За неделю до президентских выборов в Абхазии в августе появилась новая русскоязычная газета "Адуней" ("Мир"), которую многие посчитали репатриантской, поскольку ее учредитель и главный редактор Ушача Джабагъ, а также значительная часть сотрудников являются репатриантами из Турции. Кроме того, в первых двух номерах еженедельника был опубликован материал о махаджирах. В новых номерах газеты появились статьи на абхазском языке. Редактор газеты Ахра Смыр в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил, что газета - не репатриантская и появилась в преддверии выборов не специально, а "по стечению обстоятельств".

По словам Смыра, "Адуней", скорее, бизнес-проект. Учредитель газеты 20 лет назад репатриировался в Майкоп (Адыгея), он гражданин РФ, в Турции он занимался PR и фотографированием, поэтому в Абхазии он продолжает бизнес, связанный с его профессией, рассказал Смыр. Тираж газеты 1,5 тысячи экземпляров, продается она в Сухуме за 20 рублей. При том, что газеты стали изживать себя, создатели "Адуней", как заявляет Смыр, рассчитывают получать прибыль от нее.

"В Абхазии основная часть жителей - это потребители телевидения, молодежь более-менее активно использует интернет. Все остальные, особенно в регионах, а особенно в деревнях, это люди, которые оказались вне информационного пространства. В Абхазии нет ни одной централизованной организации, которая бы занималась развозом чего бы то ни было, Почта Абхазии не работает, ежедневно или еженедельно что-то доставить из пункта А в пункт Б, если это не твоя собственная машина, невозможно. Мы выяснили, что в городе Гал абхазские газеты практически не продаются", - рассказал Смыр.

По его словам, "Адуней" распространяется в различных магазинах, есть интернет-версия издания, а в деревни планируется доставлять газету на автобусах, которые ежедневно приезжают на сухумский рынок.

Смыр подчеркнул, что газета не будет акцентировать внимание на проблемах отдельно репатриантов: "Исходя из своего понимания вещей, мы стараемся делать газету интересной и для репатриантов, и для диаспоры за рубежом, и для Северного Кавказа. Нас интересует регион в целом, внешний мир, не только Абхазия".

Редактор газеты считает, что отдельной политической силой репатрианты в Абхазии стать не могут. "Все репатрианты, которые здесь находятся, используют методы, которые им знакомы по жизни в Турции, - организация бизнеса, но их компаньоны - это всегда местный бизнес, местные люди. Как такового обособления репатриантов от остальной жизни Абхазии не происходит. Они стремятся интегрироваться, а не обособляться", - отметил Смыр.

Комментируя слова российского эксперта Феликса Станевского, заявившего после президентских выборов в Абхазии, что при случае "Турция постарается использовать махаджиров против России, однако это произойдет в случае резкого ослабления России", Смыр заявил: "В этом случае г-н Станевский выступил в качестве "капитана Очевидности" - естественно, если одна геополитическая сила уступает, то ближайшая будет занимать эти позиции".

"Говоря об использовании махаджиров, Станевский, видимо, проводит какие-то аллюзии на события XIX века, когда в результате Русско-турецкой войны Российская империя уступила стратегические позиции в Абхазии и Турция использовала именно боевые соединения этнических абхазов для того, чтобы как-то здесь свое присутствие проявить. Но это был XIX век. Это выкладки, которые отражают мышление XIX, но не XXI века", - сказал Смыр.

Как отметил, Смыр, в Абхазии для репатриантов пока проблем больше, чем путей их решения. "Это, во-первых, проблема с документами. Приезжает гражданин Турецкой республики, где возможные фамилии, которые человек может получить при рождении, определены циркуляром еще со времен Кемаля Ататюрка, и других фамилий он себе взять не может, будь это этническая или какая-либо другая фамилия. Приезжает сюда человек по фамилии Эзтюрк (переводится как настоящий турок), а у него какая-то своя фамилия есть, он ее восстанавливает. Документы в абхазском паспорте и документы в турецком паспорте не совпадают. Это вызывает массу вопросов при пересечении, допустим, российской границы. Недавно парламент Абхазии принимал закон по этому поводу", - отметил он.

Однако, по словам Смыра, "есть постепенный прирост людей, которые желают репатриироваться и делают это".