В Калужской области вот уже 8 лет не утихают страсти вокруг присоединения поселка Куровской к областному центру. Как сообщает 14 августа корреспондент ИА REGNUM в июле этого года, в рамках консультационного опроса, жители Куровского высказались о том, как они видят дальнейшую судьбу своего муниципального образования. В опросе приняли участие 47% избирателей Куровского. Опрос признан состоявшимся. Большинство жителей (25%) поддержали инициативу по объединению муниципального образования городского поселения "Поселок Куровской" с муниципальным образованием "Город Калуга" с вхождением в городскую черту областного центра. Между тем, 24% опрошенных высказались "против" изменении статуса "городского поселения" на "сельское поселение" и присоединении уже сельского населенного пункта Куровской к Калуге.

Сложившаяся патовая ситуация вокруг поселка уже давно вышла за пределы Калужской области. О ней много пишут разные инстанции, говорят на различных съездах, форумах, консультационных советах, собраниях, местные периодические издания посвящают ей целые страницы. Таким образом, калужский поселок Куровской невольно стал этаким нынешним символом отношения власти к народу. Скандал нашел отражение и в блоге депутата Законодательного собрания области Вячеслава Горбатина.

Парламентарий пишет, что "областные власти вину за социальные и коммунальные беды поселка возложили на местных депутатов, большинство которых в поселковой Думе представители политической партии "Справедливая Россия", и которые, по мнению обличающих, "не прислушиваются к жителям Куровского, не хотят объединения с областным центром, боясь потерять "уютные" думские кресла". Еще в 2003 году жители поселка в первый раз обращаются к губернатору области с просьбой включить их населенный пункт в границы областного центра. На что был дан ответ о нецелесообразности данного присоединения. Куровскому предложено стать самостоятельным муниципальным образованием типа "поселение".

В 2007 году инициативная группа обратилась в Поселковую Думу с вопросом об изменении статуса муниципального образования "Посёлок Куровской" с "городского поселения" на "сельское поселение". Опрос населения не выявил единодушного мнения жителей и легитимного большинства. Ситуация не нашла своего решения. В 2009 году, поселковые чиновники вновь стали просится в Калугу. Из области последовал очередной мотивированный отказ, его ключевая фраза: "правовых оснований для преобразования муниципального образования не имеется".

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в 2010 году, в результате выборов, в Поселковую Думу были избраны шесть депутатов из десяти от партии "Справедливая Россия" и ситуация со статусом поселка в корне изменилась. Региональная власть сразу же нашла правовые основания для объединения поселка с Калугой.

Вячеслав Горбатин: "В сентябре глава местной администрации получает письмо от руководителя администрации губернатора области, в котором черным по белому значится "... прошу Вас с участием представительных органов власти в срок до 10.09.2010 года направить в адрес управления по координации взаимодействия с территориями Администрации Губернатора области соответствующее решение Поселковой Думы поселка Куровской о включении городского поселения "Поселок Куровской" в состав муниципального образования городской округ "Город Калуга".

В темпе вальса закружилась чиновничья круговерть. Администрация губернатора, областной парламент, городская Дума Калуги, Дзержинское районное Собрание и даже прокуратура активно взялись за процесс объединения двух муниципальных образований. Как пишет по этому поводу депутат Горбатин "наибольшую активность проявили его коллеги от партии "Единая Россия", которые впрочем, не спешили поинтересоваться мнением жителей поселка, в котором проживают 2500 человек с правом избирательного голоса. Поселковой Думе удалось соблюсти закон. Консультационный опрос был проведен, выявил желание большинства и его результат станет отправной точкой для любых законодательных инициатив. Местные депутаты будут действовать, опираясь на мнение народа, а не на желание чиновников". Впрочем, анализ ситуации рождает целый ряд серьезных вопросов. Вот, что пишет об этом в своем блоге парламентарий Горбатин: "Почему региональная власть резко изменила свое мнение о статусе поселка? Может быть, правящую партию смущает, что в поселковой Думе большинство - депутаты-справедливороссы. Редкий случай российского плюрализма. А может быть, верна версия информационного агентства "REGNUM": "От сложившейся ситуации сами жители Куровского в шоке, но, похоже, на их мнение всем наплевать. Ведь земля их посёлка нужна для развития автомобильного кластера. А что нужно кластеру - то он и забирает...". Истина, наверное, где-то рядом, но знают ее посвященные. Что даст жителям изменение статуса поселка? Присоединение к Калуге превратит Куровской в самый отдалённый, а значит бесперспективный район города. Вырастут налог на землю и цены на ЖКХ. Для решения даже самых мелких социальных вопросов придется ездить в административный центр.

Будут ли при решении судьбы поселка учтены нормы регионального Закона "Об административно-территориальном устройстве Калужской области", согласно которому административно-территориальные единицы могут быть преобразованы в порядке, предусмотренном указанным законом, в том случае, когда имеют общую границу. Городская черта Калуги не имеет соприкосновения с чертой поселка Куровской, поэтому процедура объединения будет довольно сложной. Чиновники видели выход в изменение статуса муниципального образования городское поселение "Поселок Куровской" на сельское поселение. Но местные жители высказались против.

Адекватна ли активность региональной власти в решении вопроса о статусе поселка с точки зрения федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"? В нем четко прописано: "Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации" и "Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий". Жители поселка с инициативой по объединению двух муниципальных образований в Поселковую Думу обратились 10 июня 2011 года, а 10 июля были подведены итоги консультационного опроса граждан. Как можно расценивать действия региональной законодательной и исполнительной власти до этого момента? И насколько они отвечают Европейской хартии о местном управлении, которую ратифицировала и Россия? В частности положениям статьи 8 данного документа: "Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, должен быть предназначен лишь для обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов".

Наверное, эти вопросы останутся без ответа. Каждый из участников событий сделает свои выводы, а пока калужский поселок Куровской остается "горячей точкой" на карте региона и это до тех пор, пока во главу угла в регионе не будет поставлен закон и интересы граждан" cчитает депутат калужского Заксобрания Горбатин.