Чувашия готова вести агрессивную политику продвижения региона для привлечения инвесторов. Эту функцию будет выполнять созданная месяц назад государственная "Корпорация развития Чувашской Республики". Амбиции госкорпорации простираются и на внешние рынки, в том числе зарубежные. В идеале республика могла бы иметь торгпредставительства в ключевых странах. Об этом журналистам рассказали идеологи проекта, руководитель корпорации Анатолий Данилов и глава ТПП Чувашии Игорь Кустарин, передаёт корреспондент ИА REGNUM.

О том, что Чувашии не достаёт пиара, признались все. Не те ресурсы, что у богатых соседей, считает Анатолий Данилов. По его мнению, инвестор в республике в большинстве своём появляется случайно, буквально тыча пальцем в карту: центр России и хороший транспортный коридор благоприятны с точки зрения логистики. Теперь "инвестпроводником" будет корпорация, которая должна работать "последовательно и методично". При этом в корпорации намерены не ждать гостей, а активно ездить сами. "Есть женский тип менеджмента - не по половому признаку, а по типологии, когда приглашают в гости к себе, а есть мужской - когда сам себя продвигаешь, сам ездишь всюду", - пояснил Кустарин, отметив, что необходимо использовать все методы, все типы, типологии".

Для того, чтобы "активно ездить" и "продвигать", предусмотрены бюджетные средства: уставной фонд госкорпорации составляет 5 млн рублей. Анатолий Данилов пояснил, что в штате всего пять человек и вся финансовая отчётность будет публиковаться: открытость и прозрачность - главные принципы. Он рассчитывает на успех, основываясь на опыте других регионов, которые давно имеют подобные структуры, - например, Калужская область теперь с мощнейшим автомобильным кластером, Липецкая область, куда недавно пришёл ведущий мировой производитель шин. При этом глава госкорпорации подчеркнул, что не стоит рассчитывать на быстрые результаты в ближайшее время, но отметил, что в первый же месяц работы корпорации состоялось "неожиданно много" полезных контактов и встреч.

Среди заинтересовавшихся - не только местные бизнесмены, но и представители бизнеса из других регионов страны и даже зарубежные. Чувашия, считающаяся родиной картофеля, до сих пор не имеет не только завода по переработке, но даже заводика по упаковке. Небольшим СХПК строительство перерабатывающего завода не под силу, а вот создав кооперацию, вполне возможно, считает Данилов. При этом, по его словам, необходимо сразу же предусмотреть выход на внешние рынки: "Нужно конкурировать не внутри региона, а вместе, объединившись, - на внешнем рынке. Как китайцы". В этом смысле большое значение могло бы иметь создание торгпредставительств, сказал он. Пока наши бизнесмены неохотно участвуют даже в совместных выставках, хотя две третьих суммы затрат компенсирует региональный бюджет, возвращал к современной действительности многоопытный Игорь Кустарин. Но его замечание не поколебало веру и решительность Анатолия Данилова, позитивно настроенного и одухотворённого идеей.

Глава госкорпорации сообщил, что норвержцы проявляют интерес к лесопереработке, американцы - к проекту стекольного завода, заинтересованность проявляет Японский центр в Нижнем Новгороде, который о Чувашии тоже почти ничего не слышал. "Уже как минимум 10 лет Японский центр интересуется Чувашией",- поправили журналисты Анатолия Данилова, для которого почему-то оказалась новой информация о том, что японцев пытались затащить много лет назад, выделив под строительство автозавода площадку под Канашом, однако "Тойота" появилась в Петербурге.

Глава госкорпорации, возможно, и смутился от "правды прошлого", но виду не показал, сделав пояснения, что у Японского центра - новый руководитель. Журналисты, конечно, засомневались в проведении профессионального аудита вновь созданной корпорацией, но скоропалительных выводов делать не стали: месяц работы - не срок. Хотя господин Данилов, имевший 20-летний опыт работы на приборостроительном заводе "Элара", курировавший проект строительства вагоноремонтного завода в Канаше концерна "Тракторные заводы" и занимавшийся частным бизнесом (сеть "Росзолото" и магазины одежды "Бродвей"), прошедший конкурсный отбор из трёх претендентов, показался им немного "пришельцем".

"Зарубежные компании опасаются зайти в регион с частником, потому что с частником рисков много. Кто-то обжигался на частнике. Даже у самого честного что-то может не получиться, - развивал мысль Анатолий Данилов, отметив, что, судя по контактам и встречам, к государственной корпорации другое отношение, "все хлопали в ладоши". - Зарубежный бизнес готов работать с государством, государством в лице ОАО. Мы предлагаем участвовать в проектах таким вариантом".

Он отметил, что корпорация будет использовать весь инструментарий для привлечения инвестиций в регион, акцентируя внимание на создании принципа "одного окна". По сути, корпорация и станет тем самым "одним окном". При строительстве предприятия всегда возникает земельный вопрос, объяснял он. Для выделения земли под проект необходимо 40 согласований и подписей, по оценке экспертов, оформительно-разрешительная документация растягивается до трёх лет. Корпорация возьмёт на себя разработку земельных участков, "сопровождение некого техзадания на землю и будет предлагать готовые документы", пояснил Данилов. "Наш ресурс - административный", - отметил глава госкорпорации, обратив внимание на "правильное толкование" данного понятия и пояснив, что под этим надо понимать "помощь" со стороны органов власти.

Корпорация должна работать и на сближении интересов разных бизнесов, актуализировав информацию о потенциальных продавцах земли и покупателях, помогал с примерами Кустарин и толкуя правильное понимание "административного ресурса" корпорации. Например, информация о владельцах земли и имущества известна, но о намерениях их владельцев - почти ничего. Точно так же, как не известно о желающих их приобрести, конкретизировал глава ТПП Чувашии, отметив, что составление такой базы данных - тоже в поле деятельности корпорации.

Анатолий Данилов отметил, что корпорация готова вносить в уставной капитал новых предприятий свою долю в виде земельных участков, которыми владеет республика. Конечно, это не 50%, это всего 3-5%, с которых республика может получать дивиденды или потом продать, ведь через несколько лет "бизнес будет стоить дороже". Однако главная цель создания корпорации - "развить бизнес, экономику, а значит Чувашскую Республику", "а не получать прибыль", напомнил он, отметив, что у аналогичной татарской структуры, к примеру, задача - "не получить убытки".

"Пиар республики, экспертиза и продвижение инвестиционных проектов, частно-государственное партнёрство, организация и взаимодействие органов власти с инициаторами проектов, - вот четыре задачи, которые ставит перед собой корпорация", - подчеркнул Анатолий Данилов. Он сообщил, что в настоящее время "Корпорация развития" готовит вместе с Минэкономразвития инвестиционный паспорт Чувашии с тем, чтобы раздавать этот документ "на экономических форумах, выставках, в посольствах, при личных встречах".

Полуторачасовое общение с журналистами свернул глава ТПП: руководитель госкорпорации развития Чувашии Анатолий Данилов торопился на Московский автосалон-2011.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, в Чувашии создали ОАО "Корпорация развития Чувашской Республики" со 100-процентной долей собственности республики по указу президента от 26 мая. Уставной капитал вновь созданного ОАО - 5 млн рублей. Корпорация будет координировать процессы развития инфраструктуры, привлечения инвестиций и проработки конкретных инвестиционных проектов на территории республики. С созданием Корпорации развития Чувашской Республики предполагается исключение дублирования функций в её деятельности и деятельности органов исполнительной власти Чувашии. Ей отводится роль финансово-экономического инструмента, которого будут эффективнее решаться вопросы по формированию инвестиционных площадок - территорий опережающего развития.

Как поясняют в Минэкономразвития Чувашии, решению о создании корпорации предшествовал рост инвестиционной привлекательности республики, приведший к необходимости организации работы с инвесторами на качественно новом уровне. В 2010 году рейтинговое агентство "Эксперт РА" оценило инвестиционную привлекательность Чувашии как 3В1 (средний класс). По данным Минэкономразвития Чувашии, за 2009-2010 годы по сравнению с предыдущими годами республика поднялась на более высокую ступень по туристическому потенциалу (41-е место при 49-м за 2008-2009 годы), трудовому потенциалу (38-е при 41-м), не изменился законодательный риск (58-е). Среди 83 регионов России Чувашская Республика входит в число регионов с умеренным риском. По инвестиционному потенциалу республика находится на 54-м месте, опережая такие регионы, как Астраханская, Кировская, Амурская, Тамбовская области и Бурятия.

В 2010 году в основной капитал республики за счёт всех источников финансирования вложено 43,8 млрд рублей инвестиций, или 122% к уровню 2009 года (по России - 106%). В организации от иностранных инвесторов поступило инвестиций на сумму 87 млн долларов США, или 188,1% к уровню 2009 года.