В последнее время на политическом поле Приднестровья, в виду явно начавшегося, в преддверии президентских выборов, противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти, стали происходить события, вызывающие не только недоумение, но и решительное несогласие с их сущностной и организаторской постановкой.

Речь идет о четко просматриваемой попытке значительной части депутатов Верховного Совета ПМР, в лице части его комитетов и комиссии по внешней политике и международным связям, под разными предлогами "отфутболить" проект закона "О целях и принципах переговорного процесса с Республикой Молдова" на периферийную площадку для организации так называемых парламентских слушаний, и, соответственно, затягивания процедуры его принятия.

Мотивация и аргументация депутатов, объясняющих необходимость проведения долговременных слушаний, причем с приглашением зарубежных специалистов и экспертов не выдерживает никакой критики. Проект закона, на наш взгляд, имманентно соответствует Конституции ПМР, не дублирует существующее законодательство и направлен на то, чтобы законодательно закрепить, главным образом, правовые, организационные и политические основы переговорного процесса с Республикой Молдова. Причем, важнейшими условиями и принципами переговорного процесса выступают взаимное уважение суверенитета и независимости ведущих переговоры государств, равенство сторон конфликта в переговорном процессе.

Другими словами, внесенный президентом республики законопроект в режиме законодательной необходимости, который должен рассматриваться в Верховном Совете в первоочередном порядке, по "не ясным основаниям" откладывается на "потом". По нашему мнению, это связано с предстоящими президентскими выборами и надеждами "депутатского корпуса" на избрание "своего" президента, который возможно отзовет эту законодательную инициативу, которая, судя по всему, его (корпус) не устраивает. Хотя, вроде все должны понимать, что не только ничего "криминального" в этом законопроекте нет, но он крайне необходим приднестровскому обществу и государству, особенно сегодня, когда возобновляется полноценный молдавско-приднестровский переговорный процесс, тем более что аналогичный закон уже давно принят в Республике Молдова. Следовательно, соображения у депутатов формируются из другого блока "проблем".

Скорее всего, как бы нам не хотелось об этом говорить, вопрос упирается в категорическое "нельзя" исходящее из некоего "управляющего центра". "Нельзя" в контексте вырабатываемой сегодня отдельными международными политическими акторами стратегии молдавско-приднестровского урегулирования через объединение Молдовы и Приднестровья. "Нельзя", поскольку некоторые из этих политических акторов и оказывают основную поддержку в разворачивающейся президентской кампании своему или своим кандидатам из депутатского корпуса. Разумеется, мы не может решительно утверждать, что все это именно так и происходит. Если, все же, это действительно соответствует действительности, то получается, что значительная часть депутатского корпуса Верховного Совета ПМР, следуя корпоративной этике, отказываясь в ускоренном порядке рассматривать и принимать вышеобозначенный законопроект, фактически ставит под сомнение суверенитет и независимость Приднестровской Молдавской Республики. Нам бы очень хотелось в этом ошибиться.

Илья Галинский, директор приднестровского НИИ стратегического анализа и прогнозирования