Ведущую роль в гуманитарной сфере имеют и несут всю полноту ответственности за ситуацию с правами национальных меньшинств и их недискриминацией национальные законодательные органы стран-участниц Евросоюза, утверждает евродепутат от Латвии Татьяна Жданок (ЗаПЧЕЛ). От того, насколько четко выраженной будет позиция самих национальных меньшинств в странах Прибалтики и представляющих их интересы политиков на национальном уровне, зависит и внимание к их проблемам Европарламента, заявила она, выступая с докладом на проходившей в Риге 28 августа региональной конференции российских соотечественников в Прибалтике. В этой связи, односторонний мораторий некоторых политических сил на актуализацию так называемых национальных вопросов, по ее мнению, выглядит странно, передает корреспондент ИА REGNUM.

"Что может сделать Европейский парламент в плане соблюдения прав национальных меньшинств в Латвии, Литве и Эстонии? В Евросоюзе существует полное разграничение полномочий и компетенции между европейскими руководящими структурами и национальными государствами-членами ЕС, прописанное во всех договорах, в том числе, последним из них - Лиссабонским договором. Прием все больные вопросы русского населения стран Прибалтики - гражданство, язык, образование - полностью в компетенции самих государств-членов Европейского сообщества. И если до 85% законодательства в сфере финансов, налогов и социальной защиты, в соответствии с последними договоренностями Саркози - Меркель, решено передать Евросоюзу, то гуманитарные вопросы - последнее, что осталось в ведении государств-членов", - сказала Жданок.

Поэтому и решать вопросы гражданства, языка и образования нужно на уровне государств, подчеркнула евродепутат, добавив, что европейские структуры могут помочь только влиянием. "Но влияние со стороны Европы будет тем сильнее, чем сильнее идет работа на месте и общественных организаций, и политических партий, и - это отдельный вопрос - России и российских структур", - добавила Жданок.

Правда, по ее словам, появился "некий инструмент" - Хартия фундаментальных прав ЕС, которая включена в Лиссабонский договор как обязывающий документ. "Опираясь на нее, мы все болезненные "русские" вопросы трактуем через призму недискриминации. Мы доказываем, что хотя сферы гражданства, языка и образования находятся в компетенции государств, но по мере того, как эти вопросы превращаются в дискриминацию части населения, они переходят в компетенцию Евросоюза", - сказала Жданок, уточнив, что и в этом случае речь может идти только о рекомендациях ЕС, а не о документах прямого действия, т.е. обязательных к исполнению.

В тех сферах права, в которых все-таки возможно прямое действие европейских законодательных актов - регламентов. "Регламенты мы используем применительно к негражданам Латвии и Эстонии. Таким образом, удалось изменить визовый регламент, благодаря чему с 2006 года обладатели фиолетовых паспортов в Латвии и серых - в Эстонии получили право свободно перемещаться по Евросоюзу (кроме Англии и Ирландии), обращаться и получать консульскую помощь", - пояснила Жданок.

Что касается рекомендаций, то их в резолюциях Европарламента до 2004 года по адресу стран Прибалтики было очень мало. Так, в резолюциях ЕП о готовности Латвии и Эстонии к вступлению в Евросоюз упоминалась возможность предоставления постоянным жителям-негражданам (с оговоркой - "родившиеся" в стране проживания) права участия в местных выборах, напомнила Жданок.

"Что удалось сделать после вступления Латвии в Евросоюз? В июне 2005 года проходила резолюция английского социалиста Мораеса о правах национальных меньшинств. Работая вместе, мы включили в проект ссылки и на проблему безгражданства, и на другие проблему русского меньшинства в странах Прибалтики. Однако вмешались другие латвийские, а также эстонские и литовские депутаты - здесь они работают заодно - и благодаря голосам правых политических фракций из окончательного текста доклада эти ссылки исчезли. В июне 2006 года доклад о стратегии Евросоюза в борьбе с дискриминацией, который готовила я. К сожалению, докладчик, как бы он не отстаивал свою позицию, зависит от позиции и голосования других политических групп. В силу перевеса правых из окончательного текста доклада были удалены позиции, связанные с правами неграждан и цыганского меньшинства. К противодействию этим докладам наши оппоненты были готовы, поэтому они активно лоббировали свои поправки. Но нам удалось провести интересы национальных меньшинств в тех докладах, в которых они этого не ожидали. Так, накануне новых парламентских выборов 2009 года в две резолюции Европарламента удалось ввести рекомендации о том, что неграждане должны принимать участие в местных выборах, и за это проголосовали почти все латвийские депутаты. При рассмотрении доклада польского депутата Урсулы Гацек о проблемах и перспективах европейского гражданства в апреле 2009 года была принята моя поправка - признание того, что постоянно проживающие в государствах ЕС лица без гражданства должны иметь право голосовать на местных выборах. За нее проголосовали все депутаты от Латвии. И в том же апреле шестеро правых латвийских депутатов (Андреевс, Вайдере, Зиле, Кристовскис, Лиепиня и Пикс) поддержали доклад ирландского социалиста Проинсиаса де Росса о деятельности Комитета по петициям в 2008 году. Между тем, в тексте доклада выражена озабоченность большим количеством петиций из Латвии в связи с отсутствием права голоса для неграждан и говорится: "Европарламент напоминает, что международные организации (идет их перечисление) рекомендовали Латвии дать негражданам право голоса на муниципальных выборах, и призывает Еврокомиссию содействовать решению проблемы неграждан, из которых многие родились в Латвии"", - рассказала Жданок.

Затем она остановилась на работе в Комитете по петициям Европарламента, членом которого является и возможности которого использует для привлечения внимания к проблемам русскоязычного населения стран Прибалтики: "С самого начала - в апреле 2005 года - мы подали индивидуальную петицию по делу Юрия Петропавловского, которому, как известно, по причине активной работы в Штабе защиты русских школ латвийские власти отказали в присвоении гражданства, хотя он прошел все этапы натурализации и свободно владеет латышским языком. Его дело в настоящий момент рассматривается в Европейском суде по правам человека и потому в Европарламенте пока заморожено. Мы же пошли по пути подачи коллективных петиций. Собрав в Латвии 16 145 подписей под требованием о предоставлении негражданам права участия в местных выборах, мы направили его в Комитет по петициям ЕП, где она и была рассмотрена весной

2008 года. Чтобы информировать депутатов мы еще в сентябре 2006 года подготовили и презентовали книгу "THE LAST PRISONERS OF THE COLD WAR" ("Последние пленники холодной войны"), а в апреле 2008 года - брошюру "CITIZENS OF A NON-EXISTENT STATE" ("Граждане несуществующей страны"). Совсем недавно - в феврале 2011 года - мы провели через Комитет по петициям еще одно коллективное обращение уже от жителей Эстонии (его подписалли более 3000 человек) с требованием предоставить негражданам Эстонии право участвовать в выборах Европарламента. Эта петиция будет рассмотрена Европарламентом".

Жданок отметила, что резолюции Европарламента учитываются при подготовке директив ЕП - еще одного типа постановлений непрямого действия. По ее словам, в Европарламенте готовится так называемая горизонтальная антидискриминационная директива, котораую страны-члены Евросоюза должны будут ввести в свое законодательство. Этим будут заниматься национальных парламентов - это их работа.

"В связи с этим мне совершенно непонятна позиция некоторых партий ("Центр согласия" и Партия реформ Затлерса - ИА Regnum), которые предлагают ввести мораторий на законодательные инициативы такого характера. Как мораторий? А чем вы тогда будете заниматься, если именно в вашей компетенции находятся все законодательные инициативы, лежащие в плоскости гражданства, языка, образования?", - выразила недоумение Жданок.

По ее инициативе в Европарламенте в феврале 2009 года были проведены дебаты о праве голоса для латвийских неграждан, на которых многие депутаты заявили, что Латвии следовало бы выполнить рекомендацию Европарламента от 2004 года и присвоить право голоса негражданам на выборах местных самоуправлений.

"Мы будем продолжать практику проведения дебатов по проблеме массового безгражданства на предстоящей осенней сессии Европарламента. Когда инициатором таких дебатов отказался стать Комитет по петициям, мы заявили их от имени четырех лево-центристских фракций Европарламента. Однако подкачали либералы, которые отказались поддержать предложение завершить дебаты резолюцией. И на этот раз основная борьба развернется вокруг вопроса о резолюции - принимать ее по итогам дебатов или не принимать. В группе либералов Латвию представляет Ивар Годманис (ЛПП/"Латвийский путь"), поэтому либералы торпедируют такое развитие событий, а без них у нас нет большинства", - сказала Жданок.

И завершила евродепутат тем, с чего начала: "Если не будет достаточно широкого движения в наших странах, то эффективность работы в Европарламенте в несколько раз снижается. Но работаем".