Аналитики Института региональной информации проанализировали антикризисную деятельность администрации Архангельской области, влияние областного правительства на социально-экономическое развитие региона. В центре исследования оказались важные условия экономической эффективности: высокий уровень политической консолидации внутри региона, единство административной вертикали и отсутствие внутриэлитных конфликтов, сообщает "Бизнес-класс. Архангельск".

В ходе исследования был проведен анализ основных статистических показателей социально-экономического развития региона; анализ информационного поля (федеральные и региональные СМИ); экспертные интервью (опрос экспертов из Архангельской области); электоральный анализ (на основе данных ЦИК РФ). Как отмечается в публичном докладе "Архангельская область: социально-экономическое положение и эффективность исполнительных органов власти", с 2007 по 2010 годы в Архангельской области наблюдается ухудшение большинства социально-экономических показателей. При этом прослеживается совпадение отрицательной динамики со сменой власти в регионе. С момента вступления в должность нового губернатора, начало активной работы которого совпало с началом кризиса в стране, в области фиксируются: спад промышленного производства; сокращение объема инвестиций в основной капитал; усиление зависимости области от федерального бюджета; ухудшение качества управления бюджетным процессом. Согласно данным Минрегиона, по итогам первого полугодия 2011 года Архангельская область вошла в группу из 57 регионов с наихудшим сводным индексом социально-экономического положения. По большинству показателей Минрегион повесил на область ярлык, позволяющий сделать вывод, что итоги социально-экономического развития у нас "хуже среднероссийских".

Финансовый кризис привел к резкому ухудшению ситуации в лесопромышленном комплексе региона. В свою очередь, сложная ситуация в основной отрасли Архангельской области оказала непосредственное влияние на социальную обстановку - многие предприятия были вынуждены перейти на сокращенный режим работы, приступить к сокращению персонала. При этом крупным лесопромышленным холдингам удалось сохранить трудовые коллективы, свернув практически все крупные производственные и инвестиционные программы.

Низкое качество управления региональной экономической политикой приведет к дальнейшему росту социальных и экономических рисков, считают специалисты Института. В условиях повышенной дотационности областного бюджета (в 2010 году доля федеральных дотаций составила рекордные 23%) и отсутствия хорошо выстроенных связей на федеральном уровне, Архангельская область имеет минимальные шансы на дополнительные объемы федеральных дотаций.

Серьезные риски для развития Архангельской области представляет ситуация в региональном ЖКХ. В этом смысле Архангельская область входит в список неблагонадежных субъектов РФ, над которыми установлен дополнительный контроль со стороны надзорных ведомств. Кроме того, кризис в ЖКХ напрямую влияет на степень готовности региона к предстоящему отопительному сезону. Учитывая провальные результаты (последнее место) по итогам предыдущего осенне-зимнего сезона, область будет нахо-диться под особым контролем Москвы. Для северных регионов "готовность к отопительному сезону" традиционно считается важным политическим фактором.

К слабым сторонам экономической политики региональных властей стоит отнести и отсутствие серьезных сдвигов в диверсификации экономики Архангельской области. Ориентация действующей администрации на продвижение транспортных проектов (строительство глубоководного морского порта в Архангельске и прокладка магистрали "Белкомур"), которые не имеют ясной поддержки федерального центра и крупного бизнеса, может привести к провалу их реализации и дополнительным бюджетным потерям. В долгосрочной перспективе более целесообразной представляется разработка совместных проектов с соседними регионами. Например, заслуживает внимания проработка концепции дифференциации грузовых потоков в Мурманском (газоконденсатные, нефтяные грузы) и Архангельском портах (контейнерная база).

Перспективным социально-экономическим проектом для региона представляется создание специальной судостроительной зоны в Северодвинске (на базе "Севмаша"). Предприятия, расположенные в таких зонах, получат льготы по уплате НДС, налога на имущество, землю и амортизационным отчислениям. Для региональных властей на подготовительном этапе важно участие в проработке необходимой проектной документации совместно с Минфином, Минтрансом и Минэкономики.

В регионе накапливаются проблемы, связанные со слабым контролем над деятельностью компаний-монополистов (в различных сферах). Так, актуальной остается проблема газификации (в первую очередь, Северодвинской ТЭЦ), которую в очередной раз может сорвать ТГК-2. Кроме того, в регионе нарастает конфликт с компаниями-операторами подвижных железнодорожных составов. Из-за неурегулированности отношений с РЖД и местными предприятиями наблюдается острая нехватка вагонов для перевозки грузов.

Актуальной политической задачей для администрации Архангельской области является получение контроля над органами местного самоуправления. Стоит отметить, что на фоне других регионов СЗФО область пока слабо продвинулась в процессе внедрения института сити-менеджеров. Крупным политическим проигрышем можно считать провал планов по внедрению института сити-менеджеров в крупнейшие города области - Архангельск, Новодвинск, Северодвинск. На фоне сложной социально-экономической ситуации структура исполнительной власти Архангельской области отличается низкой степенью консолидации. Высокая степень поляризация партийной системы региона позволяет говорить об ослаблении степени контроля губернатора над процессами партийного строительства в регионе.