Недавно парламент Грузии принял, а президент утвердил поправки к Гражданскому кодексу, согласно которым религиозные объединения получают статус юридического лица публичного права. Тысячи православных вышли на улицы Тбилиси, протестуя против этого закона. О причинах возмущения православных и нынешней ситуации вокруг Грузинской православной церкви (ГПЦ) рассказывает политолог, председатель грузинского Общества Ираклия Второго Арчил Чкоидзе.

В чем смысл поправок? Почему они вызвали такую реакцию в обществе и у Грузинской православной церкви?

Принятие парламентом Грузии поправок в Гражданский кодекс о присвоении статуса юридического лица публичного права всем религиозным объединениям вызвало возмущение общественности Грузии. На улицу вышли десятки тысяч человек, но это не было проявлением религиозного фанатизма и экстремизма. Этому решению властей предшествовали досадные перипетии.

Несмотря на протест общественности и самой Патриархии, парламент Грузии начал процедуру принятия закона в ускоренном виде. Патриарх Грузии назвал этот законопроект "Законом против Грузии и грузинской церкви" и еще раз обратился к парламенту с просьбой решить этот вопрос с участием общественности. Парламент Грузии на обращение Католикоса-Патриарха никак не отреагировал. Известно, что Патриарх Илия II пользуется в Грузии особенным уважением. Пренебрежительное отношение к нему властей вызвало еще больший протест общественности. Президент Грузии и правящая партия были вынуждены пойти на определенные уступки, и вместо перечисления конкретных конфессий внесли в закон формулировку, согласно которой новый статус получают "имеющие с Грузией исторические связи религиозные объединения, или религиозные объединения, пользующиеся этим статусом в странах-членах Совета Европы".

В конечном счете, между Священным Синодом и властями было достигнуто соглашение, но верующие расценили его как измену церкви. Мы не должны забывать, что грузинское общество особенно щепетильно в отношении религиозной тематики. Считается, что завещанные предками три Божественные ценности - отчизна, родная речь и вера - полностью определяют национальную самобытность. Поскольку территориальная целостность отчизны сегодня нарушена, а грузинский язык становится второстепенным после английского, единственной надежной опорой для грузин остается лишь православие и православная церковь.

По своей исторической природе грузины толерантны. На этой небольшой территории всегда мирно уживались представители различных конфессий. Вместе с тем грузины оставляют за собой право с особенной любовью относиться к Матери-Церкви. Всякое посягательство на эту святыню вызывает крайнее раздражение грузинского народа. Принятие поправок инспирировано необдуманными (а может, и наоборот - хорошо обдуманными) действиями власти. Не секрет, что наше правительство любит развлечения и игры. Главное, чтобы эта игра не переросла в игре с огнем.

В законе отмечается, что конкордат может быть заключен только с ГПЦ, что уже случилось в 2002 году, однако некоторые политические силы недовольны тем, как соблюдается это соглашение. Какова реальная роль ГПЦ в современной Грузии?

Вследствие существующего в Грузии отношения к православной церкви большая часть нашего общества активно поддерживала идею провозглашения православия государственной или официальной религией. Это не должно вызывать удивления ни на Западе, ни на Востоке. Подобный подход не чужд, например, Англии, Греции, характерен для мусульманского мира. Оформления конкордата оказалось недостаточно для защиты общества от атаки хорошо профинансированных зарубежных сект. Более того, сегодня Грузинская православная церковь вынуждена противостоять давлению со стороны правительства, которое нередко осуществлялось и физически.

Известно, что французские просветители особое внимание уделяли отношениям государства с религиозными конфессиями. Например, Монтескье отмечал, что "когда законы государства считают необходимым терпимо относиться к различным религиям, необходимо также обязать эти религии терпеливому отношению друг к другу. Замечательно, когда законы обязывают эти различные религии не тревожить не только государство, но и друг друга". К сожалению, у нас часто можно наблюдать противоположную картину, что еще больше увеличивает существующие в обществе трещины.

Согласно недавнему соцопросу, 30% россиян выступают за придание православию статуса государственной религии, и за последние три года количество таковых выросло на 5%. Если бы подобный вопрос задали в Грузии, какая доля населения поддержала бы аналогичный статус православия? Возможно ли в нынешней Грузии массовое общественное движение с подобными требованиями и есть ли в нем необходимость?

Частично я этого вопроса уже коснулся, но еще раз отмечу, что поскольку большая часть населения Грузии исповедует православие, в Грузии часто раздаются требования различных политических или общественных групп относительно того, чтобы объявить православие государственной религией. Но этому серьезно препятствуют грузинские власти, которые находятся под влиянием западных ультралибералов. Опросы показывают, что 65% населения поддерживают концепцию объявления православия государственной религией. Однако сегодня достаточно сложно объединить народ вокруг этой мысли, потому что вызванный поправками ажиотаж показал, что, к сожалению, даже Священный Синод грузинской православной церкви не монолитен. Наверное, это самое большое несчастье как для страны, так и для народа.

Вся грузинская оппозиция, от Аласания и Нателашвили до Бурджанадзе и "Национального форума", осудила поправки, в то время как США в лице посольства в Грузии одобрили их принятие. В своем решении грузинский парламент руководствовался рекомендациями Совета Европы. Контуры противостояния - Грузия против внешнего (западного) давления в духовной сфере - вырисовались достаточно четко, причем уже далеко не в первый раз. Так ли это и о чем это свидетельствует?

Что касается оппозиции и заявлений посольства США, прежде всего, хочу сказать, что у нас, к сожалению, не существует конструктивной оппозиции. Это в основном люди, которые сделали все для того, чтобы в Грузии правили ультралибералы. Большинство из них ничем не связано с православием и в течение многих лет были частью правительства.

США не создавались и не развивались на основе религии - это государство, где живут выходцы из всех стран и представители всех религий мира. Разумеется, они будут поддерживать законы, которые утверждают равные права всех религий, конфессий или сект. То же самое нельзя сказать о грузинах, русских, армянах, многих европейских народах, создание и развитие которых было предопределено именно религиозными факторами. Геополитически они имеют статус Суши, тогда как США являются государством Морской цивилизации, которой чужды традиции, корни, самобытность. Как говорят выдающиеся эксперты по геополитике, "морские" живут принципами пиратов: покуда жив, хватай, отбирай, получай удовольствие и владей как можно большим материальным "благом".

Печальным примером геополитического противостояния Моря и Суши является трагедия на норвежском острове Утойя. Примечательно, что убийца действовал самостоятельно и не принадлежал к какой-нибудь террористической организации. Никто не старается вникнуть в сути проблемы и связать ее с геополитикой, глобализацией, хотя бы с искаженной демократией. США уже давно навязывают Европе философию Моря. А Европа по своей сути - Суша, которая имеет свои корни, религию, прошлое и традиции, и сколько бы ни старались морские цивилизации, они не смогут навязать ей свои концепции, включая марксизм и ультралиберализм. В европейском человеке обязательно проснется генетический код, который развивался веками.

Вы правы, в последнее время стала отчетливо заметна практика активного вмешательства Запада, особенно США, в дела Грузии, даже в вопросы, касающиеся религиозных интересов нашего народа. В начале 1990-х тогдашняя оппозиция публично жаловалась на посольство США, которое при поддержке ряда политических сил пыталось оказать давление на Патриарха Илию, чтобы грузинская церковь не выходила из экуменистического движения... Просто тогда, в те годы, это было не так заметно.

Объяснение принятия поправок результатами визита в Грузию армянского Католикоса Гарегина II вряд ли имеет отношение к действительности. Тем не менее, не вызовет ли предстоящее изменение статуса Армянской апостольской церкви в Грузии усиления антиармянских настроений? Каковы последствия принятия закона для грузино-армянских отношений?

Лично я думаю, что эти два события просто совпали во времени. Вопросы, для решения которых Гарегин II посетил Грузию, давно уже стоят в повестке дня. Не думаю, что визит главы армянской церкви повлиял на принятие закона в ускоренном порядке. Авторов и лоббистов этого закона не стоит искать на Кавказе. Армяне и грузины - исторические братья и по священным писаниям, и по историческим реалиям. Они вместе боролись ради утверждения и развития христианства на Кавказе. Любой раскол между нами равносилен искоренению христианства в регионе, а это не в интересах самой России, которая после падения Византии взяла на себя роль защитника православного мира, миссию Третьего Рима. Даже разговоры о грузино-армянском противостоянии недопустимы.

На фоне массового недовольства поправками некоторые попытались словить рыбку в мутной воде. Появились высказывания о ксенофобских настроениях, хотя и они никоим образом не смогут внести разлад в многовековые традиции грузинско-армянских отношений. Думаю, ни грузинская, ни армянская общественность и в дальнейшем не поддастся на подобную удочку. А политикам следует с большой осторожностью подходить к этому вопросу.

У Грузинской православной церкви есть не только сторонники, но и идейные противники, аргументы которых сводятся, главным образом, к двум тезисам: среди священнослужителей сильны пророссийские настроения и "нынешний цивилизационный тренд явно противоречит канонам православия" (как сформулировал Гела Васадзе). И если первое утверждение, на мой взгляд, достаточно спорно, то второе, безусловно, соответствует действительности. Другое дело, что это благо, а отнюдь не проблема, с которой нужно бороться.

Врагов много не только у Грузинской православной церкви. Если обобщенно говорить, то все православные государства, да и другие государства с фундаментальными религиями, стали объектами атаки ультралиберальных сил. Достаточно вспомнить Сербию. Тут мы опять имеем дело с геополитическим противостоянием - это борьба между цивилизациями Суши и Моря, вечная борьба между злом и добром на земле.

Мнение о пророссийских настроениях среди священнослужителей совершенно естественно. Нас объединяет наша вера - православие. Грузинские священнослужители, в первую очередь, православные люди, и они любят своих православных братьев и сестер. Такие же настроения и среди русских священнослужителей. И это вовсе не пророссийское или прогрузинское настроение, это христианская любовь к ближнему. Во время службы православные священнослужители в обязательном порядке молятся за здоровье глав всех православных церквей мира. Замечательный и одновременно обнадеживающий пример вышесказанного - встреча патриархов России и Грузии на земле Украины.

Патриарх Грузии всегда мудро оценивал добрососедские отношения между государствами, открыто говорил и говорит о необходимости улучшения российско-грузинских отношений. Российские гражданские и церковные иерархи всегда с пониманием относились к благодатным попыткам Патриарха Грузии. Мы, грузины, хорошо помним, что историческую ориентацию Грузии, в течение столетий находившейся во вражеском окружении, полностью определил религиозный фактор. Два православных народа сформировали практику взаимоотношений именно на основе конфессионального единодушия. Мы не должны забывать, что сегодня именно православие является мишенью. Об этом уже открыто говорят в имперских кругах Запада. Очевидно одно: политические, экономические или же любые другие взаимоотношения могут меняться, но то, что основано на православии, ревизии не подлежит! Вера вечна, так же как Бог! Политики приходят и уходят, оставляя порой слишком тяжелый след в отношениях между народами. Но, как говорил Руставели, существует "истинная справедливость". Это та справедливость, которая не подвластна никаким политикам, Божья справедливость, основанная на доброте, любви и мире.

Великий Лев Толстой как-то напомнил императору, что Господь спросит с него не о царских обязанностях, а об обязанностях людских. И если даже всесильный император должен предстать перед Всевышним лишь с человеческой ношей, нам не остается ничего другого, кроме как жить лишь христианскими ценностями. Надежда, Вера, Любовь - ценности, дарованные Богом.