от явки" на суд, надо сначала доказать, что его об этом уведомили.

Кстати, за весь год, прошедший с момента побега, этот "сентиментальный полковник" почему-то не прислал жене, о спокойствии которой, подвергая себя смертельной опасности быть пойманным, так "трогательно" позаботился уже на второй день побега, ни одной SMS, хотя при наличии его просьбы организовать таковую с территории любой третьей страны или даже из России для ЦРУ не представляет никакой сложности. Да, и с доказательствами вины Потеева слабовато.

ИА REGNUM: Вы полагаете, приговор Потееву вынесен бездоказательно?

Поскольку до момента исчезновения Потеев находился вне всяких подозрений, на что прямо указывают обстоятельства его "побега", то ни СВР, ни ФСБ в распоряжении суда никаких прямых доказательств его вины в "государственной измене" предоставить не смогли и это видно из приговора. Согласен, что связать исчезновение Потеева и арест российских разведчиков в США вполне логично, но суд должен руководствоваться не логикой, а доказательствами, каковыми могут быть исключительно задокументированные факты передачи каких-либо секретных данных, а таких нет.

Несмотря на то, что оглашение приговора заняло у судей несколько часов, фактически всё обвинение свелось исключительно к тому, что ту информацию, которая попала к спецслужбам США и привела к аресту российских разведчиков, мог передать только Потеев. Связь со своими американскими "кураторами" в Москве Потеев поддерживал через так и оставшиеся неизвестными тайники, а во время командировок в другие страны встречался с ними лично, но ни одной такой встречи также зафиксировано не было. Видимо, по этой причине судьям даже пришлось снять обвинение в выдаче государственной тайны из корыстных соображений, так как в суде не удалось доказать ни одного факта получения Потеевым денег от американцев.

ИА REGNUM: Это может свидетельствовать о том, что Потеев стал предателем по идейным соображениям?

Нет, это свидетельствует лишь о том, что руководство СВР оказалось неспособным ни предотвратить предательство в своих рядах, ни вовремя его выявить, ни организовать должное расследование обстоятельств и причин провала, ни смоделировать реальную версию произошедших событий.

ИА REGNUM: Официальный представитель СВР, кстати, заявил о нежелании Службы комментировать решение суда.

Правильно, поскольку на большинство вопросов ни один из представителей СВР просто не сможет ответить. Например, Потееву на суде поставили в вину то, что он неоднократно пытался подставить российских агентов, назначая явки в опасных местах и заказывая неподходящее шпионское оборудование! Но ведь Потеев был всего лишь заместителем начальника отдела и он единолично такие вопросы решать не мог! Безусловно, он мог на них влиять и существенно, но над ним была целая пирамида из начальства, - начальник отдела, начальник Управления "С" и один из его замов, который непосредственно курировал отдел, руководитель СВР и один из его замов, который курировал Управление "С". Кроме того, у каждого агента был свой непосредственный персональный куратор. И что, все они, являясь опытными разведчиками, за исключением главы СВР М. Фрадкова (это вопрос особый), ничего не понимали и тупо соглашались с "вредителем" Потеевым!?

ИА REGNUM: Кроме того, такая позиция Потеева должна была вызывать подозрение у коллег.

Правильно, а зачем в таком случае его координаторам из ЦРУ надо было так примитивно "палить" свой ценнейший источник информации, если, по версии следствия, с которой суд согласился, Потеев начал сотрудничать с ЦРУ примерно в 1999-2000 годах и уже тогда сдал всех этих агентов, которым якобы создавал "невыносимые условия работы", и они всё равно работали под контролем ФБР вне зависимости от качества своего "шпионского оборудования"!? За год досудебного расследования можно было придумать что-нибудь умнее.

ИА REGNUM: Вы полагаете, побег Потеева можно было предотвратить?

Давайте для начала восстановим хронологию событий, - Потеев обращается с просьбой об отпуске, но ему "категорически" отказывают, 25 июня после 17 часов он уходит с совещания в СВР, и в этот же день уезжает в Минск, причём на вокзале его провожает жена. С утра 26 июня в СВР обнаруживается его пропажа, поскольку он не вышел на работу, жена сообщает о том, что он уехал в "командировку", оставил дома удостоверение, пропуск и печать, а также прислал SMS известного содержания.

Сразу вполне закономерный вопрос, - почему моментально не были организованы мероприятия по предотвращению его выезда из Беларуси, если поезд, на котором он якобы уехал, убыл из Минска 26 июня только в 16.51, а границу с Украиной пересёк только в 22.04? Тем более, что для организации таких мероприятий достаточно было одного звонка в КГБ союзного государства, коим является Беларусь, и максимум через полчаса на всех пограничных КПП Беларуси сверяли бы физиономии выезжающих из страны лиц мужского пола с фотографией Потеева.

ИА REGNUM: Почему же этого не было сделано?

Либо вопиющая халатность, либо потрясающая некомпетентность. Такие мероприятия необходимо было провести даже в том случае, если допустить, что и демонстративный, с участием жены, отъезд в Минск и, не менее демонстративная, "сентиментальная" SMS предназначались исключительно для того, чтобы, на случай организации поиска Потеева, сразу после его исчезновения навести преследователей на ложный след. Пока его искали бы в Беларуси, он, выйдя из поезда Москва - Минск на ближайшей российской станции, спокойно и беспрепятственно смог бы выехать непосредственно из России.

С этой точки зрения, направление такой SMS могло означать либо то, что Потеев и не въезжал на территорию Беларуси, либо то, что он действительно въехал, но ликвидирован и выезжать уже было некому. Сложно допустить, что организаторы вывоза Потеева могли сами инициировать мероприятия по его поимке задолго до того, как он покинет территорию Беларуси!?

ИА REGNUM: Тем не менее, суд принял версию, что Потеев покинул Беларусь на поезде Минск - Ивано-Франковск.

Да, но тогда тем более непонятно, почему руководством СВР не были организованы розыскные мероприятия!? Кстати, к руководству СВР поневоле возникает ещё один немаловажный вопрос: если об исчезновении Потеева стало известно утром 26 июня, а аресты российских разведчиков в США были произведены 27 июня, то какие меры были приняты по предупреждению этих разведчиков о явной опасности ареста? С учётом разницы во времени, для принятия экстренных мер у руководства СВР было, как минимум, 36 часов. А на то, что никаких мер по предупреждению российских разведчиков принято не было, указывает пример М. Семенко, которому на 26 июня при весьма сомнительных обстоятельствах назначили в Вашингтоне встречу с лжесвязником, видеозапись которой предъявили разведчику после ареста на следующий день в качестве доказательства его шпионской деятельности. Вне всякого сомнения, что получив сигнал опасности, Семенко от этой встречи отказался бы.

ИА REGNUM: Если материалы для суда оказались настолько неподготовленными, что вызывают столько вопросов, то зачем надо было спешить с его проведением?

Исключительно для "галочки", чтобы быстрее отрапортовать о формальном завершении крайне неприятного для себя инцидента, - предатель примерно наказан, вопрос можно закрывать. И, по возможности, максимально "замолчать" его в СМИ, чтобы не привлекать внимание общественности к реальной ситуации в спецслужбах. До следующего провала.