Провал казанского саммита Медведев - Алиев - Саргсян привел не только к повышенному интересу к карабахскому урегулированию среди аналитического сообщества, но и к заметной активизации действий мировой дипломатии. Причем похоже, что на сей раз она предпримет более решительные действия по отношению к конфликтующим сторонам. Потому что стало очевидно: прежняя дипломатическая технология - Россия ведет посредническую миссию с опорой на разработки Минской группы ОБСЕ, а Запад обеспечивает тыловое прикрытие - себя исчерпала. Все зашли в тупик.

Ожидалось, что в ходе встречи в Казани стороны подпишут документ по основным принципам карабахского урегулирования. Однако такого не произошло, и стороны ограничились только совместным абстрактным заявлением. В этом смысле саммит в Казани, как заявлял МИД России, можно считать действительно "рубежным". Напомним в этой связи, что за последние три года Серж Саргсян и Ильхам Алиев встречались в разных форматах с Дмитрием Медведевым более 10 раз. Были подписаны Майндорфская и Санкт-Петербургская декларации, которые пополнили только дипломатические словари.

Опытный в переговорах по Карабаху экс-президент Армении Левон Тер-Петросян многозначительно заметил, что "подробности казанской встречи держатся в тайне, так как там произошли серьезные вещи". Какие именно? Президент Армении Серж Саргсян на совместной пресс-конференции с украинским коллегой Виктором Януковичем в Киеве высказал следующую версию. По его словам, Азербайджан представил более 10 предложений к уже подготовленному документу, внесение которых полностью изменило бы уже согласованный документ. И такая "ситуация повторилась как минимум в четвертый раз в течение последнего года". Если это действительно так, то это означает, что Азербайджан блокировал проект мирного соглашения, подготовленный Минской группой ОБСЕ на основе Мадридских принципов.

С правовой точки зрения позиция Баку выглядит безупречной, поскольку под этим документом нет его, как и Еревана, подписи. Но это было сделано, несмотря на прежние радужные заявления министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова относительно перспектив подписания в Казани предполагаемой "Дорожной карты". Таким образом, напрашивается однозначный вывод: в самый последний момент перед саммитом в Казани Баку принял решение изменить формат переговоров по карабахскому урегулированию и развалить Минскую группу ОБСЕ. Возможно, именно с этим обстоятельством и связано письмо президента России Дмитрия Медведева конфликтующим сторонам, о чем сообщил в Киеве Серж Саргсян. В его интерпретации, глава России "изложил свое видение карабахского урегулирования". В чем именно оно заключается - остается неизвестным. Однако, как заявил глава МИД Франции Ален Жюппе в интервью радиостанции "Эхо Москвы", "сейчас будут дополнительные предложения, чтобы все-таки возможно было достичь какого-то соглашения по этому вопросу". В чем суть этих предложений также остается тайной.

На наш взгляд, страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ предпримут попытку ввести переговорный процесс в какую-то более стройную логическую систему: предложат конфликтующим сторонам первоначально подписать пакт о прекращении войны в качестве главного условия продолжения переговорного процесса. Но и на этом направлении могут возникнуть проблемы правового свойства, поскольку не ясно, в каком "объеме" - с Карабахом или без него - будет выступать Армения как субъект международного права. Неслучайно Серж Саргсян озвучил в Киеве идею о том, что "проблема Нагорного Карабаха может быть решена исключительно с помощью предоставления народу НКР права на самоопределение".

В этой связи возникает вопрос о вариантах дальнейших действий Минской группы ОБСЕ.

Первый сценарий: будет предпринята последняя попытка использовать посреднические усилия России для того, чтобы конфликтующие стороны подписали мирное соглашение с учетом "дополнительных предложений".

Второй: в переговорном процессе наступит "французский этап", когда в роли посредника выступит уже президент Франции Николя Саркози. Если исходить из анализа действий французской дипломатии по умиротворению "арабской весны", то от Парижа можно действительно ожидать самых решительных действий.

Третий сценарий: в случае провала и усилий Парижа, Минская группа ОБСЕ выступит с инициативой провести через СБ ООН резолюцию о "принуждении сторон к миру" и в зону соприкосновения конфликтующих сторон будет введен международный миротворческий корпус. Это - сценарий Косово.

Судя по всему, Азербайджан предвидит такой ход событий. Он вернул в повестку дня Генассамблеи ООН два вопроса: "Затянувшиеся конфликты на территории стран ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) и их влияние на международный мир, безопасность и развитие" и "О ситуации на оккупированных территориях Азербайджана". Голосование по этим документам должно состояться до конца года. Но не будем забывать, что ранее в 2009 году при голосовании по этим же проблемам США, Россия, Великобритания и Франция выступили против. Так что подменить через механизм ООН площадку ОБСЕ Азербайджану вряд ли удастся, так же как и добиться статуса непостоянного члена Совета Безопасности ООН на 2012-2013 годы. К тому же, как справедливо подметил бакинский политолог Расим Агаев, "происходящие сегодня процессы в Египте, Тунисе, Йемене отодвинули проблему Карабаха на периферию международных событий".

На наш взгляд, запоздалыми выглядят и усилия Азербайджана попытаться решить карабахский конфликт на региональном уровне. Потому, что у Турции практически исчерпан ресурс блокирования процесса ратификации цюрихских протоколов, предусматривающих нормализацию отношений с Арменией. Что касается Ирана, то он может выступить в роли посредника в карабахском урегулировании, если получит, как на днях заявил на пресс-конференции в Баку спикер парламента Али Лариджани, обращение сторон. Кстати, он также неслучайно подверг резкой критике деятельность Минской группы ОБСЕ. Но каждый говорит о том, что у него болит. Лариджани дал понять, что "вмешательство США не решает проблемы, а напротив, порождает новые трудности". То есть он предложил Азербайджану дистанцироваться от США.

В то же время спикер Национального собрания Азербайджана Октай Асадов призвал Тегеран оказать конкретную поддержку Азербайджану "в справедливом урегулировании карабахского конфликта". Он озвучил три варианта решения конфликта. Первый - ведение переговоров, второй - применение экономических санкций, третий - военные действия. Поскольку, по словам, Асадова, переговоры не дают ожидаемого результата, "для того, чтобы избежать войны, необходимо применять против агрессора экономические санкции с тем, чтобы решить конфликт экономическими методами". Однако, во-первых, Тегеран не пойдет на такие санкции против Армении. Во-вторых, если он решится на подобный шаг, Турция откроет свои границы с Арменией, также исходя из своих собственных национальных соображений.

Еще более абстрактно выглядит и проект создания блока Азербайджан - Грузия - Турция. На наш взгляд, главная проблема Азербайджана в том, что у него изначально не существовало убедительной национальной внешнеполитической концепции. Он шарахался из стороны в сторону - от России на Запад и обратно. При этом одно время активно разыгрывал между ними свою "карту". Но сейчас по проблеме карабахского урегулирования Баку столкнулся с единым противодействием Запада и России, когда осуществление официального декларированного ведущими странами мира принципа сохранения территориальной целостности начинает увязываться с проблемами демократизации режима. Более того, Запад не скрывает, что более реальные возможности в процессе карабахского урегулирования могут предоставить новые политические силы в обеих конфликтующих странах. Поэтому, чем больше и чаще Азербайджан заявляет о мощи своих вооруженных сил, тем решительнее начинают действовать внешние игроки, у которых в регионе Закавказья сконцентрированы свои немалые интересы.

Теперь инициатива, как в карабахском урегулировании, так и в создании региональной системы безопасности находится не в руках Баку и Еревана. У России с Карабахом ничего не получилось. Для нее Азербайджан и Армения - два пальца на одной руке, отрубать которые одинаково больно. Другое дело - Париж. Ему теперь и карты в руки.