Посол России в Литве Владимир Чхиквадзе заявил, что его коллега в Вене Сергей Нечаев некорректно высказался о Литве, оценивая ситуацию с освобождением полковника запаса КГБ Михаила Головатова, об этом во время онлайн-конференции DELFI заявил глава МИДа Литвы Аудронюс Ажубалис. ИА REGNUM дословно переводит вопрос читателя Delfi и ответ главы МИД Литвы.

Читатель: "Когда в последний раз вы общались с послом России. Может быть, у него есть позиция по этой истории?".

Аудронюс Ажубалис: "Во время вчерашней встречи вице-министра иностранных дел Эвалдасом Игнатавичусом с послом России, посол признал, что интервью посла России в Австрии было некорректным. Что касается роли России в этой истории, мы только собираем информацию, поэтому сейчас было бы неразумно официально заявлять то, что у нас есть".

Так же глава МИД Литвы заявил, что в связи с заявлением Нечаева, Литва вручила ноту протеста посольству России в этой стране. "В ноте выражается озабоченность в связи с объявленными на официальном сайте МИД России не соответствующими действительности и оскорбительными утверждениями. Также мы просим объяснения о возможном воздействии России на официальные учреждения Австрии в связи с освобождением подозреваемого", - рассказал Ажубалис.

Напомним, что 19 июля на официальном сайте МИД РФ появился ответ посла в Австрии Сергея Нечаева на вопрос о задержании бывшего командира группа "Альфа" Головатова в Вене. ИА REGNUM приводит ответ Нечаева полностью:

Вопрос: Как Вы можете прокомментировать задержание российского гражданина?

Ответ: Да, действительно 14 июля с.г. в венском аэропорту Швехат в транзитной зоне по инициированному Литвой европейскому ордеру на арест австрийскими правоохранительными органами был задержан российский гражданин, которому вменялось в вину участие в событиях в Вильнюсе - тогдашней столице Литовской ССР - в январе 1991 года. При рассмотрении этого по сути надуманного ордера австрийское правосудие проявило высокий профессионализм и беспристрастность, не позволив втянуть Австрию в грязные политические интриги недобросовестных политиков третьей страны, желающих набрать капитал путем сведения счетов с собственным историческим прошлым. Уверен, что это не самый оптимальный способ утверждения новой государственной идентичности. После тщательного изучения представленных Литвой так называемых "обоснований" австрийские правоохранительные органы сочли их неубедительными, неконкретными и политизированными. Поэтому было принято объективное правовое решение, позволившее М.В.Головатову покинуть Австрию уже 15 июля.

Вопрос: Оказывала ли Россия на Вену политическое давление при урегулировании этого вопроса?

Ответ: Россия в принципе не использует подобного рода методы, тем более, если речь идет о дружественной нам стране. Австрийские коллеги руководствовались только законом, в отличие от литовских коллег, которые вместо правовых рычагов задействовали политические каналы вплоть до вмешательства министра иностранных дел. Очевидно, что Литве предстоит непростой и длительный путь, чтобы достичь уровня правовой культуры "староевропейцев", в частности Австрии.

Вопрос: Что делало Посольство России в создавшейся ситуации?

Ответ: Каждое государство обязано защищать интересы своих граждан. Данный случай не исключение. М.В.Головатову были предоставлены консульское содействие и услуги профессионального адвоката. В то же время надо отметить, что сотрудники австрийских силовых структур вели себя исключительно корректно".

Посольство Российской Федерации в Литве выступило с заявлением, текст которого, сегодня, 21 июля, оказался в распоряжении корреспондента ИА REGNUM в Вильнюсе. "В связи с появившимися в прессе комментариями по поводу состоявшейся 20 июля с.г. беседы в МИД Литовской Республики посла России в Литве В.В.Чхиквадзе с заммининдел Литвы Э.Игнатавичюсом Посольство Российской Федерации сообщает, что в ответ на претензии литовской стороны по поводу интервью российского посла в Австрии С.Ю.Нечаева в связи с задержанием в аэропорту г.Вены российского гражданина М.В.Головатова нами было заявлено следующее.

Возможно, слова российского посла и прозвучали резко, но, по сути, они отражают сложившуюся ситуацию. В отличие от литовской стороны, Россия политического давления на официальную Вену не оказывала. Действительно, у России и Литвы имеются различные взгляды по ряду вопросов нашего совместного прошлого, в т.ч. и на события 13 января 1991 г. Можно лишь предположить, что аргументов, поддерживающих литовскую точку зрения на эти события и ответственность за участие в них российского гражданина, для австрийского правосудия оказалось недостаточно. Являясь правовым независимым государством, Австрия принимает самостоятельные решения, и то, что в данном конкретном случае она с юридической точки зрения поступила правильно, подтвердила еврокомиссар В.Рединг и т.д."